Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 21870-6 "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается сохранить действующую в настоящее время пропорциональную избирательную систему, на основе которой проводятся выборы депутатов Государственной Думы. В то же время в рамках этой избирательной системы предлагается ряд новаций, направленных на обеспечение представительства избирателей всех субъектов Российской Федерации в Государственной Думе, а также на упрощение отдельных избирательных процедур.
В соответствии с законопроектом вся территория Российской Федерации разделяется на 225 территориальных единиц. Территориальные единицы образуются на основе единой нормы представительства избирателей на территориальную единицу, что обеспечивает примерное равенство территориальных единиц по числу избирателей и соблюдение тем самым принципа равного избирательного права. Единая норма представительства определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на общее число территориальных единиц.
Для определения числа территориальных единиц в каждом субъекте Российской Федерации число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, делится на число, составляющее единую норму представительства. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом территориальных единиц для соответствующего субъекта Российской Федерации.
Представительство избирателей в Государственной Думе обеспечивается и для тех субъектов Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. В каждом из таких субъектов Российской Федерации образуется одна территориальная единица, включающая в себя всю территорию субъекта Российской Федерации.
Оставшиеся после такого деления территориальные единицы распределяются (по одной) только между субъектами Российской Федерации, в которых число избирателей больше единой нормы представительства.
Границы территориальных единиц устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации один раз в десять лет (на две избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы). При этом каждое новое установление границ проводится заблаговременно, не менее чем за год до дня голосования на очередных выборах депутатов Государственной Думы. Таким образом, политические партии смогут заранее определиться, на какие региональные группы будут разбиты выдвигаемые ими федеральные списки кандидатов и какое число кандидатов потребуется включить в список.
В связи с образованием территориальных единиц каждый федеральный список кандидатов разбивается на региональные группы, соответствующие территориальным единицам (в настоящее время региональные группы соответствуют субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации). Каждая региональная группа может соответствовать только одной территориальной единице. Ограничений по числу региональных групп не устанавливается (в настоящее время в федеральном списке кандидатов должно быть не менее 70 региональных групп). В одной региональной группе должно быть не более четырех кандидатов, а в федеральном списке кандидатов - не менее 100 кандидатов.
При выдвижении федеральных списков кандидатов политические партии в связи с отсутствием их структурных подразделений на территориях тех или иных субъектов Российской Федерации могут определить территориальные единицы, в которых не будут представлены региональные группы.
С учетом такого регулирования наличие общефедеральной части федерального списка кандидатов не предусматривается.
Все политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, освобождаются от сбора подписей избирателей, что значительно упростит процедуру регистрации списков. Кроме того, упрощается и порядок подачи документов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при выдвижении списков. Так, федеральный список кандидатов в машиночитаемом виде, содержащий все необходимые сведения о кандидатах, будет заполняться на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в сети "Интернет". Работу по созданию такой машиночитаемой версии планируется завершить к 1 января 2015 г. Одновременно появится возможность изготавливать с использованием программных средств форму заявления кандидата о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов.
Сведения о доходах и об имуществе кандидатов будут размещаться не Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, как это предусматривается в настоящее время, а самими политическими партиями на своих сайтах в сети "Интернет", что налагает на них ответственность за достоверность указанных сведений.
Впервые вводится регулирование участия сетевых изданий в предвыборной агитации. Требования, предъявляемые к сетевым изданиям, во многом аналогичны тем, которые предъявляются к негосударственным средствам массовой информации. В частности, речь идет о единых для всех политических партий условиях оплаты услуг по размещению агитационных материалов, об опубликовании сведений о размере и условиях оплаты не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы и иных требованиях. В то же время агитация в сетевых изданиях может начинаться со дня опубликования в них сведений о размере и условиях оплаты услуг по размещению предвыборных агитационных материалов, а в иных средствах массовой информации - за 28 дней до дня голосования.
В целях повышения гласности и открытости выборов закрепляется право наблюдателей вести фото- и видеосъемку на избирательных участках, а также гарантируется возможность осуществления непрерывной видеотрансляции в сети "Интернет" хода голосования и подсчета голосов избирателей на всей территории Российской Федерации.
В числе новаций следует также отметить возможность создания избирательных фондов не только политическими партиями и их региональными отделениями, но и кандидатами, которые вправе назначать своих уполномоченных по финансовым вопросам. Избирательный фонд кандидата может формироваться из средств политической партии, а также из собственных средств кандидата. Пожертвования граждан и организаций в избирательные фонды кандидатов, в отличие от избирательных фондов политических партий и их региональных отделений, не предусматриваются. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 6 млн. рублей.
В избирательном бюллетене на выборах депутатов Государственной Думы помещаются наименования политических партий и их эмблемы, а также фамилии, имена и отчества кандидатов, включенных в региональную группу, соответствующую определенной территориальной единице. Если в федеральном списке кандидатов отсутствует такая региональная группа, в избирательном бюллетене помещаются только наименования политических партий и их эмблемы.
С учетом изменения требований к минимальной численности политических партий (соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу) и ожидаемого в связи с этим увеличения числа политических партий, которые будут бороться за депутатские мандаты, на выборах депутатов Государственной Думы может быть зарегистрировано более десяти федеральных списков кандидатов.
В этом случае в избирательном бюллетене также помещаются только наименования политических партий и их эмблемы (поскольку комплексы обработки избирательных бюллетеней имеют ограничения по длине избирательного бюллетеня), а полный список кандидатов, включенных в соответствующие региональные группы, вывешивается в кабине для тайного голосования.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Депутатские мандаты распределяются сначала между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов избирателей. Следует отметить, что в методике заложен компенсационный механизм, обеспечивающий представительство в Государственной Думе избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации. Обеспечение такого представительства осуществляется путем передачи не менее одного депутатского мандата федеральному списку кандидатов, получившему наибольшее число голосов в субъекте Российской Федерации.
Положения действующего законодательства, касающиеся принципов проведения выборов депутатов Государственной Думы, полномочий избирательных комиссий, порядка финансирования выборов, порядка проведения голосования и подсчета голосов избирателей, обжалования действий и решений избирательных комиссий, не подверглись существенным изменениям.
Законопроектом предусмотрены отсылочные нормы к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в который планируется внести изменения в связи с данным законопроектом. Например, предполагается установить пятилетний срок полномочий участковых избирательных комиссий и уточнить порядок их формирования, предусматривающий сохранение профессионализма в деятельности избирательных комиссий при том, что политические партии должны быть максимально в них представлены.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" потребует внесения изменений в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.