Заключение Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению
на проект федерального закона N 607159-5 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению в соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2011 года (постановление N 6321-5 ГД) и переданный на рассмотрение Совета Федерации.
Проект Федерального закона внесен на рассмотрение в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон разработан в соответствии с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах, Бюджетного кодекса Российской Федерации и пенсионного законодательства.
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов подготовлены в рамках "скользящей трехлетки" на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года с учетом возлагаемых на Фонд функций и задач:
(млрд. руб.) | |||||
|
Утверждено Законом о бюджете ПФР на 2011 год (10.12.2010 N 355-ФЗ) |
2012 год |
Плановый период |
||
2013 год |
2014 год |
||||
Доходы - всего, |
5 137,38 |
5 696,86 |
6 280,07 |
6 938,64 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП |
4 718,12 |
5 222,67 |
5 723,28 |
6 295,28 |
|
по накопительной составляющей бюджета |
419,26 |
474,19 |
556,79 |
643,36 |
|
Расходы - всего, |
4 822,39 |
5 407,31 |
5 948,08 |
6 567,61 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП |
4 709,47 |
5 222,67 |
5 723,28 |
6 295,28 |
|
по накопительной составляющей бюджета |
112,92 |
184,64 |
224,80 |
272,33 |
|
ДЕФИЦИТ (-) /ПРОФИЦИТ (+), всего |
314,99 |
289,55 |
331,99 |
371,03 |
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП |
8,65 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
по накопительной составляющей бюджета |
306,34 |
289,55 |
331,99 |
371,03 |
|
Средства пенсионных накоплений на конец периода |
1 514,29 |
1 733,06 |
2 065,05 |
2 436,08 |
Как видно из представленной таблицы на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов запланирован общий профицит бюджета. В части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (распределительная составляющая) бюджет сбалансирован. Однако данные показатели достигаются путем предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2012 году в сумме 1 075,1 млрд. рублей (рост к предыдущему году 22,7%), в 2013 году в сумме 1 192,7 млрд. рублей и в 2014 году в сумме 1 300,6 млрд. рублей.
Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование прогнозируется в 2012 году в сумме 2 658,95 млрд. рублей, в 2013 году - 2 973,04 млрд. рублей, в 2014 году - 3 638,85 млрд. рублей.
Поступление взносов организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, прогнозируется в 2012 году в сумме 3,9 млрд. рублей (4,3 млрд. руб. и 4,77 млрд. руб. в 2013 и 2014 годах); взносов от организаций угольной промышленности, зачисляемых в Фонд на выплату доплат к пенсии работникам угольной промышленности, в 2012 году - 1,7 млрд. рублей (в 2013 году - 1,9 млрд. руб. и в 2014 году - 2,1 млрд. руб.).
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" предусмотрено снижение тарифа страхового взноса, зачисляемого в Фонд, с 26 до 22 процентов в 2012-2013 годах и введение дополнительного 10-процентного тарифа с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд (в 2012 году с сумм выше 512 тыс. рублей, в 2013 году - 573 тыс. рублей). В 2014 году тариф составит 26% (на уровне 2011 года) с выплат в пределах величины, на которую начисляются страховые взносы (641 тыс. рублей).
Отдельные категории плательщиков, число которых расширено указанным Федеральным законом о вопросах установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, уплачивают страховые взносы по пониженным тарифам. Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда в этой связи законодательно предусмотрена за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2012 году - 304,4 млрд. рублей, в 2013 году - 324,2 млрд. рублей, в 2014 году - 56,4 млрд. рублей.
В целом передаваемые в бюджет Фонда межбюджетные трансферты из федерального бюджета запланированы на 2012 год в объеме 2 893,2 млрд. рублей (в 2013 году - 3 145,7 млрд. рублей, в 2014 году - 3 121,7 млрд. рублей), что составляет 55,4% от общей суммы доходов по распределительной составляющей и 50,8% от общей суммы прогнозируемых доходов. При этом доля межбюджетных трансфертов на покрытие дефицита бюджета составляет 37,2% от суммы всех трансфертов, доля средств на компенсации выпадающих доходов 10,5%, остальные средства направляются на выполнение возложенных на Фонд, помимо пенсионного обеспечения, дополнительных функций по осуществлению выплат по нормативным публичным обязательствам государства, финансируемым из средств федерального бюджета, из них:
на валоризацию расчетного пенсионного капитала: в 2012 году - 566,5 млрд. рублей, в 2013 году - 622,2 млрд. рублей, в 2014 году - 684,5 млрд. рублей;
на федеральную социальную доплату к пенсии: в 2012 году - 38,5 млрд. рублей, в 2013 году - 42,9 млрд. рублей, в 2014 году - 42,9 млрд. рублей;
на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, пособий и компенсаций: в 2012 году - 339,2 млрд. рублей, в 2013 году - 372,0 млрд. рублей, в 2014 году - 418,9 млрд. рублей;
на осуществление выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 и от 1 августа 2005 г. N 887: в 2012 году - 8,9 млрд. рублей, в 2013 году - 8,0 млрд. рублей, в 2014 году - 7,2 млрд. рублей;
на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан: в 2012 году - 378,5 млрд. рублей, в 2013 году - 397,6 млрд. рублей, в 2014 году - 417,3 млрд. рублей;
на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы: в 2012 году - 78,2 млн. рублей, в 2013 году - 74,3 млн. рублей, в 2014 году - 74,1 млн. рублей;
на предоставление материнского (семейного) капитала: в 2012 году - 162,7 млрд. рублей, в 2013 году - 164,1 млрд. рублей, в 2014 году - 171,3 млрд. рублей;
на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации за счет средств Фонда национального благосостояния: в 2012 году - 7,5 млрд. рублей, в 2013 году - 10,0 млрд. рублей, в 2014 году - 10,0 млрд. рублей;
на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в 2012 году - 1,0 млрд. рублей;
на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда неработающим пенсионерам - получателям трудовой пенсии по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно в 2012-2014 годах - 1,4 млрд. рублей ежегодно (с увеличением на 400 млн. руб. к уровню 2011 года).
Комитет отмечает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 863 внесены изменения в Правила компенсации, которые значительно упрощают получение компенсации, если пенсионер организует свой отдых самостоятельно и не пользуется услугами санаториев, домов отдыха и т.д. - для получения такой компенсации пенсионеру достаточно подать в Фонд заявление с указанием места отдыха и приложить к нему проездные документы, которые ему выдали транспортные организации. Более того, расширен перечень документов, которые пенсионер может предъявить при обращении за компенсацией, для этого ему достаточно предъявить любой документ, который содержит сведения о предстоящем пребывании в месте отдыха, например, гарантийное письмо, приглашение или вызов, оформленный физическим лицом.
В расходной части бюджета Фонда на 2012 - 2014 года предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения всех действующих социальных обязательств с учетом повышения (индексации) трудовых, социальных и других видов пенсий, размеров ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ), материнского (семейного) капитала, социального пособия на погребение в соответствии с нормами действующего законодательства.
Индексация трудовой пенсии предусмотрена с 1 февраля 2012 года на 7,0% (6,0% в 2013 году, 5,5% в 2014 году) и с 1 апреля 2012 года на 2,4% (2,5% и 3,3% соответственно). Социальные пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению планируется увеличить с 1 апреля 2012 года на 14,1% (7,9% в 2013 году, 13,2% в 2014 году).
Среднегодовой размер трудовой пенсии составит: в 2012 году - 9 264 рубля (166,5% к прожиточному минимуму пенсионера), в 2013 году - 10 115 рублей (160,6%), в 2014 году - 11 061 рубль (163,1%).
Средний размер социальной пенсии в 2012 - 2014 годах составит в среднем 102,5% к прожиточному минимуму пенсионера.
Индексация размеров ЕДВ планируется с 1 апреля 2012 года на 6,0%, с 1 апреля 2013 года на 5,5%, с 1 апреля 2014 года на 5,0%.
Общая численность получателей пенсий за 2012 год увеличится на 507,9 тыс. человек и составит на начало 2013 года 40,72 млн. человек.
На исполнение публичных нормативных обязательств предусматривается направить в 2012 году 5 125,4 млрд. рублей, в 2013 году - 5 623,9 млрд. рублей и в 2014 году - 6 194,1 млрд. рублей, что составляет 95% от общего объема расходов.
Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в 2012 году определены в общей сумме 4 172,9 млрд. рублей, в 2013 году - 4 611,7 млрд. рублей, в 2014 году - 5 106,4 млрд. рублей, из них:
на выплату страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов в 2012 году в сумме 3,6 млрд. рублей, в 2013 году - 4,1 млрд. рублей, в 2014 году - 4,7 млрд. рублей;
на компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в 2012 году в сумме 44,0 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года на 8,9%), в 2013 году - 49,3 млрд. рублей, и в 2014 году - 54,2 млрд. рублей;
на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, в 2012 году в сумме 5,1 млрд. рублей, в 2013 году - 5,6 млрд. рублей, в 2014 году - 6,1 млрд. рублей. Расходы определены исходя из численности данной категории, которая составит 1,1-1,3% от общей численности безработных. Произведенные Фондом выплаты в последствии возмещаются за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации;
- дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации в 2012 году в сумме 5,7 млрд. рублей, в 2013 году - 6,4 млрд. рублей, в 2014 году - 6,4 млрд. рублей.
Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению определены, исходя из действовавшего в 2011 году предельного размера социального пособия на погребение в сумме 4260 рублей с учетом его индексации с 1 января ежегодно на прогнозируемый уровень инфляции и ожидаемой общей численности получателей около 1,5 млн. человек в год. Суммарные расходы на данные выплаты в 2012 году предусмотрены в сумме 7,4 млрд. рублей, в 2013 году - 8,1 млрд. рублей и в 2014 году - 8,7 млрд. рублей. При этом 96-97% указанных расходов осуществляется за счет средств бюджета Фонда и порядка 3,5% за счет средств федерального бюджета.
Ежемесячные доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в 2012 году запланированы в сумме 3,9 млрд. рублей, в 2013 году - 4,3 млрд. рублей, в 2014 году - 4,8 млрд. рублей, а отдельным категориям работников организаций угольной промышленности в 2012 году в сумме 1,7 млрд. рублей, в 2013 году - в сумме 1,9 млрд. рублей и в 2014 году - в сумме 2,1 млрд. рублей.
На доставку (с учетом НДС) пенсий, пособий, ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан и других социальных выплат организациям федеральной почтовой связи и другим организациям предусматривается в 2012 году 40,7 млрд. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 11,0 млрд. рублей. Указанные расходы предусматриваются в пределах 1,17% доставленных сумм без учета НДС (в 2011 году - 1,17%; в 2010 году - 0,97%).
Доходы и расходы бюджета Фонда по накопительной составляющей прогнозируются в следующих объемах: в 2012 году - 474,2 млрд. рублей и 184,6 млрд. рублей; в 2013 году - 556,8 млрд. рублей и 224,8 млрд. рублей; в 2014 году - 643,4 млрд. рублей и 272,3 млрд. рублей.
Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, недоимка по страховым взносам в виде фиксированного платежа по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года, составят в общей сумме в 2012 году - 423,6 млрд. рублей, в 2013 году - 493,7 млрд. рублей, в 2014 году - 568,8 млрд. рублей.
Запланированы доходы от временного размещения и реализации Фондом активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений текущего года, (в 2012 году - 4,3 млрд. рублей) и доходы, полученные от временного размещения и реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений предыдущего года (в 2012 году - 11,3 млрд. рублей), в общей сумме 15,6 млрд. рублей. Объемы указанных доходов на 2013 год запланированы в сумме 17,0 млрд. рублей, на 2014 год - 18,4 млрд. рублей.
Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Фонд, составят в 2012 году - 10,1 млрд. рублей, в 2013 году - 10,2 млрд. рублей, в 2014 году - 10,2 млрд. рублей. Доходы от временного размещения этих средств прогнозируются в сумме в 2012 году - 238,8 млн. рублей (на 2013 год - 236,3 млн. рублей, на 2014 год - 222,7 млн. рублей).
Расходование средств бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, запланировано по следующим направлениям:
расходы, связанные с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формирования средств пенсионных накоплений, в 2012 году - 2,4 млрд. рублей, в 2013 году - 2,6 млрд. рублей, в 2014 году - 2,7 млрд. рублей;
расходы, связанные с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в 2012 году - 21,1 млн. рублей, в 2013 году - 27,5 млн. рублей, в 2014 году - 22,4 млн. рублей;
передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды: в 2012 году - 178,4 млрд. рублей, в 2013 году - 217,5 млрд. рублей, в 2014 году - 264,0 млрд. рублей;
расходы на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц запланированы на 2012 год в сумме 2,7 млрд. рублей, в 2013 и 2014 годах в сумме 3,1 млрд. рублей и 3,4 млрд. рублей соответственно;
расходы на выплату накопительной части трудовой пенсии за счет пенсионных накоплений запланированы: на 2012 год в сумме 1,2 млрд. рублей исходя из числа получателей 4,18 млн. человек, в 2013 году - 1,7 млрд. рублей, в 2014 году - 2,2 млрд. рублей. Комитет отмечает, что 23 ноября 2011 года Государственной Думой принят Федеральный закон "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", что позволит Фонду осуществлять соответствующие выплаты гражданам.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2012 года оценивается в сумме 1 733,1 млрд. рублей, в том числе: 1 493,3 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям, 177,5 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов и 62,2 млрд. рублей - остаток денежных средств пенсионных накоплений, не переданных на временное размещение по состоянию на 1 января 2012 года.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2013 года расчетно составит 2 065,1 млрд. рублей, на конец 2014 года - 2 436,1 млрд. рублей.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов ориентированы на своевременное и в полном объеме обеспечение установленных выплат, дальнейшее повышение уровня материального положения пенсионеров, увеличение размеров пенсий, что и определено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
Однако Комитет отмечает, что, по-прежнему, сбалансированность бюджета достигается за счет средств федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда и необходима дальнейшая разработка программы долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающей социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой, финансовой устойчивости и эффективного управления пенсионными накоплениями, а также сохраняется необходимость принятия федерального закона "О государственных социальных фондах" (в целях урегулирования вопросов деятельности Фонда, в частности, о правовом статусе Фонда с учетом современных условий и изменений законодательства Российской Федерации).
Федеральный закон не содержит правовых норм, способствующих возникновению условий для проявления коррупции.
Согласно статье 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Председатель Комитета |
В.А. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.