Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 589209-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 589209-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), разработан в целях совершенствования законодательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - дети-сироты) жилыми помещениями.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающие, что детям-сиротам, не являющимся нанимателями, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, а также детям-сиротам в случае, если их вселение в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находится место жительства указанных граждан, в порядке установленном законодательством субъектов Российской Федерации предоставляются однократно благоустроенные жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Законопроектом предполагается создание нового вида специализированного жилищного фонда - специализированного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот. Жилые помещения из указанного фонда предлагается предоставлять детям-сиротам по срочному договору найма, что позволит предотвратить незаконные сделки, а также иные мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилые помещения.
Установленный законопроектом пятилетний срок действия договора найма жилого помещения может быть продлен не более одного раза в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Жилые помещения должны предоставляться детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случаях приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом, если указанные лица не нуждаются в данный момент в жилье (обучаются в образовательном учреждении и проживают в общежитии, проходят военную службу по призыву), то по их письменному заявлению жилые помещения могут предоставляться по окончании ими обучения в образовательной организации или прохождения военной службы, что должно позволить избежать расходов по оплате коммунальных услуг и содержанию жилого помещения во время их отсутствия.
Законопроектом устанавливается пятилетний срок действия договора найма жилого помещения и не предусмотрены какие-либо уважительные причины, по которым такой срок может быть сокращен (и предоставлена возможность заключить договор социального найма), не урегулирован также вопрос возможной смены места жительства и (или) места работы (возможность обмена подобными жилыми помещениями, сохранения договора найма на период длительного отсутствия по уважительным причинам по месту предоставления жилья).
Часть 2 проектной редакции статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам. Однако возможны исключительные случаи, когда осуществить текущий или капитальный ремонт некому. Целесообразно было бы предусмотреть, что в таких случаях ремонт жилого помещения осуществляется за счет субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 589209-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.