Заключение Комитета Совета Федерации по бюджету от 24 ноября 2011 г. N 3.6-06/986
на проект федерального закона N 589200-5 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 18 ноября 2011 года, Комитет отмечает следующее.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов таможенного регулирования и федеральных налогов.
Проект Закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации с целью индексации ставок акцизов, которая учтена в доходной части проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Однако в ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе он был дополнен многими новыми положениями, не связанными с его концепцией. Члены Совета Федерации внесли 10 поправок к законопроекту, 8 из которых по сути были учтены.
Закон вносит изменения в пять глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также в несколько законов: Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I "О таможенном тарифе", Федеральный закон от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
В части акцизного обложения Законом вносятся уточнения, связанные с вступлением в силу с 1 июля 2012 года статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ, которая предусматривает существенное изменение применяемой терминологии в части определения спирта и различных видов алкогольной продукции, признаваемых подакцизными товарами. В частности, "этиловый спирт из всех видов сырья, в том числе спирт коньячный" будет называться "этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый", "вина натуральные" - "вина, фруктовые вина", "вина шампанские, игристые, газированные, шипучие" - "игристые вина (шампанские)" и т.п. Поэтому по всей главе 22 Кодекса "Акцизы" уточняется понятийный аппарат, а также вносится ряд изменений в федеральные законы.
Однако следует отметить, что Законом предоставляется ничем не ограниченное право Правительству Российской Федерации исключать из перечня подакцизной алкогольной продукции отдельные виды пищевой продукции (статья 4 Закона). Вместе с тем, перечень подакцизных товаров является составной частью такого элемента налогообложения как объект налогообложения федерального налога и, по мнению Комитета, не может определяться нормативным правовым актом органа исполнительной власти.
Не признаются объектом обложения акцизами операции по передаче в структуре одной организации произведенных винных, виноградных, плодовых, коньячных и иных дистиллятов для выдержки или купажирования в целях дальнейшего производства или розлива этой же организацией алкогольной продукции (статья 183 Кодекса). Уточняются условия и порядок освобождения от уплаты акциза и авансовых платежей при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации при предоставлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии (статья 184 Кодекса).
Законом предусмотрена значительная индексация ставок акцизов на подакцизную продукцию на 2012-2014 годы (статья 193 Кодекса). При этом в 2012 году индексация ставок акцизов на алкогольную, табачную продукцию и нефтепродукты будет происходить в два этапа: с 1 января 2012 года и с 1 июля 2012 года.
В соответствии с Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года акцизы на алкогольную продукцию увеличиваются более высокими темпами, чем прогнозируемые темпы инфляции.
Так, ставки акцизов на этиловый спирт в первом полугодии 2012 года вырастут по сравнению с 2011 годом на 9%, а в целом за год - на 29%. Рост ставок акцизов на спиртосодержащую продукцию составит в первом полугодии 2012 года 21%, в целом за год - 42%, на алкогольную продукцию (доля этилового спирта свыше 9%) - соответственно 10% и 30%, на алкогольную продукцию (доля этилового спирта до 9%) - соответственно 21% и 42%.
На 2013 год планируются темпы прироста ставок акцизов на указанную продукцию от 19% до 34%, а на 2014 год - 25%.
На фруктовые и игристые вина предусматривается увеличение ставок акцизов в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 20-22%, а затем темпы прироста снижаются (по фруктовым винам они составят 17% и 14% в 2013 и 2014 годах, по игристым винам - 9% и 4% соответственно).
На пиво ставки акцизов будут увеличиваться ежегодно в среднем на 20-25%. Более высокий рост предусмотрен для пива с долей этилового спирта свыше 8,6%.
Комитет обращает внимание, что Государственная Дума не поддержала поправки членов Совета Федерации, предусматривающие высокие ставки акцизов для винных и пивных напитков, изготовленных без добавления этилового спирта. Между тем, применение более высокого акцизного обложения низкокачественной алкогольной продукции вполне соответствует проводимой государственной политике по снижению доступности такой продукции для населения.
Законом предусматривается объединение существовавших в Кодексе подакцизных групп "сигареты с фильтром" и "сигареты без фильтра, папиросы" в одну группу - "сигареты, папиросы", а также существенный рост их ставок акцизов, что связано с реализацией государственной политики противодействия потреблению табака.
По сравнению с 2011 годом ставки акцизов на эти подакцизные товары увеличатся (без учета адвалорной составляющей) в первом полугодии 2012 года на 29-44%, в целом за год - на 39-56%. На 2013-14 годы планируются ежегодные темпы прироста данных ставок на уровне 40-45%.
Закон устанавливает, что информация о максимальных розничных ценах табачных изделий, указанная в уведомлениях, поступающих в налоговые или таможенные органы, подлежит опубликованию в информационной системе общего пользования ФНС России или ФТС России (статья 187.1 Кодекса). Данная норма вступает в силу в 1 января 2012 года.
Выше чем на уровень инфляции будут проиндексированы ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла. При этом предусмотрена дифференциация ставок на бензин и топливо в зависимости от их класса: на более качественные нефтепродукты ставки акцизов установлены более низкие. То же самое относится и к темпам их ежегодного увеличения.
В частности, на автомобильный бензин, не соответствующий классам 3-5, ставка акциза вырастет в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 37%, а в 2013 году - на 23%. В то же время ставка акциза на бензин класса 5 вырастет в первом полугодии 2012 года на 33%, а во втором полугодии она снизится до уровня 2011 года, на котором должна остаться и в 2013 году.
Ставки акцизов на дизельное топливо в зависимости от его класса будут ежегодно увеличиваться в среднем на 30-70% в 2012 году, на 35-45% в 2013 году и на 10% в 2014 году.
Важные изменения вносятся в главу 26 Кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых". Во-первых, меняются размеры налоговых ставок при добыче газового конденсата и природного газа (статья 342 Кодекса). Налогообложение газового конденсата будет производиться по ставке 556 рублей за 1 тонну в 2012 году, 590 рублей в 2013 году, 647 рублей в 2014 году (ранее ставка составляла 17,5% от стоимости).
Ставки налога при добыче природного газа увеличиваются с 251 рубля до 509 рублей за 1000 куб. м в 2012 году, с 265 рублей до 582 рублей в 2013 году, то есть фактически более чем в 2 раза. Начиная с 1 января 2014 года установлена ставка в размере 622 рубля за 1000 куб. м.
При этом Закон устанавливает пониженные ставки налога на добычу полезных ископаемых для следующих категорий налогоплательщиков:
не являющихся в течение всего налогового периода собственниками объектов Единой системы газоснабжения;
не являющихся организациями, в которых непосредственно или косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50%.
Для них налогообложение производится по ставке, умноженной на коэффициент 0,493 в течение 2012 года, коэффициент 0,455 в течение 2013 года и коэффициент 0,447 начиная с 1 января 2014 года.
Дополнительные поступления налога на добычу полезных ископаемых в связи с увеличением налоговых ставок на природный газ уже учтены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Во-вторых, предоставляются льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на участках недр, расположенных в границах Республики Татарстан и в границах Республики Башкортостан (новая статья 343.2 Кодекса). Это связано с тем, что с 1 октября 2011 года Правительством Российской Федерации была введена новая система расчета вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Новая формула расчета пошлин учитывает не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 доллара за тонну, а 60%, что приведет к снижению вывозной таможенной пошлины на нефть. При этом ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты увеличиваются до уровня 66% от пошлины на нефть.
В результате применения нового режима расчета вывозных таможенных пошлин нефтяные компании, у которых мощности переработки превышают объемы добычи нефти, окажутся в невыгодном положении и будут нести потери (речь идет о компаниях "Татнефть" и "Башнефть").
В целях компенсации данных потерь устанавливается налоговый вычет при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в связи с добычей нефти на территории Республики Татарстан. Вычет можно применять при выполнении следующих условий: лицензия на право пользования участками недр выдана до 1 июля 2011 года и начальные запасы нефти каждого участка недр по состоянию на 1 января 2011 года составляют более 2500 млн. т. Данный налоговый вычет применяется за налоговые периоды с 2012 до 2016 года включительно, а его сумма определяется по формуле:
630,6 х Кп,
где Кп - это коэффициент, характеризующий размер ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.
При добыче нефти на территории Республики Башкортостан налоговый вычет применяется при выполнении следующих условий: лицензия на право пользования участками недр выдана до 1 июля 2011 года и начальные запасы нефти каждого из участков недр по состоянию на 1 января 2011 года составляют более 200 млн. т. Данный налоговый вычет применяется в 2012-15 годах, а его сумма определяется по формуле:
193,5 х Кп.
В связи с введением нового коэффициента Кп вносятся дополнения в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" (статья 2 Закона). Правительство Российской Федерации должно разработать порядок, в соответствии с которым средняя цена на нефть марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья, определенная по результатам мониторинга цен на нефть, ежемесячно будет доводиться через официальные источники информации. Данное положение вступает в силу с 1 января 2012 года.
У Комитета имеются замечания по порядку применения указанных налоговых вычетов. Нечетко определен механизм реализации положения пункта 5 новой статьи 343.2 Кодекса предусматривающего право налогоплательщика самостоятельно определять среднюю цену тонны нефти марки "Юралс". Это связано с тем, что в норме отсутствуют ссылки на какие-либо правила исчисления средней цены нефти за налоговый период, например, на положения пункта 3 статьи 342 Кодекса. Вследствие этого неясно, могут ли правила этой статьи применяться и при применении налогового вычета.
В пункте 7 новой статьи 343.2 Кодекса приведено не вполне точное наименование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Вступление в силу изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" с 1 января 2012 года не соответствует статье 6 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", согласно которой акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования.
Закон вносит по одной новой норме в главу 21 "Налог на добавленную стоимость", главу 23 "Налог на доходы физических лиц" и главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения". Из объекта обложения налогом на добавленную стоимость исключаются услуги по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация. Действие этого положения Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
В части налога на доходы физических лиц предусматривается освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт (статья 217 Кодекса). Это связано с внесением изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", которые предусматривают выделение указанных компенсационных выплат медицинским работникам в 2012 году в размере 1 млн. рублей при условии заключения ими договора с исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
В целях снижения фискальной нагрузки на субъектов малого бизнеса предоставляется право индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и не имеющим наемных работников, уменьшать сумму налога и авансовых платежей на сумму уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в полном объеме (статья 346.21 Кодекса). По общему порядку сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%.
Продлевается до 1 января 2018 года действие льготной ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 10% при реализации услуг по передаче племенного скота и птицы во владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа (статья 3 Закона). Эта норма перенесена из законопроекта N 628683-5 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 12 ноября 2011 года.
Закон также устраняет юридические неточности, которые возникнут после вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (пункт 14 статьи 1 и пункт 1 статьи 5 Закона). Эти неточности связаны с порядком определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.
Комитет отмечает, что некоторые поправки, которые были внесены в Закон в ходе рассмотрения его в Государственной Думе, окажут несомненное влияние на поступления доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 году. Это касается изменения ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, предоставления налоговых вычетов по налогу на добычу полезных ископаемых в связи с добычей нефти в республиках Татарстан и Башкортостан, а также предоставления льгот по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, упрощенной системе налогообложения. Указанные изменения не учтены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", а для бюджетов субъектов Российской Федерации это приведет к возникновению выпадающих доходов.
Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Законе не выявлено.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу. Положения, касающиеся исчисления и уплаты налогов, вступают в силу с 1 января 2012 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Положения, связанные с изменением терминологии в части определения спирта и различных видов алкогольной продукции, являющихся подакцизными товарами, вступят в силу с 1 июля 2012 года.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Е.В. Бушмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.