Заключение Комитета Совета Федерации по бюджету
на проект федерального закона N 607159-5 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2011 года, и отмечает следующее.
Рассматриваемый Федеральный закон внесен Правительством Российской Федерации одновременно с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
За основу расчета основных параметров бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонда) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов взяты следующие показатели Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов:
- фонд заработной платы на 2012 год - 14472 млрд. рублей, на 2013 год - 16150 млрд. рублей, на 2014 год - 18053 млрд. рублей;
- номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника на 2012 год - 26 048 рублей, на 2013 год - 29 186 рублей, на 2014 год - 32 627 рублей;
- средний размер трудовой пенсии на 2012 год - 9264 рубля; на 2013 год - 10115 рублей; на 2014 год - 11061 рублей;
- индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) на 2011 год - 106,5-107%, на 2012 год - 105 - 106%, на 2013 год - 104,5-105,5%, на 2014 год - 104-105%;
- прожиточный минимум пенсионера (ПМП) на 2011 год - 5 157 рублей, на 2012 год - 5 549 рубля, на 2013 год - 6 286 рублей, на 2014 год - 6 770 рубля.
Комитет отмечает, что рост номинально начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника в 2012 - 2014 годах будет осуществляться опережающими темпами по сравнению ростом среднего размера трудовой пенсии (38,4% к 30,8%), это приведет к тому, что коэффициент замещения (соотношение среднего размера пенсии и заработной платы) снизится к 2014 году до 33,9% по сравнению с 35,9% в 2011 году, и в 2012-2014 годах не будет достигнут уровень минимального социального обеспечения (40%), соответствующий международным нормам.
Общий объем доходов Фонда на 2012 год предусмотрен в сумме 5 696,9 млрд. рублей (на 10,2% выше показателя 2011 года, утвержденного Федеральным законом от 10 декабря 2010 года N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"). На 2013 год прогнозируемый общий объем доходов утвержден в сумме 6 280,1 млрд. рублей (рост 10,2% к планируемому показателю на 2012 год), на 2014 год - в сумме 6 938,6 млрд. рублей (рост 10,5% к планируемому показателю на 2013 год).
Доходы в части, не связанной с формированием средств на финансирование накопительной части трудовых пенсий (распределительная составляющая), в 2012 году составят 5 222,7 млрд. рублей, в 2013 году - 5 723,3 млрд. рублей, в 2014 году - 6 295,3млрд. рублей.
Общий объем расходов бюджета Фонда в 2012 году предусмотрен в сумме 5 407,3 млрд. рублей (на 12,1% выше показателя, утвержденного на 2011 год Федеральным законом от 10 декабря 2010 года N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"). В 2013 году расходы Фонда планируются в сумме 5 948,1 млрд. рублей (рост 10,0% к планируемому показателю на 2012 год), в 2014 году - в сумме 6 567, 6 млрд. рублей (рост 10,4% к планируемому показателю на 2013 год).
Рост доходов бюджета Фонда в период 2012 -2014 годов составит 21,8%, расходы увеличатся на 21,5%. При этом в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, доходы и расходы увеличатся на 20,5%.
В структуре доходной части бюджета Фонда продолжает оставаться на высоком уровне доля поступлений из федерального бюджета. В 2012 году объем этих поступлений предусматривается в размере 2 893,2 млрд. рублей (50,8% от общей суммы прогнозируемых доходов), в 2013 году - 3 145,7 млрд. рублей (50,1%), в 2014 году - 3 121,7 млрд. рублей (45,0% ).
Профицит бюджета Фонда в 2012 году предусматривается в объеме 289,6 млрд. рублей, в 2013 году - 331,99 млрд. рублей, в 2014 году - 371,0 млрд. рублей. Вся сумма профицита связана с формированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Бюджет Фонда сбалансирован по доходам и расходам распределительной составляющей с учетом финансирования за счет средств федерального бюджета его дефицита в 2012 году - в объеме 1 075,1 млрд. рублей, в 2013 году - 1 192,7 млрд. рублей, в 2014 году - 1 300,6 млрд. рублей, а также выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в 2012 году - 304,4 млрд. рублей, в 2013 году - 324,2 млрд. рублей, в 2014 году - 56,4 млрд. рублей).
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона, в 2012 году Фонд вправе вносить предложения по изменению показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда в ряде случаев, в том числе, в случае возникновения в ходе исполнения бюджета Фонда в 2012 году дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда и компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи со снижением в 2012 и 2013 годах тарифов страховых взносов.
Комитет отмечает, что потребности Фонда в средствах на выполнение публичных нормативных обязательств, установленных законодательством, обеспечиваются практически на 50% за счет средств федерального бюджета. В этих условиях, по мнению Комитета, профицит бюджета Фонда носит условный характер и требует законодательного уточнения.
В бюджете Фонда предусмотрены бюджетные ассигнования на повышение (индексацию) трудовых, социальных, других видов пенсий, размеров ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), материнского (семейного) капитала, социального пособия на погребение в соответствии с действующим законодательством.
В бюджете Фонда предусмотрена индексация страховой части трудовых пенсий:
- в 2012 году с 1 февраля на 7,0%, с 1 апреля - на 2,4%;
- в 2013 году с 1 февраля на 6,0%, с 1 апреля - на 2,5%;
- в 2014 году с 1 февраля на 5,5%, с 1 апреля - на 3,3%.
Комитет отмечает, что предусматриваемый размер индексации страховой части трудовой пенсии менее чем на 6% не является существенным для граждан.
Исходя из предложенных параметров индексации, среднегодовой размер трудовой пенсии составит в 2012 году 9 264 рубля (166,9% к ПМП), в 2013 году - 10 115 рублей (160,9% к ПМП), в 2014 году - 11 061 рубль (163,4% к ПМП).
Расходы на выплату страховой части трудовой пенсии, в соответствии с Федеральным законом, составят в 2012 году 4 172,8 млрд. рублей, в 2013 году - 4 611,7 млрд. рублей, в 2014 году - 5 106, 4 млрд. рублей. Увеличение расходов на выплату трудовых пенсий зависит от роста численности пенсионеров, а также учитывает индексацию пенсий.
В общей сумме расходов на выплату страховой части трудовой пенсии предусмотрены расходы на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала. В 2012 году на эти цели предусмотрены расходы в сумме 566,5 млрд. рублей, в 2013 году - 622,2 млрд. рублей, в 2014 году - 684, 5 млрд. рублей. Финансовое обеспечение указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда.
Предусматриваются также расходы на выплату в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов в соответствии с Федеральным законом от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" в 2012 году в сумме 3,6 млрд. рублей, в 2013 году - 4,1 млрд. рублей, в 2014 году - 4,7 млрд. рублей.
Расходы на выплату накопительной части трудовой пенсии за счет пенсионных накоплений предусмотрены на 2012 год в сумме 1,2 млрд. рублей, в 2013 году - 1,7 млрд. рублей, в 2014 году - 2,2 млрд рублей.
Федеральным законом предусмотрены расходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий: в 2012 году - в сумме 184, 6 млрд. рублей, в 2013 году - 224,8 млрд. рублей и в 2014 году - 272,3 млрд. рублей.
На софинансирование добровольных пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния предусмотрены средства федерального бюджета в 2012 году в сумме 7,5 млрд. рублей, в 2013 году и 2014 году - 10,0 млрд. рублей ежегодно (в 2011 году на эти цели направлено 5,0 млрд. рублей).
Расходы на финансовое обеспечение ЕДВ планируются на 2012 год в сумме 378,5 млрд. рублей с ростом в 2013 году до 397,6 млрд. рублей и к 2014 году - до 417,3 млрд. рублей. Увеличение выплат предполагается за счет увеличения размера выплат всем категориям получателей ЕДВ, а также за счет увеличения численности инвалидов, лиц пострадавших от радиационных аварий и техногенных катастроф.
Финансирование расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно предусмотрены в 2012 -2014 годах в сумме 1,4 млрд. рублей ежегодно (в 2011 году - 1,0 млрд. рублей).
На предоставление материнского (семейного) капитала в бюджете Фонда учтены бюджетные ассигнования из федерального бюджета на 2012 год в объеме 162,7 млрд. рублей, на 2013 год - 164,1 млрд. рублей, на 2014 год - 171,3 млрд. рублей.
Комитет неоднократно отмечал необходимость принятия федерального закона, определяющего правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации Фонда. До настоящего времени такой законодательный акт не принят. Нерешенность этой проблемы приводит к тому, что фонд выполняет большое количество несвойственных ему функций, например, выполнение государственной функции по предоставлению материнского капитала и т.д.
Отмечаем также необходимость принятия нормативного акта, определяющего порядок размещения средств страховых взносов в рублях на депозитах в российских кредитных организациях. Отсутствие нормативной базы не позволяет достичь цели получения максимальной доходности от размещения средств Фонда.
В целях осуществления объективной оценки финансовых результатов деятельности Фонда, считаем необходимым при составлении его бюджета отражать межбюджетные трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда в разделе "Источники покрытия дефицита".
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Председатель Комитета |
Е.В. Бушмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.