Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 11928-6 "О народном образовании"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект синтезирует все лучшее, что, по мнению разработчиков, было создано в процессе законопроектной деятельности в области образования за последние два десятилетия. Это прежде всего положения Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакциях 1992 и 1996 годов, Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", проектов федеральных законов "О дополнительном образовании", "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)", "О государственном образовательном стандарте среднего общего образования", двух вариантов проекта Кодекса Российской Федерации об образовании и ряда других законопроектов, над которыми трудились члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, специалисты аппаратов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, сотрудники Министерства образования Российской Федерации, специалисты институтов Российской академии образования, высших учебных заведений и других научных учреждений.
Необходимость принятия настоящего законопроекта обусловлена потребностью, с одной стороны, в развитии образовательного законодательства, конкретизации ряда его положений, в частности касающихся реализации отдельных видов образовательных программ, социальных гарантий учащихся и педагогических работников, реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, а с другой стороны, в ликвидации последствий неоправданных изъятий из действующего законодательства в области образования, прежде всего осуществленных печально знаменитым законом о монетизации, а также не оправдавших себя новаций последних лет, прежде всего обязательного единого государственного экзамена и насильственной "бакалавризации" высшего образования. Кроме того, разработчики законопроекта исходили из необходимости придания образованию инновационного характера, расширения академических свобод, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, интеграции его с наукой, расширения использования информационно-коммуникационных технологий в образовании как механизмов, обеспечивающих движение России в информационное общество, в "общество знаний", к экономике высоких технологий.
Разработанный специалистами Общероссийского общественного движения "Образование - для всех" при поддержке фракции Коммунистической партии Российской Федерации в Государственной Думе законопроект предполагает решение основных вопросов государственной образовательной политики, исходя из требований самого образовательного сообщества. Эти требования нашли следующее отражение в проекте федерального закона "О народном образовании".
1. Финансирование образования
В настоящее время, по данным Общественной палаты Российской Федерации, доля расходов консолидированного бюджета России на образование составляет около 3,5 процента ВВП. Международный опыт показывает: для осуществления модернизации необходимо финансировать образование в размере не менее 7% от валового внутреннего продукта. Авторы законопроекта исходили из того, что развитие отечественного образования останется лишь благим пожеланием, если нормативно не подкрепить его финансовыми гарантиями со стороны государства.
Настоящий законопроект устанавливает в качестве государственных гарантий приоритетности образования ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее семи процентов валового внутреннего продукта (ч. 2 ст. 5) и не менее семи процентов расходов федерального бюджета на финансирование высшего и послевузовского образования (ч. 3 ст. 5), за счет которых в федеральных высших учебных заведениях должны обучаться не менее 260 студентов на каждые 10000 человек, проживающих в Российской Федерации (ч. 4 ст. 5)*(1).
Согласно статье 78 законопроекта, финансовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) образовательных учреждений состоит из:
1) нормативного финансирования посредством предоставления государственных субсидий, рассчитанных исходя из нормативов финансового обеспечения реализации соответствующих основных образовательных программ и обеспечивающих реализацию государственных гарантий права граждан на образование (ст. 77 законопроекта);
2) финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий на реализацию программ дополнительного образования и профессиональной подготовки;
3) сметного финансирования.
При этом сметное финансирование не может составлять менее 30 процентов от общего объема финансирования государственного (муниципального) образовательного учреждения.
Законопроект также предусматривает (ч. 13 ст. 79), что учащиеся, осваивающие на возмездной основе основные общеобразовательные программы в негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию по соответствующим образовательным программам, а также лица, осваивающие основные образовательные программы общего образования в формах самообразования и семейного образования, их родители, законные представители имеют право на компенсацию платы за обучение из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в размере государственного норматива финансового обеспечения реализации соответствующей основной общеобразовательной программы (ст. 77).
2. Налогообложение образовательной деятельности
С 2002 года российское законодательство уравняло всех налогоплательщиков. Таким образом, образовательные организации должны платить налоги наравне с коммерческими организациями, что противоречит мировой практике и приводит к повышению платы за обучение, ставит в неравное положение государственные и негосударственные образовательные организации.
Часть 5 статьи 5 законопроекта предусматривает, что в порядке, определяемом налоговым законодательством, образовательные организации независимо от их организационно-правовых форм в части дохода от деятельности по реализации образовательных программ на возмездной основе, а также от деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных организаций, освобождаются от уплаты всех видов налогов.
Кроме того, согласно части 14 статьи 79 законопроекта, реализация образовательных программ на возмездной основе не рассматривается как реализация товара, выполнение работы, оказание услуги, как они понимаются в гражданском и налоговом законодательстве, и, таким образом, не может создавать добавленную стоимость.
3. Содержание образования
В настоящее время содержание образования государственным образовательным стандартом не регулируется, что уничтожает сам смысл стандарта и приводит к падению качества образования.
Законопроект предусматривает (ч. 4 ст. 9), что федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:
1) к содержанию основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) к максимальному объему учебной нагрузки;
3) кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основных образовательных программ, включая условия, обеспечивающие использование электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий;
4) к результатам освоения основных образовательных программ.
Кроме того, законопроект (ч. 8 ст. 48) предусматривает, что обязательными предметами при освоении учащимися образовательных программ общего образования являются:
- русский язык - государственный язык Российской Федерации;
- литература;
- иностранный язык (иностранные языки);
- математика (включая алгебру и геометрию);
- информатика;
- история (включая историю России и всемирную историю);
- обществознание (включая основы государства и права и на ступени среднего общего образования краткую историю философии, основы экономики и социологии);
- география;
- основы естествознания (природоведение) на ступени начального общего и основного общего образования;
- физика (включая астрономию);
- химия;
- биология;
- искусство (включая музыку, изобразительное искусство и мировую художественную культуру);
- технология;
- физическая культура;
- основы безопасности жизнедеятельности.
4. Социальное положение педагогических работников
Несмотря на то, что педагогические работники призваны играть главную роль в формировании и развитии человеческого потенциала страны, их современное социальное положение нельзя признать удовлетворительным. Так, средняя заработная плата педагогических работников в Российской Федерации составляет всего 64% от средней зарплаты в промышленных отраслях.
Законопроект (ст. 26) устанавливает, что размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений должен:
1) для учителей и других педагогических работников, не указанных в пунктах 2 и 3 настоящей части, превышать средний размер оплаты труда в промышленных отраслях соответствующего субъекта Российской Федерации и быть не меньше, чем средний размер оплаты труда в промышленных отраслях Российской Федерации;
2) для мастеров производственного обучения и педагогических работников из числа преподавательского состава государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждений не менее чем в полтора раза превышать средний размер оплаты труда в промышленных отраслях соответствующего субъекта Российской Федерации и быть не меньше полуторного среднего размера оплаты труда в промышленных отраслях Российской Федерации;
3) для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные и (или) дополнительные образовательные программы высшего и послевузовского образования, не менее чем в два раза превышать средний размер оплаты труда в промышленных отраслях Российской Федерации.
Кроме того, ч. 4 ст. 26 законопроекта устанавливает ежемесячные надбавки педагогическим работникам, имеющим ученые степени, независимо от типа образовательной организации, в которой они работают, - 15 000 рублей - докторам наук, 8 000 рублей - кандидатам наук, что должно стимулировать приход в школу и профессиональные образовательные организации педагогических работников высшей квалификации. Частью 5 этой же статьи предусмотрена ежемесячная надбавка за классное руководство в размере 3000 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 26 законопроекта, минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений не могут быть ниже среднего размера оплаты труда в целом по Российской Федерации.
Что касается социальных гарантий педагогическим работникам, то, согласно ч. 7 ст. 22 законопроекта, на педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений распространяются социальные гарантии (включая гарантии по пенсионному обеспечению), предоставляемые федеральным гражданским служащим. На педагогических работников иных государственных и муниципальных образовательных учреждений распространяются социальные гарантии (включая гарантии по пенсионному обеспечению), установленные для государственных гражданских служащих соответствующего субъекта Российской Федерации.
Улучшить условия труда и одновременно повысить качество школьного образования призвано положение ч. 6 ст. 48, устанавливающее максимальную наполняемость классов в 20 учащихся. Это позволит отказаться от массовых сокращений (порядка двухсот тысяч) школьных учителей, объявленных Минобрнауки неизбежными.
5. Информационно-образовательная политика государства
Одна из главных причин падения образовательного уровня населения России, признанного Президентом страны и зафиксированного в сравнительных международных исследованиях, - явный недостаток образовательных программ на федеральных теле-радио каналах, их примитивно развлекательная ориентация.
Законопроект предписывает воссоздание специальных образовательных федеральных и региональных каналов и стимулирование выпуска образовательных программ на иных каналах. Для негосударственных электронных СМИ, реализующих образовательные программы для населения, данным законопроектом предусмотрена поддержка государства, в том числе в виде грантов и налоговых льгот.
6. Электронное обучение, в том числе дистанционные образовательные технологии
В высокоразвитых странах использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения в целом. По признанию Президента Д. Медведева, Российская Федерация в этом отношении существенно отстает, причем отставание продолжает увеличиваться. В настоящее время развитие ИКТ в образовании искусственно сдерживается существующим законодательством.
Законопроект обеспечивает возможность использования электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе. Предусматривает в федеральной программе развития образования в качестве обязательной подпрограмму по развитию электронного обучения.
Устанавливается, что учащиеся, осваивающие образовательные программы посредством электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны быть обеспечены необходимой компьютерной и иной электронной техникой (в том числе адаптированной для учащихся с ограниченными возможностями здоровья) с соответствующим программным обеспечением, а также доступом в телекоммуникационные сети, используемые в ходе образовательного процесса, и доступом к электронным образовательным ресурсам за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
7. Стипендиальное обеспечение (ст. 32 законопроекта)
В настоящее время расчётная академическая стипендия студентов государственных и муниципальных вузов составляет около 20 процентов прожиточного минимума; стипендии студентов техникумов (колледжей) и учащихся учреждений начального профессионального образования - около семи процентов прожиточного минимума.
Законопроект приближает размеры академических стипендий к нормам советского периода, устанавливая, что размер академической стипендии не может быть менее:
- для учащихся, осваивающих основные образовательные программы начального профессионального образования, - 40 процентов размера прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации;
- для учащихся, осваивающих основные образовательные программы среднего профессионального образования, - 60 процентов размера прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации;
- для учащихся, осваивающих основные образовательные программы высшего образования, - 80 процентов размера прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации.
Новацией законопроекта является установление социальной стипендии следующим категориям учащихся и студентов вузов и профессиональных образовательных организаций, обучающимся за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
1) учащимся из малообеспеченных семей, среднегодовой размер дохода в которых составляет не более двух прожиточных минимумов в соответствующем субъекте Российской Федерации;
2) учащимся из числа детей-инвалидов, детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов I и II групп, а также инвалидов с детства;
3) студентам федеральных государственных высших учебных заведений из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации;
4) иным учащимся, нуждающимся в социальной поддержке, по решению коллегиального органа управления образовательной организации.
Размер социальной стипендии не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации, а для учащихся, указанных в пунктах 2 и 3 увеличивается на 50 процентов.
Законопроект устанавливает также, что размер стипендий для обучающихся за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации аспирантов не может быть менее трех соответствующих социальных стипендий студентов высших учебных заведений, а размер стипендий для докторантов - соответственно не меньше шести социальных стипендий студентов высших учебных заведений (ст. 71).
8. Дошкольное образование
Согласно действующей Конституции и Закону Российской Федерации "Об образовании", дошкольное образование в России общедоступно и бесплатно.
Законопроект направлен на стимулирование демографического роста и поддержку многодетных семей, устанавливая (ст. 41) высокий уровень компенсации родительской платы за содержание детей в государственных (муниципальных) дошкольных образовательных учреждениях и в негосударственных дошкольных образовательных организациях:
на первого ребенка - 40 процентов;
на второго ребенка - 70 процентов;
на третьего ребенка - 100 процентов.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование указанных расходов в размере не менее 50 процентов путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, рассчитываемых исходя из среднего сложившегося в субъекте Российской Федерации размера родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
9. Общее среднее образование
Законопроект "Об образовании" расширяет права на общее (школьное) образование, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, объявляя его обязательным и бесплатным.
Законопроектом регулируется обеспечение школьников учебной литературой, которое предусматривается за счет региональных бюджетов при поддержке федерального бюджета. За Минобрнауки закрепляется право отбора для школ учебников и учебных пособий, но не издающих их организаций. В случае предоставления Минобрнауки права отбора издательств, которым разрешено издавать учебную литературу, возникает явная угроза монополизации рынка учебных изданий, а, следовательно, условия для коррупции.
Законопроект в части обеспечения права на общее (школьное) образование предусматривает гарантии сохранения сельской школы. Сокращение сельских школ, особенно в первое десятилетие ХХI века, приобрело масштабы угрожающего явления, что не только нарушает право ребёнка на образование на селе, но и представляет собой угрозу национальной безопасности, создавая огромные пустующие территории при перенаселённых пограничных государствах. Законопроект устанавливает дополнительное сметное финансирование оплаты труда педагогических работников и материально-технического обеспечения образовательного процесса в малокомплектной сельской школы, что делает ее финансовое обеспечение независимым от количества учащихся (ч. 2 ст. 78). Кроме того, без согласия сельского схода запрещается не только ликвидация, но и реорганизация сельской школе, т. е. лишение ее статуса юридического лица (ч. 6, ст. 18).
10. Профессиональное образование
Законопроект сохраняет начальное профессиональное образование как отдельный уровень образования. При этом для начального профессионального и среднего профессионального образования устанавливается единый тип образовательной организации - профессиональная образовательная организация, что позволяет образовательным организациям, реализовывавшим образовательные программы начального профессионального образования, получив соответствующую лицензию, реализовывать и программы среднего профессионального образования, не изменяя тип образовательной организации, т. е без перерегистрации, изменения устава и т.п.
Законопроект устанавливает общедоступность и бесплатность начального профессионального и среднего профессионального образования (ст. 56). Конкурс при поступлении в государственные и муниципальные профессиональные образовательные учреждения допускается только в случае, если число поступающих по отдельным профессиям и специальностям превышает имеющееся количество учебных мест. При этом, если для освоения образовательных программ среднего профессионального образования по отдельным профессиям и специальностям требуется наличие у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, образовательные организации вправе проводить вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности.
Сохраняя действующее положение законодательства о необходимости для получения начального профессионального образования достижения учащимся уровня основного общего образования, законопроект между тем предусматривает, что по отдельным направлениям подготовки, перечень которых определяется Министерством образования и науки, допускается получение начального профессионального образования лицами, не имеющими основного общего образования. В этом случае реализация программ начального профессионального образования интегрируется с реализацией программы основного общего образования. Это положение направлено на реализацию права на образование подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Новацией законопроекта является установление уровня начального профессионального образования по направлениям подготовки в области искусства (ст. 98). Так устанавливается, что основные образовательные программы начального профессионального образования в области искусства реализуются самостоятельно или в интеграции с основными образовательными программами общего образования в детских школах искусств, а также в образовательных организациях среднего профессионального образования в области искусства. Это позволит выпускникам детских музыкальных и художественных школ, детских школ искусств и т. п. получать документы государственного образца о начальном профессиональном образовании. При этом, как и раньше, такие образовательные организации будут реализовывать и дополнительные образовательные программы для детей.
11. Высшее образование
Законопроект сохраняет все существующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт (ст. 61). При этом университеты могут иметь категории федерального или национального исследовательского университетов, а деятельность отдельных имеющих общефедеральное значение университетов и академий, в том числе Московского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного университета, может регулироваться специальными федеральными законами о соответствующих высших учебных заведениях.
Законопроект устанавливает гарантии автономии высшего учебного заведения, в том числе такие как добровольность участия в Болонском процессе и деления образовательных программ высшего образования на две ступени (бакалавриат и магистратуру), демократизм процедуры выборности ректоров и обязательность этой процедуры для всех государственных и муниципальных высших учебных заведений.
Законопроект предусматривает возможность установления в высшем учебном заведении должности президента, однако не рассматривает эту должность как почетную должность "ректора на покое"; его главная задача - содействие развитию высшего учебного заведения при свободе от административно-хозяйственных функций.
Законопроект существенно расширяет права и социальные гарантии студентов высших учебных заведений. Так, в порядке, определяемом Минобрнауки, студенты имеют право перехода в данном высшем учебном заведении на обучение по другому направлению подготовки (специальности), а также с обучения по программе подготовки бакалавра на обучение по программе подготовки специалиста, а на старших курсах с обучения по программе подготовки специалиста на обучение по программе подготовки магистра (ч. 11, 12 ст. 65).
Студентам, получающим высшее образование в очной форме за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законопроектом устанавливается доплата на питание из расчета на одного человека на каждый календарный день не менее чем три процента размера прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (ч. 4 ст. 65).
Студентам, получающим высшее образование в очной форме за счет средств федерального бюджета, предоставляется право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно в целях отдыха и лечения, а иногородним студентам еще и право на бесплатный проезд к месту постоянного жительства один раз в год туда и обратно железнодорожным транспортом, при отсутствии железнодорожного сообщения - автобусным транспортом, а студентам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Сибири и на Дальнем Востоке, - авиационным транспортом (ч. 5 ст. 65).
Статья 81 законопроекта предусматривает образовательное кредитование студентов высших учебных заведений. Устанавливаются два вида образовательных кредитов: академический - на оплату обучения в высших учебных заведениях, осуществляемого на платной (возмездной) основе и социальный - на оплату проживания, питания, и других бытовых нужд в период обучения в размере прожиточного минимума, установленного для трудоспособных граждан по месту нахождения образовательной организации или ее филиала. Проценты по таким кредитам не могут превышать половины ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком России. Для выплаты основного долга устанавливается рассрочка не менее 20 лет. Погашение основного долга отсрочивается до момента, когда заработная плата выпускника высшего учебного заведения не достигнет пяти размеров прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
12. Дополнительное образование
Законопроект устанавливает равенство статуса учреждений и педагогов дополнительного образования с образовательными учреждениями и педагогами, реализующими соответствующие основные образовательные программы, в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды, а также уровня оплаты труда и социальных гарантий. Так, устанавливается, что по своим правам и обязанностям (в том числе установленным законодательством льготам и преференциям) образовательные организации дополнительного образования детей приравниваются к общеобразовательным организациям, образовательные организации дополнительного профессионального образования - к профессиональным образовательным организациям, образовательные организации дополнительного высшего образования - к высшим учебным заведениям (ч. 3 ст. 76); на педагогических работников организаций дополнительного образования детей распространяются права, обязанности, социальные гарантии и положения об оплате труда, установленные законодательством Российской Федерации для педагогических работников общеобразовательных организаций, а на педагогических работников организаций дополнительного профессионального образования - установленные для педагогических работников профессиональных образовательных организаций, на педагогических работников организаций дополнительного высшего образования - установленные для научно-педагогических работников высших учебных заведений (части 5 и 6 ст. 76).
Права и обязанности организаций дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные объединения (организации), основной уставной целью которых является осуществление дополнительного образования, в том числе в виде просветительской деятельности (ч. 4 ст. 76).
13. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья
Часть 6 ст. 4 законопроекта устанавливает, что государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития (включая общедоступную и бесплатную коррекционную помощь в раннем детском возрасте) и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
В соответствии с положениями законопроекта (ч. 5 ст. 29, ст.ст. 43, 49) свои права на образование лица с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать как путем получения образования в специальных коррекционных образовательных организациях (коррекционных подразделениях - классах, группах образовательных организаций), так и посредством инклюзивного (интегрированного) образования совместно с лицами, не имеющими таких ограничений, в том числе с использованием технологий дистанционного образования и (или) электронного обучения. Право выбора образовательной организации, формы и способа получения образования принадлежит самому лицу с ограниченными возможностями здоровья или его родителям и иным законным представителям. Это полностью соответствует нормам международного права, в том числе и готовящейся к ратификации в Российской Федерации Конвенции о правах инвалидов.
В законопроекте установлено, что в коррекционных образовательных организациях интернатного типа дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения, иные учащиеся коррекционных образовательных организаций обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (ч. 6 ст. 49). Образование и содержание таких детей является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Если на территории субъекта Российской Федерации отсутствует коррекционное образовательное учреждение соответствующего вида, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны оплатить обучение и (или) воспитание и содержание данного лица в соответствующем коррекционном образовательном учреждении на территории другого субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 29).
Законопроектом установлено, что материально-технические, в том числе финансовые, условия организации и обеспечения образовательного процесса и штатное расписание коррекционной дошкольной или коррекционной общеобразовательной организации, а также дошкольной или общеобразовательной организации при наличии в ней коррекционных групп, классов и (или) групп, классов интегрированного обучения должны обеспечивать реализацию образовательной программы дошкольного или общего образования, а также проведение необходимых реабилитационных и оздоровительных мероприятий с учащимися (ст.ст. 43, 49).
Согласно ч. 6 ст. 77 законопроекта, государственные нормативы финансирования освоения основных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья должны учитывать дополнительные затраты на оплату труда педагогических работников, на создание специальных условий образования лиц с ограниченными вопросами здоровья, на оказание им коррекционной помощи, на мероприятия по их реабилитации и социальной интеграции, в соответствии с ч. 2 ст. 78 сметное финансирование коррекционных образовательных учреждений должно включать - дополнительное финансирование оплаты труда работников образовательного учреждения и материально-технического обеспечения образовательного процесса в коррекционных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
14. Правовые гарантии получения образования и развития системы образования
Авторы законопроекта исходили из того, что образование является главным средством человеческого развития. С этой точки зрения свобода в образовании и равный доступ к образованию являются основой развития в обществе демократических начал: социальная свобода и равенство начинаются со школы. В соответствии с этими принципами законопроект:
1) запрещает какой-либо конкурсный отбор и какие-либо испытания (тестирования) при поступлении детей в дошкольные образовательные организации и в общеобразовательные школы. В приеме в образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Прием (перевод) граждан в общеобразовательную организацию для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов может осуществляться с учетом результатов освоения ими образовательной программы основного общего образования (части 3, 4 ст. 42, части 4 и 5 ст. 47);
2) сохраняет действующие в настоящее время льготы при поступлении в высшие учебные заведения для детей-инвалидов, инвалидов*(2) и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) устанавливает ЕГЭ как одну из возможных форм итоговой аттестации и конкурсных испытаний при приеме в вузы, предоставляя право выбора таких форм выпускнику (абитуриенту). По мнению большинства независимых экспертов, ЕГЭ в тестоподобной форме препятствует развитию творческих способностей, заменяя настоящее образование "дрессировкой". Согласно опросам социологов, большая часть населения России считает возможным ЕГЭ только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов*(3);
4) устанавливает общедоступность и бесплатность в государственных и муниципальных профессиональных учебных заведениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
5) повышает число учебных мест, финансируемых из федерального бюджета, в высших учебных заведениях;
6) вводит доступные образовательные кредиты;
7) значительно улучшает стипендиальное обеспечение учащихся профессиональных учебных заведений, студентов вузов, аспирантов и докторантов;
8) усиливает иные социальные гарантии для студентов дневной формы обучения, получающих образование на бюджетной основе (питание, проезд, обеспечение общежитиями и т.д.);
9) повышает академическую мобильность студентов, в том числе в высшем учебном заведении (право перехода на другую специальность, перевода с обучения по программам бакалавра на обучение по программам специалиста и с обучения по программам специалиста на обучение по программам магистра), расширяет академические свободы студентов (свободное посещение лекционных занятий, а также право отвода экзаменатора при проведении текущей аттестации - ст. 62);
10) восстанавливает выборность ректоров государственных и муниципальных вузов, усиливает демократический характер управления государственными и муниципальными вузами;
11) увеличивает срок, на который образовательные организации получают государственную аккредитацию (до восьми лет по образовательным программам профессионального, высшего и послевузовского образования и до 15 лет по общеобразовательным программам);
12) устанавливает, что плановые проверки образовательных организаций органами по контролю и надзору в области образования не могут проводится чаще одного раза в три года, устанавливает закрытый перечень оснований для внеплановых проверок;
13) снимает препятствия для развития дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Закономерно предположить, что реализация закона будет поддержана не только участниками образовательного процесса, но и гражданским обществом страны в целом, поскольку он способен снять остроту социального напряжения, вызванного некомпетентным реформированием образовательной сферы в последние годы.
_____________________________
*(1) В настоящее время, по данным, озвученным на коллегии Минобрнауки в января 2011 года, количество бюджетных студентов составляет 172 на 10 тысяч населения при общем их количестве 409. Очевидно, что для перехода к "обществу знаний" этот норматив должен быть повышен.
*(2) Следует иметь в виду, что инвалиды составляют не более одного процента студентов и не более полутора процентов абитуриентов в России. Проблема того, что все инвалиды, используя льготу, начинают поступать в ведущие вузы на самые престижные специальности, вызвана тем что единый государственный экзамен является единственным испытанием при приеме в такие вузы и на такие специальности, предоставление настоящим законопроектом высшим учебным заведением права устанавливать при приеме обязательные испытания по профильным предметам, проводимые в традиционной форме (ч. 3 ст. 64), снимает эту проблему ("3" на ЕГЭ и "3" на проводимых вузом испытаниях - не одно и то же).
*(3) По данным всероссийского социологического опроса Фонда Общественное Мнение (июль 2008 г.), 54% опрошенных считают, что у выпускников должно быть право выбора: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе. Среди людей с высшим образованием эту точку зрения поддержали 70%.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О народном образовании"
Оценка расходов федерального и консолидированного бюджетов по уровням (ступеням) образования
1. Дошкольное образование
1.1. Расходы на увеличение заработной платы педагогических работников дошкольного образования
В соответствии с законопроектом, начиная с 1 сентября 2014 года, средняя заработная плата педагогических работников дошкольного образования должна быть выше средней заработной платы в промышленных отраслях экономики соответствующего субъекта Российской Федерации, но не ниже чем средняя зарплата в промышленных отраслях в целом по Российской Федерации.
Исходя из данных Росстата за 2010 год, среднюю заработную плату по промышленности - СЗП можно оценить (с учетом темпов роста заработной платы ~ 13,7 процентов в год):
за 2011 год в 24690 рублей;
за 2012 год в 28075 рублей;
за 2013 год в 31924 рублей;
за 2014 год в 36300 рублей;
за 2015 год в 41276 рублей;
за 2016 год в 46930 рублей.
На 2008 год число педагогических работников в дошкольном образовании, включая административный персонал, составляло 659711 человек (http://mon.gov.ru/files/materials/4328/doshk-person.pdf).
Принимая во внимание тенденцию к увеличению детских дошкольных образовательных учреждений будем оценивать число педагогических работников дошкольного образования на момент вступления в силу закона (1 января 2013 года) ~ 700 000 человек.
Исходя из данных, озвученных на Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию в декабре 2005 года, на 2006 год средняя заработная плата воспитателя детского сада была около 3000 рублей.
На 2014 год ее можно оценить, исходя из темпов роста средней заработной платы в сфере образования (по данным Росстата в 2006 году - 6982 рубля, в 2010 году 14063 рубля) 19 процентов (корень четвертой степени из 14063/6982 = 1,19) как 3000 х 1,198 ~12 170 рублей;
на 2015 год - 12 170х1,19= 14 483 рубля;
на 2016 год - 14 483х1,19= 17 235 рублей.
Таким образом, расходы из консолидированного бюджета на увеличение заработной платы педагогических работников дошкольного образования составят:
В 2014 году - (36300 - 12170) х 700000х4 = 67 564 000 тысяч рублей
В 2015 году - (41276 - 14483) х 700000х12 = 225 062 200 тысяч рублей
В 2016 году - (46930 - 17235) х 700000х12 = 249 438 000 тысяч рублей
1.2. Расходы на увеличение размеров компенсации родительской платы за содержание ребенка в организации дошкольного образования
В федеральном бюджете 2007 года на софинансирование компенсаций части родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях было выделено 8 млрд. рублей.
Индексируя эту сумму в соответствии с ростом прожиточного минимума в Российской Федерации в среднем на 12 процентов в год с учетом устанавливаемых законопроектом размеров компенсаций, получаем требуемые расходы из федерального бюджета:
в 2013 году 8х1,126 х 2*(1)= 31 млрд. 581 млн. рублей;
в 2014 году 31 581 х 1,12 = 35 млрд. 371 млн. рублей;
в 2015 году 35 371 х 1,12 = 39 млрд. 615 млн. рублей;
в 2016 году 39 615 х 1,12 = 44 млрд. 369 млн. рублей.
2. Общее образование
2.1. Расходы на увеличение заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций
По данным Росстата на 2010-2011 учебный год численность учителей общеобразовательных учреждений составляла 1079 тыс. человек.
По данным, приведенным Председателем Правительства России В.В. Путиным на заседании Правительства России 4 апреля 2011 года, средняя зарплата учителя в России не дотягивает до 14 тысячи рублей.
Принимая во внимание, что часть учителей работает более чем на одну ставку и что число учителей должно возрасти также с введением предельной наполняемости класса - 20 учащихся, получаем оценку необходимого числа учителей:
1 079 000 х 25/20= 1349 тыс. человек.
Полагаем, что для реализации закона необходимо вернуться к числу учителей, которое было на 2008 год - 1425 тыс. человек.
В соответствии с законопроектом, начиная с 1 сентября 2014 года, средняя ставка педагогического работника общеобразовательного учреждения должна быть выше средней заработной платы в промышленных отраслях экономики соответствующего субъекта Российской Федерации, но не ниже чем средняя зарплата в промышленных отраслях в целом по Российской Федерации.
Расходы консолидированного бюджета на повышение оплаты труда учителей общеобразовательных школ можно оценить как:
на 2014 год - 1425000 х (36300 - 14000) х 4 = 127 млрд. 110 млн. рублей;
на 2015 год - 1425000 х (41276 - 14000) х 12 = 466 млрд. 419 млн. 600 тыс. рублей;
на 2016 год - 1425000 х (46930 - 14000) х 12 = 563 млрд. 103 млн. рублей.
Законопроектом устанавливается доплата за классное руководство 3000 рублей в месяц.
Исходя из средней наполняемости классов 18 человек, по данным Росстата за 2009-2010 учебный год, можно оценить число классов в общеобразовательных учреждениях в России 13642000/18 ~ 758 000.
Расходы из консолидированного бюджета составят, начиная с 2013 года 758000х3000х12= 27 млрд. 288 млн. рублей.
2.2. Расходы на питание учащихся
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации в 2010 году составил 5688 рублей, принимая средний рост размера прожиточного минимума 12 процентов в год, получаем что этот показатель:
в 2013 году составит 5688 х 1,12 х 1,12 х 1,12 = 7991 рубль;
в 2014 году - 7991 х 1,12 = 8950 рублей;
в 2015 году - 8950 х 1,12 = 10 024 рубля;
в 2016 году - 10024 х 1,12 = 11 227 рублей.
Субсидии из федерального бюджета на питание учащихся общеобразовательных организаций из расчета один процент прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в день на одного учащегося при пятидневной учебной неделе можно оценить:
в 2013 году 170*(2) х 13642000*(3) х 0,01 х 7991 = 125 322 427,4 тысяч рублей;
в 2014 году 170 х 13642000х0,01 х 8950 = 207 563 030 тысяч рублей;
в 2015 году 170 х 13642000х0,01 х 10024 = 232 470 593,6 тысяч рублей;
в 2016 году 170 х 13642000х0,01 х 11227 = 260 369 847,8 тысяч рублей.
Итого по общему образованию
расходы федерального бюджета составят:
в 2013 году 125 322 427,4 тысяч рублей;
в 2014 году 207 563 030 тысяч рублей;
в 2015 году 232 470 593,6 тысяч рублей;
в 2016 году 260 369 847,8 тысяч рублей.
расходы из консолидированного бюджета (без субсидий на питание учащихся):
в 2013 году 27 288 000 тысяч рублей;
в 2014 году 154 398 000 тысяч рублей;
в 2015 году 493 707 600 тысяч рублей;
в 2016 году 590 391 000 тысяч рублей.
3. Профессиональное образование
3.1. Расходы на повышение заработной платы педагогическим работникам профессионального образования, включая мастеров производственного обучения
По данным статистического сборника Минобрнауки Российской Федерации за 2008 год в 2007 году численность педагогических работников образовательных учреждений начального профессионального образования составляла 153700 человек. Причем численность указанных педагогических работников в течение 2000-х годов особенно не менялась. Поэтому для расчета примем численность педагогических работников учреждений начального профессионального образования 153700 человек.
Число преподавателей средних специальных учебных заведений в 2007 году составляло 136400 человек. Численность указанных педагогических работников в течение 2000-х годов существенно не менялась. При этом процент кандидатов наук составляет ~ 1,5, процент докторов наук меньше 0,1, таков же процент профессоров, а процент доцентов не превышает 0,3. При оценке расходов на оплату труда последними показателями можно пренебречь.
Всего педагогических работников профессиональных образовательных организаций 136400 + 153700= 290100 человек.
Примем за среднюю заработную плату указанных педагогических работников среднюю заработную плату в сфере образования в целом на 2010-11 годы ~ 14000 рублей.
В соответствии с законопроектом, начиная с 1 сентября 2014 года, средняя ставка педагогического работника профессиональной образовательной организации должна быть выше полуторного размера средней заработной платы в промышленных отраслях экономики соответствующего субъекта Российской Федерации, но не ниже средней заработной платы в промышленных отраслях экономики Российской Федерации в целом.
Расходы консолидированного бюджета на повышение оплаты труда педагогических работников профессиональных образовательных организаций составят:
в 2014 году за сентябрь-декабрь - 290100 х 1,5 х (36300 - 14000) х 4 = 38 815 380 тысяч рублей;
в 2015 году - 290100 х 1,5 х (41276 - 14000) х 12 = 142 429 816,8 тысяч рублей;
в 2016 году - 290100 х 1,5 х (46930 - 14000) х 12 = 171 953 874 тысяч рублей.
3.2. Расходы на увеличение стипендиального обеспечения учащихся начального и среднего профессионального образования
Размеры академических стипендий определяются в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации, которая, по данным Росстата, на 2010 год составила 6138 рублей.
Рост прожиточного минимума трудоспособного населения в последние годы составляет ~ 1,12 (12 процентов в год).
Оценить размер прожиточного минимума можно:
в 2014 году - 6138 х 1,12 х 1,12 х 1,12 х 1,12 = 9658 рублей;
в 2015 году - 9658 х 1,12 = 10 817 рублей;
в 2016 году - 10817х1,12 = 12115 рублей.
На 2010 год численность учащихся в образовательных организациях начального профессионального образования, по данным Росстата, составляла 1 007 тысяч человек.
С учетом снижения этого числа, примем для расчета 1 млн. человек.
Академические стипендии учащихся начального профессионального образования должны составлять:
с 1 января 2013 года - 2000 рублей.
с 1 сентября 2014 года - 0,4х9658 = 3863 рубля (40 процентов прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации);
с 1 января 2015 года - 0,4 х 10817= 4327 рублей;
с 1 января 2016 года - 0,4 х 12115= 4846 рублей.
Таким образом, расходы консолидированного бюджета на повышение академических стипендий учащимся организаций начального профессионального образования составят:
в 2013 году - (2000 - 400) х 1000000 х 12= 19 200 000 тысяч рублей;
в 2014 году - ((2000 - 400) х 8 + (3863 - 400) х 4) х 1000000 = 26 652 000 тысяч рублей;
в 2015 году - (4327 - 400) х 12 х 1000000 = 47 124 000 тысяч рублей;
в 2016 году - (4846 - 400) х 12 х 1000000 = 53 352 000 тысяч рублей.
Академические стипендии студентов средних специальных учебных заведений должны составлять:
с 1 января 2013 года - 2000 рублей;
с 1 сентября 2014 года - 0,6 х 9658 = 5795 рублей (60 процентов прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации);
с 1 января 2015 года - 0,6 х 10817 = 6490 рублей;
с 1 января 2016 года - 0,6 х 12115 = 7269 рублей.
Численность студентов средних специальных учебных заведений в 2010-11 ученом году составила, по данным Росстата, 2126 тысяч человек, включая негосударственные учебные заведения. Учитывая тенденцию сокращения числа учащихся средних специальных учебных заведений, принимаем для расчета их число 2 млн. человек.
Таким образом, расходы консолидированного бюджета на повышение академических стипендий студентам ссузов составят:
в 2013 году - (2000 - 400) х 2000000 х 12 = 38 400 000 тысяч рублей;
в 2014 году ((2000 - 400) х 8 + (5795 - 400) х 4) х 2000000 = 68 740 000 тысяч рублей;
в 2015 году (6490 - 400) х 12 х 2000000 = 146 160 000 тысяч рублей;
в 2016 году (7269 - 400) х 12 х 2000000 = 164 856 000 тысяч рублей.
3.3. Расходы на питание учащихся должны составлять 2 процента прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в день
Таким образом, расходы консолидированного бюджета будут составлять:
в 2013 году - 0,02 х 7991 х 200*(4) х 3000000*(5) = 95 892 000 тысяч рублей;
в 2014 году - 0,02 х 8950 х 200 х 3000000 = 107 400 000 тысяч рублей;
в 2015 году - 0,02 х 10024 х 200 х 3000000 = 120 288 000 тысяч рублей;
в 2016 году - 0,02 х 11227 х 200 х 3000000 = 134 724 000 тысяч рублей.
Общий объем расходов из консолидированного бюджета Российской Федерации по профессиональному образованию составит:
в 2013 году 153 492 000 тысячи рублей;
в 2014 году 313 620 000 тысячи рублей;
в 2015 году 456 001 816,8 тысячи рублей;
в 2016 году 524 885 874 тысячи рублей.
4. Высшее и послевузовское образование
4.1. Расходы на повышение оплаты труда педагогических работников высшей школы
Средняя ставка педагогического работника государственного вуза с 1 сентября 2014 года должна составлять не менее двух размеров средней заработной платы в промышленных отраслях экономики Российской Федерации.
По данным, приведенным Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным в выступлении на совещании о проблемах высшей школы 24.08.2011 в библиотеке Московского государственного строительного университета, средняя зарплата преподавателей вузов по стране составляет 21,7 тыс. рублей.
Численность профессорско-преподавательского состава в государственных вузах на 2010 год - 325 тысяч человек (Росстат).
По данным, озвученным на коллегии Минобрнауки в январе 2011 года, в 2011-2012 учебном году численность студентов вузов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, составит 172 человека на 10000 населения Российской Федерации.
По данным Росстата, в государственных и муниципальных вузах в 2010-2011 учебном году обучалось 409 студентов на 10000 населения Российской Федерации.
Таким образом, условное число преподавателей, зарплата которых финансируется из федерального бюджета, составляет 325000 х 172/409 = 136 675.
В соответствии с законопроектом:
условное число преподавателей, зарплата которых вновь финансируется из федерального бюджета с 1.09.2014, составляет 325000 х (220-172)/409 = 38142 человека;
условное число преподавателей, зарплата которых вновь финансируется из федерального бюджета с 1 сентября 2015 года, составляет 325000 х (260 - 220)/409 = 31789 человек.
Таким образом, расходы федерального бюджета на повышение оплаты труда педагогических работников составят:
в 2014 году 136675 х (2 х СЗП - 21,7) х 4 + 38142 х 2СЗП х 4 = 38 903 466,8 тысяч рублей;
в 2015 году 136675 х (2 х СЗП - 21,7) х 12 + 38142 х 2СЗП х 12 + 31789 х 2СЗП х 4 = 148 084 727,92 тысячи рублей;
в 2016 году 136675 х (2 х СЗП - 21,7) х 12 + (38142 + 31789) х 2СЗП х 12 = 161 524 129,92 тысячи рублей.
4.1.1. Расходы на повышение надбавок за ученые степени
Со дня вступления в силу закона - с 1 января 2013 года надбавки за ученые степени педагогическим работникам устанавливаются в размере:
15000 рублей - для докторов наук;
8000 рублей - для кандидатов наук.
В соответствии с Российским статистическим ежегодником за 2010 год в 2009-2010 учебном году в государственных и муниципальных высших учебных заведениях работали:
42600 докторов наук;
175900 кандидатов наук.
Таким образом, затраты на повышение надбавок за ученые степени будут составлять на финансовый год
(42600 х (15000 - 7000) + 175900 х (8000 - 3000)) х 12 = 14 643 600 тысяч рублей.
При этом предполагается, что указанные надбавки не должны учитываться при определении стоимости образования, получаемого на возмездной основе.
4.1.2. Расходы на надбавки за ученое звание
В соответствии с Российским статистическим ежегодником за 2010 год в 2009-2010 учебном году в государственных и муниципальных высших учебных заведениях работали:
профессоров - 37500 человек;
доцентов - 175900 человек.
В соответствии с законопроектом с 1 сентября 2014 года надбавка за ученое звание профессора должна составлять 60 процентов ставки, надбавка за ученое звание доцента - 40 процентов ставки.
Таким образом, расходы федерального бюджета на установление указанных надбавок составят:
в 2014 году:
профессора - 0,6 х 2 х 36300 х 35700 х 220/409 х 4 = 3 514 000 тысяч рублей;
доценты - 0,4 х 2 х 36300 х 175900 х 220/409 х 4 = 11 012 614 тысяч рублей;
в 2015 году:
профессора - 0,6 х 2 х 41276 х 35700 х (220/409 х 8 + 260/409 х 4) = 12 105 474 тысяч рублей;
доценты - 0,4х2х41276х175900х(220/409х8 + 260/409х4) = 39 763 634 тысяч рублей;
в 2016 году:
профессора - 0,6 х 2 х 46930 х 35700 х 260/409 х 12 = 15 336 678 тысяч рублей;
доценты - 0,4 х 2 х 46930 х 175900 х 260/409 х 12 = 50 337 622 тысяч рублей.
4.2. Повышение расходов, за исключением расходов на заработную плату, в связи с увеличением числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета
Расходы на заработную плату в 2011 году составят 136675 х 21,7 х 12 = 35 590 170 тысячи рублей.
Расходы на высшие учебные заведения в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов" составят 300 000 000 тысяч рублей.
Расходы федерального бюджета в 2011 году, за исключением расходов на заработную плату, составят 300 000 000 - 35 590 170 = 264 409 830 тысяч рублей.
Таким образом, расходы федерального бюджета, за исключением расходов на заработную плату, на повышение числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, составят:
в 2014 году 264 409 830 х (220/172 - 1) х 4/12= 24 594 263 тысячи рублей;
в 2015 году 264 409 830 х ((220/172 - 1) х 8/12 + (260/172 - 1) х 4/12) = 91 694 115 тысяч рублей;
в 2016 году 264 409 830 х (260/172 - 1) = 135 279 448 тысячи рублей.
4.3. Расходы федерального бюджета на повышение академических стипендий студентов высших учебных заведений
В соответствии с законопроектом академические стипендии студентов государственных вузов:
с 1 января 2013 года должны составлять 3300 рублей;
с 1 сентября 2014 года - не менее 80 процентов прожиточного минимума трудоспособного населения - 9658 х 0,80 = 7725 рублей;
с 1 января 2015 года - 10 817 х 0,80 = 8650 рублей;
с 1 января 2016 года - 12115 х 0,80 = 9690 рублей.
В настоящее время академическая стипендия студента вуза составляет - 1100 рублей. По нашим оценкам расходы федерального бюджета на выплату стипендий такого размера составляют порядка 30 млрд. рублей
Таким образом, расходы федерального бюджета на увеличение размера академических стипендий составят:
в 2013 году - 30 х (3300 -1100)/1100 = 60 млрд. рублей;
в 2014 году - 30 х (7725 - 1100)/1100 х 4/12 х (1 + (220 - 172)/172)*(6) + 60/12 х 8 = 117 млрд. рублей;
в 2015 году - ((1 + (220 - 172)/172) х 2/3 + (1 + (260 - 172)/172)*(7) х 1/3) х (8650 - 1100)/1100 х 30 = 278 млрд. рублей;
в 2016 году - (1 + (260 - 172)/172) х 30 х (9690-1100)/1100 = 354 млрд. рублей.
Оценив таким образом затраты на выплату академических стипендий (предполагалось, что их получают практически все студенты-бюджетники), принимаем, что это общие расходы стипендиального фонда, из которого будут выплачиваться также и социальные стипендии. При этом академические стипендии должны быть стимулирующими выплатами и выплачиваться, исходя из успеваемости.
4.4. Расходы на доплату студентам высших учебных заведений на питание из расчета 3 процента прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в день
в 2013 году - 7991 х 0,03 х 365 х 2860000*(8) х 172/409 = 105 241 352,8 тысяч рублей;
в 2014 году - 8950 х 0,03 х 2860000 х (243*(9) х 172 + 122*(10) х 220)/409 = 128 866 173 тысяч рублей.
в 2015 году - 10024 х 0,03 х 2860000 х (243 х 220 + 122 х 260)/409 = 188 334 729 тысяч рублей;
в 2016 году - 11227 х 0,03 х 366 х 2860000 х 260/409 = 224 120 785 тысяч рублей.
4.5. Расходы на повышение стипендий аспирантам и докторантам
В настоящее время стипендия аспирантов - 2500 рублей, стипендия докторантов - 4000 рублей.
В соответствии с законопроектом с 1 сентября 2014 года размеры стипендии аспирантов и докторантов должны составлять соответственно 3 и 6 размеров социальной стипендии студентов вузов, т.е. 3 и 6 прожиточных минимума трудоспособного населения в Российской Федерации.
В 2010 в высших учебных заведениях России, по данным Росстата, обучалось 139908 аспирантов и проходило подготовку 4116 докторантов. Предполагаем, что в высших учебных заведениях обучение аспирантов проводится в основном по очной форме.
Таким образом, расходы на повышение стипендий аспирантов составят:
в 2014 году - (9658 х 3 - 2500) х 4 х 139908 = 14,816 млрд. рублей;
в 2015 году - (10800 х 3 - 2500) х 12 х 139908 = 46,644 млрд. рублей;
в 2016 году - (12115 х 3 - 2500) х 12 х 139908 = 56,822 млрд. рублей;
Расходы на повышение стипендий докторантов составят:
в 2014 году - (9658 х 6 - 4000) х 4 х 4116 = 888,2 млн. рублей;
в 2015 году - (10800 х 6 - 4000) х 12 х 4116 ~ 3 млрд. рублей;
в 2016 году - (12115 х 6 - 4000) х 12 х 4116 = 3,368 млрд. рублей.
Всего расходы федерального бюджета по высшему и послевузовскому образованию составят:
в 2013 году - 179 884 952,8 тысячи рублей;
в 2014 году - 354 167 116,8 тысячи рублей;
в 2015 году - 822 269 679,92 тысячи рублей;
в 2016 году - 1 015 431 755,92 тысячи рублей.
Всего расходы федерального бюджета на реализацию законопроекта составят:
в 2013 году - 336 788 380,2 тысячи рублей;
в 2014 году - 597 101 146,8 тысячи рублей;
в 2015 году - 1 094 355 243,52 тысячи рублей;
в 2016 году - 1 320 170 603,72 тысячи рублей.
Всего расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на реализацию законопроекта за исключением вышеуказанных расходов федерального бюджета составят:
в 2013 году - 180 780 000,0 тысячи рублей;
в 2014 году - 535 582 000,0 тысячи рублей;
в 2015 году - 1 174 771 618,8 тысячи рублей;
в 2016 году - 1 364 714 874,0 тысячи рублей.
Согласно настоящему проекту, начиная с 2015 года, расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на образование должны составлять не менее семи процентов ВВП.
По данным Росстата, в 2010 году ВВП в Российской Федерации составил около 45 трлн. рублей. Если, исходя из данных Росстата, принять средний годовой рост ВВП в 105 процентов, то размер ВВП можно оценить:
в 2013 году как 45 х 1,05 х 1,05 х 1,05 = 52,09 трлн. руб.
в 2014 году 52,09 х 1,05 = 54,7 трлн. руб.
в 2015 году 54,7 х 1,05 = 57,4 трлн. руб.
в 2016 году 57,4 х 1,05 = 60,3 трлн. руб.
Таким образом, расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на образование не могут быть меньше:
в 2015 году 0,07 х 57,4 трлн. рублей = 4, 018 трлн. рублей
в 2016 году 0,07 х 60,3 трлн. рублей = 4, 221 трлн. рублей
Расходы консолидированного бюджета на образование в 2010 году составили 1 893,9 млрд. рублей. Принимая этот показатель за базовый, с учетом дополнительных расходов, требуемых для реализации настоящего законопроекта, можем оценить расходы консолидированного бюджета на образование в:
2015 году - 1 893 900 000 + 1 174 771 618,8 + 1 094 355 243,52 = 4 163 026 862,32 тысячи рублей или ~ 7,26 процентов ВВП;
2016 году - 1 893 900 000 + 1 364 714 874 + 1 320 170 603,72 = 4 578 785 477,72 тысячи рублей ~ 7,6 процентов ВВП.
Согласно законопроекту расходы федерального бюджета на высшее и послевузовское образование с 1 января 2015 года не могут быть ниже семи процентов расходной части бюджета.
В 2011 году расходы федерального бюджета на высшее образование в соответствии с законом должны составить 365 381 278,9 тысяч рублей (~3,3 процента расходной части федерального бюджета равной 11 022 474 369,9 тысяч рублей).
Принимая показатели расходов 2011 года за базу, можно следующим образом оценить расходы федерального бюджета на высшее и послевузовское образование:
в 2015 году - 365 381 278,9 + 822 269 679,92 = 1 187 650 958,82 тысячи рублей (~10,8 процента расходной части федерального бюджета);
в 2016 году - 365 381 278,9 + 1 015 431 755,92 = 1 380 813 034,82 тысячи рублей (~ 12,5 процента расходной части федерального бюджета).
_____________________________
*(1) Оценочный коэффициент роста общей суммы компенсаций (на первого ребенка 40 процентов вместо установленных в настоящее время 20 процентов).
*(2) Число учебных дней в году.
*(3) Число учащихся общеобразовательных школ в 2010-11 учебном году.
*(4) Среднее число учебных дней в году.
*(5) Суммарное число учащихся профессиональных учебных заведений, получающих начальное или среднее профессиональное образование.
*(6) Коэффициент, учитывающий рост числа студентов, получающих стипендию.
*(7) Число студентов на 10000 населения с 1 сентября 2015 году должно составлять 260 человек (2/3 и 1/3 - периоды выплаты стипендий, кратные году).
*(8) Число студентов в 2010-11 учебном году, получающих образование по очной форме (по данным Росстата).
*(9) Число дней в 2014 году до 1 сентября.
*(10) Число дней в 2014 году после 1 сентября.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О народном образовании"
Перечень законодательных актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу с принятием федерального закона "О народном образовании" дана в статье 101 законопроекта.
Принятие федерального закона "О народном образовании" предусматривает принятие следующих актов федерального законодательства:
1) Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от уплаты налогов образовательных организаций в части дохода, направляемого на их уставную деятельность);
2) Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления налоговых льгот для организаций, инвестирующих средства в развитие системы образования Российской Федерации);
3) Федерального закона "О федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образовании";
4) Федерального закона "О федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования";
5) Федерального закона "О федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования";
6) Постановления Правительства Российской Федерации "О стипендиях для граждан, проявивших выдающиеся способности";
7) Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления местным бюджетам субсидий на организацию предоставления муниципальными образовательными учреждениями бесплатного дополнительного образования";
8) Постановления Правительства Российской Федерации "О нормативах финансовых затрат организаций на повышение квалификации работников";
9) Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о семейном образовании";
10) Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных высших учебных заведений";
11) Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке обеспечения прав студентов высших учебных заведений на бесплатный проезд";
12) Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной программе поддержки образовательного кредитования";
13) Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности";
14) Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных организаций";
15) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении положения об экстернате";
16) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении положения об использовании электронного обучения";
17) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) по которым отдельные категории лиц с ограниченными возможностями здоровья могут получать начальное профессиональное образование на основании свидетельства о получении основного общего или среднего общего образования";
18) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении типового положения о профессиональной образовательной организации";
19) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении положения о порядке прохождения учащимися производственной практики";
20) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "О порядке перехода студента высшего учебного заведения с обучения по программе подготовки бакалавра на обучение по программе подготовки специалиста и с обучения по программе подготовки специалиста на обучение по программе магистратуры";
21) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "О порядке выплаты компенсаций лицам (родителям, иным законным представителям), осваивающим основные общеобразовательные программы на возмездной основе или в форме самообразования (семейного образования)";
22) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "О порядке проведения всероссийской олимпиады школьников и порядке формирования сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах".
В связи с принятием федерального закона "О народном образовании" необходимо внести изменения:
в Федеральный закон от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ "О Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете";
в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 142 "Об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.