Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 20731-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время порядок исчисления членских взносов законодательно не определен.
Данный вопрос решается владельцами земельных участков самостоятельно, наряду с чем возникают различные толкования самого понятия "членских взносов", а также их расчет, что неизбежно приводит к конфликтным ситуациям внутри объединений и порождает многочисленные судебные процессы.
Настоящие изменения Федерального Закона направлены на упорядочение взаимоотношений членов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений в части определения размера и порядка оплаты членских взносов на расходы таких объединений, а также в целях защиты социально незащищенных слоев населения, владеющих земельными участками небольшой площадью.
По утверждению большинства специалистов, а также представителей многочисленных садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, существующий порядок исчисления членских взносов значительно разнится в зависимости от положений, предусмотренных в каждом конкретном Уставе, в связи с тем, что нет определенной зависимости между суммами членских взносов и размером земельного участка, в связи с чем владелец шести соток (600 кв. м.) вносит ровно столько же, сколько и владелец участка в шестьдесят соток (6000 кв. м.).
Вынесение данной, казалось бы сугубо внутренней хозяйственной, проблемы, не только на суд общественности, но и в суды общей юрисдикции - это заслуга относительно небольшого количества ловких граждан, сообразивших, что можно иметь в объединении неплохую собственность и, при определенных обстоятельствах, минимизировать плату за нее.
Пример: При приобретении несколько участков в садовом товариществе на одного владельца можно потребовать, чтобы уплата взносов была как за один участок, поскольку, права у всех членов равные, услуги от органов управления все получают в равном объеме, значит и взносы для членов должны быть равными. То есть, имея, например, пять участков или десять участков по 10 соток, будут уплачиваться такие же взносы, как и членом товарищества, владеющим одним участком в 10 соток.
Понятно, что расходы объединения - это величина довольно стабильная, устоявшаяся, в значительной степени привязанная к параметрам имущества общего пользования, и следовательно к размерам участков, так что если пять участков земли в объединении от пяти владельцев переходят к одному лицу, это никак не уменьшит, в частности, текущие расходы самого объединения, которые останутся на прежнем уровне. Но если взносы будут взиматься в равном размере со всех членов, то распределяться они теперь будут на меньшее число членов, следовательно, сумма взносов для каждого члена - увеличится. Это выгодно для тех, у кого участки или количество принадлежащих им участков больше чем в среднем по объединению. Таким образом "крупные землевладельцы" пытаются переложить содержание своей собственности на плечи собственников меньших по площади участков земли.
Общественные отношения и экономические условия, существующие на 2011-2012 год принципиально отличаются от 1998 года, года принятия ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан". В результате осуществления членами объединений сделок по купле-продаже земельных участков в садовых товариществах нередко складывается ситуация, когда члены того или иного объединения находятся в неравном положении в первую очередь в плане владения земельными участками. Есть лица, владеющие одним участком, есть владельцы, которым принадлежат по два, три, четыре участка. Есть участки, которые находятся в совместной долевой собственности у двух и даже трех лиц.
Неравный имущественный статус членов (то есть, например, право собственности на неодинаковое число участков с отдельным номером по генплану или долевая совместная собственность на один участок с отдельным номером по генплану) порождает неравенство с точки зрения прав и обязанностей членов. И механизм реализации имущественного неравенства в правах и обязанностях членов СНТ не только не запрещен, но и предусмотрен нормами ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" от 15.05.1998 г.
Статьи 1, 16, 18, 1, ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" не содержат ни единого прямого указания, о том, что у членов объединений одинаковые права и обязанности. Наоборот, абз. 1) ч. 2 ст. 19 ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" указывает, что член объединения "обязан нести бремя содержания земельного участка". Два участка - двойное бремя, три участка - тройное бремя. Ст. 210 ГК РФ также предусматривает, что бремя содержания принадлежащего собственнику имущества несет сам собственник.
Члены объединений являются собственниками не только земельных участков. По закону, имущество общего пользования, созданное (приобретенное) на целевые взносы его членов, находится в совместной собственности членов объединения (ч. 2 ст. 4 ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан"). Следовательно, члены несут также бремя содержания имущества общего пользования. Причем объем бремени содержания имущества общего пользования находится в прямой зависимости от количества участков, которыми владеет член объединения, что подтверждается абз. 6) ч. 1 ст. 19 ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан": член объединения, при отчуждении садового участка, одновременно отчуждает приобретателю долю имущества общего пользования в составе объединения в размере целевых взносов. Если член объединения приобрел два участка в одном и том же объединении, то он одновременно имеет право на две доли в имуществе общего пользования, находящемся в совместной собственности членов. Соответственно, он должен содержать обе эти доли в имуществе общего пользования.
Члены объединений несут бремя содержания общей совместной собственности в первую очередь путем уплаты членских взносов. Согласно абз. 7 ст. 1 ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" членские взносы - это денежные средства, периодически вносимые членами на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения. Многие статьи смет текущих расходов прямо взаимосвязаны с количеством участков, которыми владеет член объединения. В частности, это затраты на оплату наружного освещения (число столбов наружного освещения прямо пропорционально количеству участков), затраты на зимнюю чистку дорог (протяженность очищаемых дорог также прямо пропорциональна количеству участков), вывоз мусора (больше участков во владении одного лица- больше построек, больше размеры хозяйства, больше мусора), зарплата электрика (прямо пропорциональна протяженности электролиний и количеству столбов, и, следовательно, количеству участков) и т.д.
Так, например, если один член объединения имеет в собственности два участка по 9 соток (согласно генеральному плану), общая протяженность границ которых вдоль улиц составляет, к примеру, 60 метров, то на его долю в содержании имущества общего пользования (в текущих расходах объединения) приходится оплата чистки снега и поддержания в пригодном для эксплуатации состоянии линий электропередач и столбов, а также дорог на протяженности 60 метров. Для сравнения: соседний участок площадью 9 соток, принадлежащий одному хозяину, протянулся вдоль улицы всего на 30 метров. Если владелец двух участков и владелец одного участка будут уплачивать одинаковые членские взносы, получится, что владелец большего участка содержит принадлежащие ему две доли в имуществе общего пользования за счет владельца меньшего участка, а это есть по сути неосновательное обогащение.
Неуплата целевых взносов на каждый земельный участок с отдельным номером по генплану также имеет серьезные негативные правовые последствия. Земельные участки обладают оборотоспособностью и делимостью. Если член объединения владеет несколькими участками с отдельными номерами по генплану, приобретенными им у предыдущего владельца/владельцев, то, как изложено выше, он всегда имеет не одну, а несколько долей в имуществе общего пользования, так как вместе с этими участками предыдущий владелец каждого из участков передал этому члену свою долю имущества общего пользования в размере внесенных предыдущим владельцем целевых взносов согласно абз. 6, ч. 1 ст. 19 ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан".
Если не уплачиваются целевые взносы на какой-либо из нескольких принадлежащих ему земельных участков, тем самым не создается/не увеличивается доля имущества общего пользования, приходящаяся на данный участок. Неуплата целевых взносов на каждый из оборотоспособных участков нарушает и права объединения, как юридического лица, так как лишает его возможности увеличивать количество своих членов.
Таким образом, неуплата целевых взносов на каждый земельный участок членами объединения - владельцами нескольких оборотоспособных земельных участков противоречит ч. 3 ст. 17 Конституции РФ о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Система взимания взносов по имущественным основаниям (например, в % от месячного заработка, стипендии, пенсии) широко распространена в различных некоммерческих организациях, таких как общественные организации (партии) и профессиональные союзы, которые, так же как и объединения, являются некоммерческими организациями по российскому законодательству, в которых члены этих организаций имеют равные права и обязанности, но размер уплачиваемых ими взносов неодинаков и зависит от текущего имущественного положения каждого конкретного члена организации. Так, например, согласно Инструкции о порядке уплаты и учета ежемесячных членских профсоюзных взносов в профсоюзной организации СпбГУ, составленной на основании ст. 28 Закона РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" размеры ежемесячных членских профсоюзных взносов устанавливаются в размере 1% от месячного дохода. Другой пример: согласно пп. 2.3 и 2.4 Устава некоммерческой общественной организации - партии КПРФ - ее члены имеют равные права и обязанности, но согласно п. 10.7. Устава КПРФ членские взносы уплачиваются членами КПРФ в размере не менее 1 процента от дохода.
Таким образом, равенство прав и обязанностей членов некоммерческой организации не влечет за собой автоматически внесения равных членских и иных взносов.
Согласно действующему законодательству РФ порядок взимания членских и иных взносов в некоммерческих организациях является правом и внутренним делом юридического лица - самой некоммерческой организации и определяется ее Уставом и решениями органов управления некоммерческой организации.
Статья 21 ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" в этой связи дает широкие полномочия общему собранию членов объединений, не устанавливая никаких ограничений для компетенции общего собрания: Абз. 10) ч. 1 ст. 21 ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" устанавливает, что к исключительной компетенции общего собрания относится принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов. Абз. 18 ст. 21 ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" управомочивает общее собрание (собрание уполномоченных) рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.
Подводя краткий итог изложенного выше, следует отметить, что определение единицы расчета для оплаты членских взносов исходя из квадратного метра конкретного земельного участка, наиболее полно соответствует нынешней экономической и социальной ситуации в Российской Федерации в свете Федерального Закона "О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и ставит владельцев в справедливую зависимость между суммой членских взносов и площадью участка.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.