Заключение Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества
на проект федерального закона N 607159-5 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества на своём заседании 24 ноября 2011 года рассмотрела Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 ноября 2011 года, и отмечает следующее.
Федеральный закон разработан с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах, норм действующего пенсионного законодательства.
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2012 год следующие:
прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 5 696,9 млрд. рублей (с ростом к уровню 2011 года - 10,8%), из них 5 222,7 млрд. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (с ростом к уровню 2011 года - 10,7%), в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 893,2 млрд. рублей (50,8% от доходов) и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5,1 млрд. рублей;
общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 5 407,3 млрд. рублей (с ростом к уровню 2011 года - 12%), из них 5 222,7 млрд. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (с ростом к уровню 2011 года - 10,9%), в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 1,1 млрд. рублей;
предельный объем профицита бюджета Фонда в сумме 289,5 млрд. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Бюджет Фонда на 2012 год составляет по доходам 9,7% к объему валового внутреннего продукта (ВВП), по расходам - 9,2% (против 10,2% и 9,6% в 2011 году соответственно).
В плановом периоде прогнозируется:
- в 2013 году: общий объем доходов в сумме 6 280,1 млрд. рублей, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 5 723,3 млрд. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета - 3 145,7 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 5,6 млрд. рублей.
Общий объем расходов - в сумме 5 948,1 млрд. рублей, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 5 723,3 млрд. рублей;
- в 2014 году: общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 6 938,6 млрд. рублей, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 6 295,3 млрд. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета - 3 121,7 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 6,1 млрд. рублей.
Общий объем расходов - в сумме 6 567,6 млрд. рублей; из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 6 295,3 млрд. рублей.
Общая численность получателей пенсий увеличится за 2012 год на 507,9 тыс. человек и составит на начало 2013 года 40,72 млн. человек (на 1.01.2012 года - 40,21 млн. человек). Из них численность пенсионеров труда увеличится на 396,0 тыс. человек, численность пенсионеров - получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению - на 111,9 тыс. человек; численность пенсионеров - получателей социальной пенсии возрастет на 113,0 тыс. человек. Кроме того, численность военных пенсионеров - получателей страховой части трудовой пенсии по старости увеличится на 50,7 тыс. человек.
Проектом бюджета Фонда предполагается проведение следующих мероприятий по увеличению размеров трудовых пенсий:
в 2012 году: с 1 февраля индексация трудовой пенсии на 7,0%, с 1 апреля на 2,4%; с 1 апреля - индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1%;
в 2013 году: с 1 февраля индексация трудовой пенсии на 6,0%; с 1 апреля индексация трудовой пенсии на 2,5%; с 1 апреля индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 7,9%;
в 2014 году: с 1 февраля индексация трудовой пенсии на 5,5%; с 1 апреля индексация трудовой пенсии на 3,3%; с 1 апреля социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 13,2%.
В результате проведения в 2012 году мероприятий по увеличению размеров пенсий средний размер трудовой пенсии на конец года составит 9197,53 рубля и увеличится на 908,96 рублей или 11% (на конец 2011 года средний размер трудовой пенсии - 8288,57 рублей).
Средний размер социальной пенсии на конец 2012 года составит 5952 рубля (или 107% к величине прожиточного минимума пенсионера (ПМП), определенной на 2012 год в сумме 5564 рублей).
Среднегодовой размер трудовой пенсии составит 9264 рубля (166,5% к ПМП).
Суммарные расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены в сумме 95,35 млрд. рублей или 1,76% от общих расходов бюджета Фонда (в 2011 году - 91,68 млрд. рублей или 1,9% от общих расходов).
Вместе с тем вызывает опасение увеличение зависимости пенсионной системы в Российской Федерации от поступления средств федерального бюджета (более 50% от доходов Фонда). При этом в целях увеличения доходов Фонда необходимо рассмотреть вопрос об отказе от использования предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Следует обратить внимание на необходимость разработки федерального закона, определяющего правовой статус, порядок создания, деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, перечень его функций и полномочий, порядок финансирования административных расходов Фонда при реализации передаваемых ему полномочий Российской Федерации. В целях более эффективного использования накопительной части трудовой пенсии необходимо также совершенствовать нормативную правовую базу в части увеличения возможностей по инвестированию пенсионных накоплений застрахованных лиц.
Комиссия отмечает, что в целом бюджет Фонда на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов позволяет обеспечить решение поставленных в посланиях Президента Российской Федерации задач в области обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Комиссией по вопросам своего ведения проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества рекомендует Совету Федерации рассмотреть Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и одобрить его.
Председатель Комиссии |
Б.И. Шпигель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.