Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 25230-6 "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В целях создания в регионах благоприятных условий для инвестиционной деятельности и, прежде всего, снятия бюрократических барьеров, связанных с возможностью осуществления нового жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, на примыкающих к населенным пунктам землях сельскохозяйственного назначения, путем включения таких земель в границы населенных пунктов, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" был дополнен статьей 4.1, установившей с 1 января 2007 года "упрощенную" процедуру включения земельных участков в границы населенных пунктов.
Практическая реализация данной процедуры на территории Волгоградской области показала необходимость ее законодательного совершенствования применительно к землям сельскохозяйственного назначения.
Так, в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" любое лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта, может направить соответствующее заявление в орган местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого находится населенный пункт.
В рамках реализации указанной выше нормы юридические и физические лица ходатайствуют о включении в границы населенных пунктов принадлежащих им на праве собственности земельных участков сельскохозяйственного назначения. Граждане, как правило, ходатайствуют о проведении такой процедуры в целях индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства. Площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности и предлагаемых к включению в границы населенных пунктов, в несколько раз превышают предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, которые устанавливаются для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом статья 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не содержит ограничений по размерам земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, которые могут включаться в границы населенных пунктов в испрашиваемых заявителями целях.
Таким образом, действующим порядком включения земельных участков в границы населенных пунктов допускается фактическая возможность бесконтрольного изъятия из сельскохозяйственного оборота неограниченных площадей сельскохозяйственных угодий, чем нарушается установленный статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации основополагающий принцип приоритета охраны земли как средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
Кроме того, процедура включения земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в границы населенных пунктов не способствует развитию строительства в интересах неограниченного круга лиц, поскольку сформированные из данных земель земельные участки не могут быть предоставлены в порядке, установленном земельным законодательством для земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в частности, в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации для жилищного строительства).
В целях упорядочения действующей процедуры включения земельных участков в границы населенных пунктов и обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предлагается проводить данную процедуру в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует расходов из федеральных, региональных и местных бюджетов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.