Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 390498-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", внесенный членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, А.Г. Лысковым.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект, доработанный авторами в соответствии с пунктом "а" части шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы.
Представленным законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" новую статью 9-1, предусматривающую принесение членом Совета Федерации присяги. По мнению авторов законопроекта, необходимость введения указанной нормы обусловлена высокой ответственностью по исполнению совокупности конституционных полномочий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и будет способствовать укреплению государственной дисциплины законодателей.
Следует отметить, что предусмотренный в законопроекте текст присяги, обязывающий члена Совета Федерации соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, является излишним дублированием статьи 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающей такое требование для всех граждан Российской Федерации.
Кроме того, исходя из норм Конституции Российской Федерации и учитывая положения Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральное Собрание в целом является высшим органом законодательной власти в России, определяет посредством принятия нормативных, в первую очередь законодательных, актов основные направления жизнедеятельности всей страны, основные направления ее внутренней и внешней политики. Таким образом, как член Совета Федерации, так и депутат Государственной Думы реализуют правотворческую функцию государства, предусмотренную Конституцией Российской Федерации и вышеуказанным Федеральным законом. Однако устанавливает лишь общие положения о предметной компетенции законодателя. В целом же правовые основы деятельности членов Совета Федерации, а также депутатов Государственной Думы невозможно ограничить каким-либо конкретным перечнем нормативных актов, поскольку все такие акты будут общими, конкретизация их полномочий производится применительно к отдельным ситуациям и сферам деятельности. В связи с вышеуказанным, обязательства посвятить свои силы защите основных прав и свобод человека может быть расценено как отрицание или умаление не перечисленных в Конституции Российской Федерации общепризнанных прав и свобод человека.
Учитывая изложенное, Комитет, поддерживая общую концепцию повышения ответственности парламентариев и авторитета законодательной власти, рекомендует данный законопроект к отклонению.
Утверждено на заседании Комитета " " февраля 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.