Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей по проекту федерального закона N 589209-5
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 08.09.2011 г. (выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы N 297) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 589209-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает.
Статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государством установлена дополнительная гарантия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее - дети-сироты), по обеспечению их вне очереди жилой площадью, в случае если такие дети не имеют закрепленного жилого помещения.
Согласно указанному Федеральному закону обеспечение детей-сирот жильем является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы власти субъектов Российской Федерации также принимают нормативные правовые акты различного уровня, регулирующие порядок предоставления жилья детям-сиротам. В связи с этим, сложилась такая ситуация, когда в субъектах Российской Федерации существуют кардинально разные подходы к формированию механизма обеспечения жильем детей-сирот, в том числе
- в части осуществления контроля за сохранностью жилых помещений, в отношении которых дети-сироты имеют право пользования или право собственности в период нахождения детей под опекой (попечительством), пребывания в соответствующем учреждении или прохождения военной службы по призыву,
- форм (по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, передача в собственность или предоставление субсидии) и сроков предоставления жилья,
- требований к предоставляемому жилому помещению,
- возможности предоставления жилого помещения, в случае, если возвращение ребенка в закрепленное жилье по тем или иным причинам невозможно и др.
В ряде регионов Российской Федерации указанные отношения урегулированы фрагментарно. Все вышеперечисленное приводит к тому, что государство не может в полной мере обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот на всей территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет считает своевременным и обоснованным внесение в Государственную Думу Правительством Российской Федерации рассматриваемого законопроекта.
Так, законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и предлагаются следующие основные нововведения.
1. Закрепляются положения о том, что детям-сиротам, в случае, если их вселение в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно, в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации, предоставляются однократно благоустроенные жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения по достижении ими возраста 18 лет, а также в случаях приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (до достижения ими возраста 18 лет, в предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации случаях).
По их письменному заявлению жилые помещения могут предоставляться по окончании ими обучения в образовательной организации или прохождения военной службы.
2. Создается новый вид специализированного жилищного фонда - специализированный жилищный фонд для обеспечения жильем детей-сирот. Жилые помещения из указанного фонда предлагается предоставлять детям-сиротам по срочному договору найма (5 лет). При этом указанный срок действия договора найма жилого помещения может быть продлен не более одного раза в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. По истечении срока найма жилых помещений с детьми-сиротами заключается договор социального найма этих помещений.
3. Предусматривается возможность субъектам Российской Федерации предоставлять жилые помещения на территории всего субъекта Российской Федерации, исходя из интересов несовершеннолетнего и возможностей субъекта Российской Федерации.
4. В целях защиты прав детей-сирот законопроектом предусматривается перечень обстоятельств, при которых вселение их в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно.
5. Устанавливается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за использованием, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также за соблюдением прав детей-сирот при отчуждении жилых помещений или изменении и расторжении договора социального найма.
6. Исключается понятие "закрепленное жилое помещение" с целью устранения разночтений, связанных с толкованием указанной нормы, а также с практикой ее применения.
Принятие рассматриваемого законопроекта послужит улучшению ситуации, связанной с обеспечением детей-сирот жилыми помещения, но в то же время, по мнению Комитета, в законопроекте не учтен ряд заслуживающих внимание моментов.
1. Так, в ряде регионов распространена практика, когда жилое помещение предоставляется ребенку-сироте только до достижения им 23-летнего возраста. После наступления 23 лет ребенку отказывают в предоставлении жилья. Однако складывающаяся ситуация в регионах свидетельствует о том, что не всегда регионы располагают такими финансовыми средствами, чтобы обеспечить всех нуждающихся детей жилой площадью до наступления им 23 лет. Таким образом, в законопроекте необходимо предусмотреть, что право на получение жилья сохраняется за ребенком-сиротой или лицом из числа детей-сирот до фактического получения им жилого помещения.
2. Из Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации исключается норма о внеочередном предоставлении жилья детям-сиротам. В то же время законопроектом устанавливается, что жилые помещения детям-сиротам предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а в ряде случаев либо до, либо после 18 лет. Таким образом, законопроектом устанавливается обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлять жилые помещения детям-сиротам по достижению ими определенного возраста. Для возможности обеспечения детей-сирот жильем к определенному возрасту органы власти должны быть заранее обеспечены информацией о нуждающихся в жилых помещениях детях.
Учитывая изложенное, в целях мониторинга "потенциальных получателей жилья" и обеспечения осуществления требования законопроекта о предоставлении жилья к определенному возрасту в законопроекте необходимо отразить положения, связанные с ведением предварительного учета детей-сирот, нуждающихся в получении жилого помещения: сроки постановки на учет, перечень лиц, которые должны обращаться в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации с заявлением о постановке ребенка-сироты на учет и др.
3. Целесообразно дополнить законопроект нормой, устанавливающей исключительные обстоятельства (например, необходимость изменения места жительства), когда срок действия договора найма специализированного жилого помещения может быть сокращен. При этом, принятие решения о сокращении срока возложить на органы опеки попечительства.
Указанные замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять проект федерального закона N 589209-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.