Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 19526-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статьёй 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В настоящее время статья 13 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предполагает размещение объектов, которые могут причинить вред окружающей среде с учётом мнения населения или результатов референдума. За всю историю право применения данного закона не было проведено ни одного референдума, несмотря на то, что публичные слушания проходили по каждому предложению. Следует отметить, что в нашей стране публичные слушания проводятся "административным ресурсом", причём следующим образом: "нагоняют" сотрудников КТОСов, бюджетников для большинства принятия положительного решения, таким образом фактически норма, в которой предполагается проведения референдума, не действует.
Настоящий законопроект предлагает внесение изменений следующих изменений с целью оживить вышеуказанную норму: публичные слушания и референдумы проводить только при необходимости и в случае целесообразного размещения объектов, хозяйственной и иной деятельности, которая может причинить вред окружающей среде, а в дальнейшем и человеку.
В статье 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлены лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду. При этом не установлена ответственность за превышение лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также другие виды негативного воздействия на окружающую среду. Тем самым недобросовестные предприниматели имеют возможность превышать данные пределы в неограниченном размере и не несут за это никакой ответственности.
Настоящий законопроект предлагает: при превышении лимитов, предусмотренных в статье 14 настоящего федерального закона на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и многие другие виды негативного воздействия на окружающую среду, установить уголовную ответственность руководителей предприятий, организаций, по чьей вине был превышен лимит, предусмотренный в статье 14 настоящего Федерального закона. Тем самым мы оградим нашу окружающую среду и граждан от повышенного негативного воздействия различных выбросов и сбросов от промышленных предприятий.
Согласно статье 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды", к нарушителям требований в области охраны окружающей среды применяется следующая мера наказания - приостановление либо прекращение деятельности в полном объёме по решению суда. Но Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не совершенен, поскольку отсутствуют критерии, по которым императивной нормой могло бы быть запрещено размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Данным законопроектом предлагается: при получении соответствующего акта экологической экспертизы о том, что здания, строения, сооружения, промышленные и иные объекты отрицательно влияют на окружающую среду обитания человека, ведут к ухудшению здоровья человека, запрещать размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Таким образом, мы оградим нашу окружающую среду, а в первую очередь наших граждан от повышенного негативного воздействия промышленных объектов, опасных для здоровья человека.
Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, поэтому заключение Правительства Российской Федерации не требуется.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 13, 16, 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счёт средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 13, 16, 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" потребует внесения изменений в Уголовный Кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.