Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей
на проект федерального закона N 588894-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
(по вопросу о противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам национальностей в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 03 октября 2011 года (протокол N 302), рассмотрел проект федерального закона N 588894-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу о противодействии экстремистской деятельности в Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации и сообщает следующее.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается внести изменения, связанные с вопросами противодействия экстремисткой деятельности, в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2010 году экстремистская преступность сохранила тенденцию к росту: всего было зарегистрировано 656 преступлений, темпы их прироста по сравнению с 2009 годом составили 19,7%.
Общественная опасность экстремизма и таких его разновидностей, как ксенофобия в любых проявлениях, а прежде всего - в форме открытого насилия, представляет собой угрозу не только национальной безопасности России, но и международной стабильности.
Экстремистская нетерпимость отрицает этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, подрывает принципы демократии, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию этносов и социальных групп в российском обществе, препятствует достижению гражданского согласия.
Основными причинами, способствующими совершению насильственных преступлений экстремистской направленности, являются распространение идей религиозного, национального, расового превосходства, особенно среди молодежи и несовершеннолетних, отсутствие в обществе терпимого отношения к представителям других национальностей и религий, искаженное восприятие патриотизма.
В последние годы из-за экономического кризиса резко возросли угрозы конфликтов в сфере межнациональных отношений, отмечен рост числа и масштабов проявлений бытового национализма, этнополитического сепаратизма, молодежного экстремизма, включая насильственные действия по национальному, религиозному и расовому признакам.
Основной вектор усилий идеологов экстремистских организаций направлен на то, чтобы распространить свои взгляды и привлечь к своей деятельности морально неустойчивых представителей молодежи, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, склонных к своему жизнеутверждению не в созидательной, а в разрушительной деятельности и внедриться в политическую жизнь страны.
В связи с этим, явно недостаточно проведение эпизодической предупредительной работы время от времени к фактам экстремистского поведения молодежи, квалифицировав эти правонарушения как проявления простого хулиганства, вандализма и других деяний незначительной общественной опасности.
В Стратегии национальной безопасности России до 2020 года, утвержденной указом Президента РФ - в качестве средства и цели обеспечения государственной безопасности предусмотрено создание развитой системы выявления противодействия политическому и религиозному экстремизму, национализму и этническому сепаратизму. Соответственно, это и является приоритетным направлением в организации борьбы с экстремизмом.
Среди основных приоритетов - профилактическая работа с учётом специфики экстремизма и его региональных особенностей, ведущая роль здесь должна принадлежать органам государственной власти субъектов и органам местного самоуправления, целенаправленная работа которых возможна только при наличии соответствующего нормативно-правового обеспечения. В этой связи, Комитет приветствует закрепление полномочий органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления в сфере противодействия экстремистской деятельности.
Учитывая, что современный экстремизм имеет организованную основу, Комитет поддерживает регламентацию вопросов, связанных с финансированием экстремистской деятельности. В 2010 году (по данным Генеральной прокуратуры РФ) зарегистрировано 104 преступления экстремистской направленности, совершенных участниками организованных групп или преступных сообществ.
Комитет отмечает, что значительное число преступлений, связанных с распространением экстремистских материалов, совершаются с использованием Интернета и осуществляемая посредством сети пропаганда провоцирует совершение преступлений наиболее экстремистской направленности.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по делам национальностей поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В. Купцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.