Заключение Комитета Государственной Думы по международным делам
на проект федерального закона N 590575-5 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об объединенной российской военной базе на территории Республики Южная Осетия"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 590575-5 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об объединенной российской военной базе на территории Республики Южная Осетия" (далее - Соглашение), внесенный в Государственную Думу 8 августа 2011 года Президентом Российской Федерации.
Заключение подобного Соглашения прямо предусмотрено Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия от 17 сентября 2008 года (далее - Договор), согласно которому каждая из Договаривающихся Сторон в целях обеспечения безопасности, а также мира и стабильности в Закавказском регионе будет предоставлять друг другу право строительства, использования и совершенствования ее вооруженными силами военной инфраструктуры и военных баз (объектов) на своей территории, причем "условия и порядок реализации такого права" (ст. 5 Договора) будут определяться отдельными соглашениями.
Такое Соглашение было подписано Договаривающимися Сторонами 7 апреля 2010 года в г. Москве. В Соглашении устанавливаются порядок применения воинских формирований объединенной российской военной базы во взаимодействии с вооруженными силами Республики Южная Осетия для защиты суверенитета и безопасности Российской Федерации и Республики Южная Осетия (ст. 4), порядок полетов российских воздушных судов, движения наземных транспортных средств (ст.ст. 7-9), порядок использования средств связи (ст. 10), пересечения государственной границы (ст. 14).
Важное место в Соглашении отведено вопросам юрисдикции Договаривающихся Сторон в отношении объединенной российской военной базы, определения статуса личного состава военной базы, членов семей военнослужащих и гражданского персонала. Так, в соответствии со статьей 11 Соглашения объединенная российская военная база обладает статусом, предусмотренным Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1963 года для дипломатических представительств, а ее личному составу и членам семей предоставляются привилегии и иммунитеты, предусмотренные в отношении административно-технического персонала дипломатического представительства. Кроме того, транспортные средства, воздушные и морские суда уполномоченного органа Российской Стороны (в соответствии со статьей 3 Соглашения таким органом является Министерство обороны Российской Федерации), используемые в интересах объединенной российской военной базы, пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста, иных принудительных мер, в том числе обеспечительного характера и исполнительных действий.
Соглашение не направлено против третьих государств и не затрагивает прав и обязательств каждой из Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участницей которых она является.
Соглашение действует в течение 49 лет и может автоматически пролонгироваться на последующие 15-летние периоды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Соглашение временно применяется с даты подписания, т.е. с 7 апреля 2010 года. В этой связи обращаем внимание на то, что внесение указанного Соглашения в Государственную Думу осуществлено с нарушением требований пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", в соответствии с которым представление в Государственную Думу временно применяемого договора, подлежащего ратификации, должно быть осуществлено в срок, не превышающий 6 месяцев с даты начала временного применения.
Высказанное замечание в большей мере касается процедурных вопросов ратификации международных договоров и не затрагивает существа самого Соглашения. Ратификация Соглашения отвечает интересам поддержания мира и стабильности в регионе, служит долгосрочным стратегическим интересам обоих государств, подтверждает курс на развитие многопланового сотрудничества Российской Федерации с Республикой Южная Осетия.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. В соответствии с заключением Правительства Российской Федерации (N 3266п-П4 от 5 июля 2011 года) финансирование расходов на содержание и материально-техническое обеспечение объединенной российской военной базы в Республике Южная Осетия будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Минобороны России на соответствующий финансовый год, а расходы, связанные с ее обустройством, будут обеспечены за счет бюджетных ассигнований, зарезервированных на указанные цели в федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об объединенной российской военной базе на территории Республики Южная Осетия.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.