Заключение Комитета Государственной Думы по обороне
по проекту федерального закона N 490575-5 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об объединенной российской военной базе на территории Республики Южная Осетия", внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 490575-5 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об объединенной российской военной базе на территории Республики Южная Осетия", Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предлагается ратифицировать подписанное в городе Москве 7 апреля 2010 года Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об объединенной российской военной базе на территории Республики Южная Осетия.
Указанное Соглашение направлено на формирование нормативно-правовой основы, регламентирующей вопросы размещения и функционирования объединенной российской военной базы на территории Республики Южная Осетия (РЮО).
Соглашение уточняет толкование ряда понятий, используемых в тексте документа, таких как "объединенная российская военная база", "воинское формирование объединенной российской военной базы", "военный объект Российской Федерации" и т.д. (статья 2).
Документом конкретизируется компетенция уполномоченных органов Сторон по реализации Договора (от Российской Стороны - Министерство обороны Российской Федерации, от Югоосетинской Стороны - Министерство обороны РЮО, статьи 3, 5, 6, 7 и др.).
Соглашением предусматривается, что воинские формирования объединенной российской военной базы обеспечивают совместно с Вооруженными Силами РЮО во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами Югоосетинской Стороны, а также другими войсками, воинскими формированиями и органами Российской Стороны защиту суверенитета и безопасности Российской Федерации и РЮО (статья 4).
Положениями документа регулируются имущественные отношения Сторон в связи с реализацией Соглашения (статья 6). В частности, предусматривается, что Югоосетинская Сторона в течение шести месяцев с даты подписания Соглашения передает Российской Стороне в безвозмездное пользование на весь срок его действия недвижимое имущество в местах дислокации, указанных в Приложении к Соглашению, для размещения объединенной российской военной базы.
Кроме того, регламентируются порядок организации повседневной деятельности объединенной российской военной базы (статья 5), вопросы движения российских воздушных судов и наземных транспортных средств, используемых Российской Стороной для обеспечения жизнедеятельности и функционирования объединенной российской военной базы, в воздушном пространстве и по территории РЮО (статьи 7, 8), порядок организации связи (статья 10), а также всех видов обеспечения объединенной российской военной базы (статья 20).
Предусматривается, что транспортные средства (военная техника), воздушные суда объединенной российской военной базы, а также другие транспортные средства, воздушные суда, используемые в интересах объединенной российской военной базы, не подлежат досмотру пограничными и таможенными органами Югоосетинской Стороны и беспрепятственно и в приоритетном порядке пересекают государственную границу РЮО (статья 14).
Объединенная российская военная база обладает статусом, предусмотренным Венской конвенцией о дипломатических отношениях от 18 апреля 1961 года для дипломатических представительств. Личному составу объединенной российской военной базы предоставляются привилегии и иммунитеты, предусмотренные указанной Венской конвенцией для административно-технического персонала дипломатических представительств (статья 11).
Военные объекты Российской Федерации, транспортные средства (военная техника), воздушные суда объединенной российской военной базы, а также другие транспортные средства и воздушные суда, используемые в интересах объединенной российской военной базы, освобождаются от уплаты всех видов налогов, сборов, пошлин и других подобных платежей, за исключением платежей за конкретные виды обслуживания. Любое имущество, предназначенное для объединенной российской военной базы, ввозится (вывозится) на (с) территорию (и) РЮО беспрепятственно под таможенным контролем Югоосетинской Стороны с освобождением от всех таможенных платежей, за исключением сборов за хранение, перевозку и иные подобного рода услуги (статья 13).
Взаимные обязательства Сторон при реализации Соглашения предусматривают уважение личным составом объединенной российской военной базы, членами их семей, подрядчиками и персоналом подрядчиков объединенной российской военной базы суверенитета, соблюдение ими Конституции РЮО и ее законодательства, невмешательство в ее внутренние дела. В свою очередь Югоосетинская Сторона не допускает действий, затрудняющих функционирование объединенной российской военной базы, и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности объединенной российской военной базы, а также по ее бесперебойному обеспечению электроэнергией, водой и другими видами коммунально-бытовых услуг по тарифам, установленным для государственных органов РЮО (статья 15).
Кроме того, положениями Соглашения регламентируется порядок возмещения возможного ущерба, причиненного Сторонам, а также выплаты компенсаций личному составу объединенной российской военной базы (их наследникам), членам семей личного состава объединенной российской военной базы, а также югоосетинским юридическим или физическим лицам и их наследникам (статья 17). Для определения размера ущерба и денежного эквивалента его компенсации, а также разрешения иных вопросов, возникающих в процессе выполнения Соглашения, решением уполномоченных органов Сторон создается Согласительная комиссия (статьи 17, 23).
Соглашением предусматривается, что финансирование расходов на содержание и материально-техническое обеспечение объединенной российской военной базы осуществляется самостоятельно Российской Стороной. Югоосетинская сторона может финансировать расходы, связанные с отдельными вопросами функционирования объединенной российской военной базы в случаях, установленных Соглашением (статья 19).
Документ содержит положения, предусматривающие своевременный обмен на безвозмездной основе информацией в связи с выполнением Соглашения. Предусматривается, что информация, полученная в рамках Соглашения, не может быть передана третьей Стороне без письменного согласия Стороны, передавшей такую информацию (статья 21).
Соглашение действует в течение 49 лет с возможностью автоматического продления на последующие 15-летние периоды (статья 24).
Комитет Государственной Думы по обороне считает, что ратификация документа будет способствовать дальнейшему развитию дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и РЮО, поддержанию мира и стабильности в регионе. В силу этого Договор в полной мере отвечает интересам Российской Федерации.
Учитывая изложенное, целесообразно рекомендовать Государственной Думе принять указанный законопроект и ратифицировать Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об объединенной российской военной базе на территории Республики Южная Осетия.
Председатель Комитета |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.