Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 607159-5 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 607159-5 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации, действующего пенсионного законодательства, а также проектов федеральных законов "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
Проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) составлен на трехлетний период в соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.
Общий объем доходов на 2012 год прогнозируется в сумме 5 696,86 млрд. рублей или с ростом к уровню 2011 года на 10,9%, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 5 222, 67 млрд. рублей или с ростом к уровню 2011 года на 10,7 процента.
В общем объеме доходов межбюджетные трансферты в 2012 году из федерального бюджета прогнозируются в сумме 2 893,15 млрд. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации - 5, 1 млрд. рублей.
Общий объем расходов на 2012 год определен в сумме 5 407,3 млрд. рублей или с ростом к уровню предыдущего года на 12,1%, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 5 222, 67 млрд. рублей или с ростом на 10,9 процента.
Предельный объем профицита бюджета Фонда предполагается в сумме 289,5 млрд. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. В части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий бюджет Фонда сбалансирован.
В плановом периоде 2013-2014 годов объем доходов прогнозируется:
- на 2013 год в сумме 6 280,07 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 10,2%), из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, -5 723,3 млрд. рублей (с ростом на 9,6%); межбюджетные трансферты составят из федерального бюджета - 3 145,7 млрд. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5,6 млрд. рублей;
- на 2014 год в сумме 6 938,6 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 10,5%), из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 6 295,3 млрд. рублей (с ростом на 10,0); межбюджетные трансферты из федерального бюджета - 3 121,7 млрд. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 6,1 млрд. рублей.
Расходы в плановом периоде 2013-2014 годов определены:
- на 2013 год в сумме 5 948,1 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 10,0%), из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 5 723,3 млрд. рублей (с ростом на 9,6%);
- на 2014 год в сумме 6 567,6 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 10,4%), из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 6 295,3 млрд. рублей (с ростом на 10,0%).
Предельный объем профицита бюджета Фонда в 2013 и 2014 годах предполагается только по накопительной составляющей, соответственно, в сумме 332,0 млрд. рублей и 371,0 млрд. рублей.
Доходная часть бюджета Фонда сформирована с учетом того, что с 1 января 2012 года тариф страховых взносов в Фонд на обязательное пенсионное страхование на 2012 и 2013 годы устанавливается в размере 22% с предельной величины базы для начисления страховых взносов с уменьшением по сравнению с 2011 годом на 4%. С сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов (в 2012 году 512 тыс. рублей и в 2013 году - 573 тыс. рублей) устанавливается тариф страховых взносов в размере 10 процентов.
В 2014 году тариф страховых взносов устанавливается на уровне 2011 года - в размере 26% с предельной величины базы для начисления страховых взносов (641 тыс. рублей).
Из общего размера тарифа страховых взносов тариф на накопительную часть пенсии предусмотрен в размере 6 процентов.
Расчет поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлен исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду заработной платы на 2012 год в сумме 14 472 млрд. рублей, на 2013 год - в сумме 16 150 млрд. рублей, на 2014 год - в сумме 18 053 млрд. рублей.
В 2012-2013 годах расширена категория плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов, в том числе для аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей фармацевтической деятельности, для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания населения, а также для благотворительных организаций.
В связи со снижением тарифа страховых взносов средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в 2012-2013 годах по сравнению с объемом, предусмотренным законом о бюджете Фонда на 2011 год, возрастают в 4,4 - 4,6 раза (с 69,55 до 304,4 млрд. рублей в 2012 году и 324,2 млрд. рублей в 2013 году).
Сбалансированность бюджета Фонда обеспечивается за счет средств федерального бюджета. На покрытие дефицита бюджета Фонда в 2012 году предусматриваются трансферты в сумме 1 075,1 млрд. рублей с ростом к уровню 2011 года на 22,7%, в 2013 году - в сумме 1 192,7 млрд. рублей и в 2014 году - в сумме 1 300,6 млрд. рублей.
По отношению к ВВП доходы и расходы Фонда составят соответственно на 2012 год 9,7% и 9,2%%, в 2013 году - 9,7% и 9,2% , в 2014 году 9,6% и 9,1 процента. Удельный вес расходов бюджета Фонда к объему ВВП предусмотрен на уровне 2011 года (9,2%), но ниже достигнутого уровня 2010 года - 9,5% процента.
Доходная часть бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (распределительная составляющая), в основном сформирована за счет следующих поступлений.
Объем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (с учетом задолженности, образовавшейся после 2010 года) на выплату страховой части трудовой пенсии прогнозируются в 2012 году в сумме 2 285,9 млрд. рублей или 98% к уровню предыдущего года, в 2013 году - в сумме 2 536,1 млрд. рублей (с ростом на 10,9%) и в 2014 году - в сумме 3 131,5 млрд. рублей (с ростом на 23,5%).
Поступление страховых взносов от плательщиков, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исходя из стоимости страхового года (определяемого с учетом минимального размера оплаты труда в сумме 4611 рублей и тарифа страховых взносов в размере 26%), на выплату страховой части трудовой пенсии прогнозируется на 2012 год в сумме - 35,75 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года на 5,2%), в 2013 году - 35,66 млрд. рублей и в 2014 году - 35,48 млрд. рублей.
Поступление недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся до 1 января 2010 года, на выплату страховой части трудовой пенсии прогнозируется в 2012 году в сумме 1,07 млрд. рублей, в 2013 году - 0,53 млрд. рублей, в 2014 году - 0,38 млрд. рублей.
От организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, взносы на выплату доплат к пенсии прогнозируются на 2012 год в сумме 3,9 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года на 48,6% и с учетом ожидаемого исполнения в 2011 году), на 2013 год - в сумме 4,3 млрд. рублей (с ростом на 10,3%) и на 2014 год - в сумме 4,77 млрд. рублей (с ростом на 10,9%).
Поступление взносов от организаций угольной промышленности на выплату доплат к пенсии работникам угольной промышленности прогнозируется с учетом поступлений в текущем году на 2012 год в сумме 1,7 млрд. рублей, на 2013 год - в сумме 1,9 млрд. рублей и на 2014 год - в сумме 2,1 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в части обеспечения выплаты страховой части трудовой пенсии, выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии, выплат пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных доплат к государственным пенсиям, ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других расходов, осуществляемых Фондом в соответствии законодательством Российской Федерации, а также на покрытие дефицита бюджет Фонда предусматриваются (без учета накопительной составляющей) на 2012 год в сумме 2 885,5 млрд. рублей, в 2013 году - в сумме 3 135,3 млрд. рублей и в 2014 году - в сумме 3 111,3 млрд. рублей.
В 2012-2014 годах предусмотрены следующие мероприятия по повышению пенсий:
- трудовые пенсии будут проиндексированы в 2012 году в целом за год на 9,6% (в том числе с 1 февраля на 7,0% и с 1 апреля на 2,4%), в 2013 году в целом за год на 8,7% (в том числе с 1 февраля - на 6,0% и с 1 апреля - на 2,5%) и в 2014 году в целом за год на 9,0% (в том числе с 1 февраля - на 5,5% и с 1 апреля - на 3,3%);
- социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению будут проиндексированы в 2012 году на 14,1% , в 2013 году - на 7,9% и в 2014 году - на 13,2%.
Среднегодовой размер трудовой пенсии составит: в 2012 году - 9 264 рубля, в 2013 году - 10 115 рублей, в 2014 году - 11 061 рубль и превысит планируемый прожиточный минимум пенсионера в 1,6-1,66 раза.
Средний размер социальной пенсии в 2012 - 2014 годах составит 102,5% к прожиточному минимуму пенсионера.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации средний размер пенсии к концу 2012 года составит 9198 рублей и увеличится за год на 11 процентов.
Размеры ежемесячных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан, размер материнского (семейного) капитала и социальное пособие на погребение будут проиндексированы на уровень инфляции в 2012 году на 6,0%, в 2013 году на 5,5% и в 2014 году на 5,0 процента.
На исполнение публичных нормативных обязательств предусматривается направить в 2012 году 5 125,4 млрд. рублей, в 2013 году 5 623,9 млрд. рублей и в 2014 году 6 194,1 млрд. рублей, что составляет почти 95% от всех расходов Фонда.
Расходы бюджета Фонда по распределительной составляющей будут осуществлены в 2012-2014 годах в следующих объемах.
На выплату страховой части трудовой пенсии расходы (с учетом затрат на их доставку) предусмотрено направить 4 172,8 млрд. рублей, в 2013 году - 4 611,7 млрд. рублей, в 2014 году - 5 106,4 млрд. рублей, что составляет более 77% всех расходов Фонда.
В общей сумме расходов на выплату страховой части трудовой пенсии учтены расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета:
- на валоризацию расчетного пенсионного капитала 2012 году в сумме 566,5 млрд. рублей, в 2013 году - 622,2 млрд. рублей, в 2014 году - 684,5 млрд. рублей;
- на выплату страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (для лиц, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом, гражданами, достигшими возраста 80 лет, периоды ухода за ребенком до 1,5 лет и прохождения военной службы по призыву, периоды проживания супругов военнослужащих и супругов работников дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в местах, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства) в 2012 году в сумме 3,6 млрд. рублей, в 2013 году - 4,1 млрд. рублей, в 2014 году - 4,7 млрд. рублей.
Расходы Фонда, осуществляемые за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусматриваются в 2012 году в сумме 1 505,2 млрд. рублей, в 2013 году - в сумме 1 618,7 млрд. рублей и в 2014 году - в сумме 1 754,6 млрд. рублей, что составляет более 27% всех расходов Фонда. Данные средства будут направлены на:
- выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в 2012 году запланированы в сумме 38,5 млрд. рублей, в 2013 году - 42,9 млрд. рублей, в 2014 году - 42,9 млрд. рублей. Расходы определены исходя из ожидаемой численности пенсионеров в количестве 2,5 млн. человек, у которых минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, окажется ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации;
- выплату ЕДВ отдельным категориям граждан (инвалидам, ветеранам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы) в 2012 году в сумме 378,5 млрд. рублей, в 2013 году -397,6 млрд. рублей и в 2014 году - 417,3 млрд. рублей. Расходы определены исходя из среднегодового числа получателей с учетом соответствующей динамики и среднегодового размера выплаты в месяц с учетом индексации на уровень инфляции в 2012-2014 годах;
- выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и доплат к пенсиям в 2012 году в сумме 291,3 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года на 4,6%), в 2013 году - 318,7 млрд. рублей (с ростом на 9,4%), в 2014 году - 360,4 млрд. рублей (с ростом на 13,1%); При этом получатели социальной пенсии составляют 90% от общей численности данной категории граждан;
- выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в 2012 году в сумме 3,6 млрд. рублей, в 2013 году - 3,7 млрд. рублей и в 2014 году - 4,0 млрд. рублей;
- компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в 2012 году в сумме 44,0 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года на 8,9%), в 2013 году - 49,3 млрд. рублей (с ростом на 12,0%), и в 2014 году - 54,2 млрд. рублей (с ростом на 9,9%). Расходы определены исходя из размера выплаты в сумме 1200 рублей в месяц (с учетом районного коэффициента) и динамики количества получателей данной выплаты;
- дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) некоторых категорий граждан в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в 2012 году в сумме 8,2 млрд. рублей, в 2013 году - 7,4 млрд. рублей, в 2014 году - 6,6 млрд. рублей и инвалидов вследствие военной травмы - 0,6 млрд. рублей ежегодно. Расходы определены исходя из ожидаемой численности лиц, получающих ДЕМО и размера выплаты, соответственно в размере 500 рублей или 1000 рублей в месяц с учетом того, что индексация размеров ДЕМО действующим законодательством не предусмотрена;
- выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, в 2012 году в сумме 5,1 млрд. рублей, в 2013 году - 5,6 млрд. рублей, в 2014 году - 6,1 млрд. рублей. Расходы определены исходя из численности данной категории, которая составит 1,1-1,3% от общей численности безработных. Произведенные Фондом выплаты в последствии возмещаются за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации;
- дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации в 2012 году в сумме 5,7 млрд. рублей, в 2013 году - 6,4 млрд. рублей, в 2014 году - 6,4 млрд. рублей;
- предоставление материнского (семейного) капитала в 2012 году в общей сумме 162,7 млрд. рублей (с ростом к уровню 2011 года на 34,6%), в 2013 году - 164,1 млрд. рублей и в 2014 году - 171,3 млрд. рублей. При этом в 2012 году планируется предоставить средства материнского капитала 511 тысячам получателей, в 2013 году - 550 тысячам и в 2014 году - 583 тысячам получателей по всем направлениям распоряжения материнским капиталом. Исходя из данной численности получателей и учитывая динамику выплат средств материнского (семейного) капитала в текущем году, когда они значительно превысят утвержденные показатели, следует отметить, что объем расходов представляется заниженным;
- оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на 2012-2014 годы в сумме 1,4 млрд. рублей ежегодно (с ростом к уровню 2011 года на 40%);
- софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в сумме 1,0 млрд. рублей в 2012 году.
Расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению определены, исходя из действовавшего в 2011 году предельного размера социального пособия на погребение в сумме 4260 рублей с учетом его индексации с 1 января ежегодно на прогнозируемый уровень инфляции и ожидаемой общей численности получателей около 1,5 млн. человек в год. Суммарные расходы на данные выплаты в 2012 году предусмотрены в сумме 7,4 млрд. рублей, в 2013 году - 8,1 млрд. рублей и в 2014 году - 8,7 млрд. рублей. При этом 96-97% указанных расходов осуществляется за счет средств бюджета Фонда и порядка 3,5% за счет средств федерального бюджета.
Ежемесячные доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с поступающими взносами в 2012 году запланированы в сумме 3,9 млрд. рублей, в 2013 году - 4,3 млрд. рублей, в 2014 году - 4,8 млрд. рублей.
Выплаты ежемесячных доплат к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности, предусматриваются в 2012 году в сумме 1,7 млрд. рублей, в 2013 году - в сумме 1,9 млрд. рублей и в 2014 году - в сумме 2,1 млрд. рублей. Среднегодовое число получателей составит более 69 тыс. человек.
Остатки средств Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, позволяют обеспечить своевременную выплату и доставку пенсий и других социальных выплат в первые рабочие дни января следующего года.
Учитывая, что бюджет Фонда на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформирован с учетом средств федерального бюджета, передаваемых на покрытие дефицита бюджета Фонда, в 2012 году резерв бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, не создается.
Доходы по накопительной составляющей бюджета Фонда прогнозируются в 2012 году в сумме 474,2 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года на 13,1%), в 2013 году - в сумме 556,8 млрд. рублей (с ростом на 17,4%) и в 2014 году - в сумме 643,4 млрд. рублей (с ростом на 15,5%) и будут сформированы за счет следующих поступлений.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии (с учетом задолженности, образовавшейся после 2010 года) прогнозируются в 2012 году в сумме 418,7 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года на 14,9%) в 2013 году - в сумме 488,8 млрд. рублей (с ростом на 16,7%) и в 2014 году - в сумме 563,9 млрд. рублей (с ростом на 15,3%).
Поступление страховых взносов от плательщиков, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной части трудовой пенсии прогнозируется в 2012 году - в суме 5,8 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года на 9,4%), в 2013 году - в сумме 6,0 млрд. рублей и в 2014 году - в сумме 6,1 млрд. рублей.
Поступление недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии, образовавшейся до 1 января 2010 года, и задолженности по соответствующим пеням и штрафам учтено в 2012 году в сумме 0,1 млрд. рублей, в 2013 году - в сумме 0,05 млрд. рублей и в 2014 году - в сумме 0,04 млрд. рублей.
Доходы от временного размещения Фондом сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии запланированы на 2012 год в сумме 15,56 млрд. рублей (или 60,2% к прогнозному уровню 2011 года), на 2013 год - в сумме 17,0 млрд. рублей, на 2014 год - в сумме 18,4 млрд. рублей. Снижение доходов от инвестирования обусловлено тем, что в 2012 - 2014 годах Фонд будет ежеквартально перечислять средства пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам и соответственно может формировать краткосрочные инвестиционные портфели.
Поступления дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц прогнозируются на 2012 год в сумме 10,1 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года на 34,6%), на 2013 год - 10,2 млрд. рублей и на 2014 год - 10,2 млрд. рублей.
От временного размещения Фондом средств указанных дополнительных страховых взносов предполагается получить доходы в 2012 году в сумме 0,24 млрд. рублей, в 2013 году - в сумме 0,24 млрд. рублей и в 2014 году - 0,22 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на софинансирование добровольных пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния составят в 2012 году - 7,5 млрд. рублей (с ростом к уровню 2011года на 50%), в 2013 и 2014 годах по - 10,0 млрд. рублей; на оплату услуг органов, с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений застрахованных лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, соответственно в сумме 0,02 млрд. рублей, 0,027 млрд. рублей и 0,022 млрд. рублей.
Средства пенсионные накоплений, поступающие от негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации, учтены в 2012 году в сумме 2,9 млрд. рублей (с ростом к уровню 2011 года на 26,0%), в 2013 году - в сумме 4,5 млрд. рублей, в 2014 году - в сумме 6,5 млрд. рублей.
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисляемые в Фонд управляющими компаниями, в 2012 году предполагается получить в сумме 13,2 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года в 1,7 раза), в 2013 году - 19,8 млрд. рублей (с ростом в 1,5 раза), в 2014 году - 27,75 млрд. рублей (с ростом в 1,4 раза).
Также в составе доходов учтены средства материнского (семейного) капитала, передаваемые по заявлению на формирование накопительной части трудовой пенсии матери, в 2012 году в сумме 0,094 млрд. рублей, в 2013 году - 0, 12 млрд. рублей и в 2014 году - 0, 15 млрд. рублей.
Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда определены на 2012 год в сумме 184,6 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года на 63,5%), на 2013 год - в сумме 224,8 млрд. рублей (с ростом на 21,7%) и на 2014 год - 272,3 млрд. рублей (с ростом на 21,1%) и будут осуществлены по следующим направлениям:
- на выплату накопительной части трудовой пенсии в 2012 году в сумме 1,2 млрд. рублей (с ростом к уровню 2011 года в 2,2 раза), в 2013 году - 1,66 млрд. рублей и в 2014 году - 2,2 млрд. рублей. В 2012 году количество граждан, имеющих право на получение накопительной части пенсии составит 4,18 млн. человек;
- на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в 2012 году в сумме 2,7 млрд. рублей, в 2013 году - 3,1 млрд. рублей и 2014 году - 3,4 млрд. рублей;
- на обеспечение ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формирования средств пенсионных накоплений, в 2012 году в сумме 2,4 млрд. рублей, в 2013 году - 2,6 млрд. рублей и в 2014 году - 2,7 млрд. рублей;
- на обеспечение ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в 2012 году в сумме 0,021 млрд. рублей, в 2013 году - 0,028 млрд. рублей в 2014 году - 0,022 млрд. рублей;
- передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды в 2012 году предусматривается в сумме 178,4 млрд. рублей (с ростом к уровню предыдущего года на 66,2%), в 2013 году - 217,5 млрд. рублей (с ростом на 21,9%) и в 2014 году - 264,0 млрд. рублей (с ростом на 21,3%), из них связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя, в 2012 году в сумме 7,2 млрд. рублей, в 2013 году - 8,3 млрд. рублей и в 2014 году - 8,6 млрд. рублей.
В целом объем средств пенсионных накоплений на конец 2012 года планируется в размере 1 733,1 млрд. рублей, в том числе:
1 493,3 млрд. рублей средств пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям (из них 252,2 млрд. рублей планируется передать в 2012 году);
177,5 млрд. рублей средств пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в разрешенные виды активов;
62,2 млрд. рублей - остаток денежных средств пенсионных накоплений, не переданные на временное размещение.
Увеличение пенсионных накоплений составит: в 2012 году - 289,5 млрд. рублей, в 2013 году - 332,0 млрд. рублей, в 2014 году - 371,0 млрд. рублей.
Общие затраты на доставку пенсий и других социальных выплат в 2012 году определены в сумме 40,7 млрд. рублей на уровне предыдущего года, в 2013 году - в сумме 44,8 млрд. рублей (с ростом на 10,0%) и в 2014 году - в сумме 49,4 млрд. рублей (с ростом на 10,2%), из них финансируемые за счет средств федерального бюджета, соответственно, в сумме 11,0 млрд. рублей, 12,0 млрд. рублей и 13,0 млрд. рублей.
В целом расходы по оплате услуг на доставку пенсий и других социальных выплат организациями федеральной почтовой связи и другими организациями (альтернативными структурами) планируется осуществлять в 2012 году, также как и в 2011 году, в пределах 1,17% доставленных сумм без учета налога на добавленную стоимость.
На финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрено направить в 2012 году средства в сумме 95,35 млрд. рублей, в 2013 году - 98,9 млрд. рублей и в 2014 году - 101,34 млрд. рублей. Удельный вес данных расходов в общих расходах Фонда постоянно снижается, если в 2011 году он составлял 1,9%, то в 2012 году - 1,76% и в 2013 году -1,66% и в 2014 году - 1,54 процента.
Комитет отмечает, что основные характеристики проекта бюджета Фонда на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов позволяют своевременно и в полном объеме осуществить выплаты по установленным обязательствам и дальнейшее повышение уровня материального положения пенсионеров.
Законопроект обеспечивает выполнение поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах задач в части снижения ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, повышения пенсий, финансовом обеспечении всех принятых обязательств и адресном решении социальных проблем.
Финансовую устойчивость пенсионной системы в период 2012-2014 годов, также как и в предыдущие годы, предлагается обеспечить за счет перечисления в бюджет Фонда средств федерального бюджета в объемах, достаточных для выплаты и доставки страховой части трудовых пенсий.
В целях обеспечения социально приемлемого уровня пенсий, в бюджете Фонда предусмотрены средства федерального бюджета, передаваемые в виде межбюджетных трансфертов на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии для поддержания минимального уровня материального обеспечения пенсионеров не ниже прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Вместе с тем, Комитет, как и в предыдущие годы отмечает, что формирование и утверждение бюджета Фонда на 2012-2014 годы осуществляется в отсутствии закона, определяющего правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации.
Комитет подчеркивает неотложную необходимость разработки программы долгосрочного развития пенсионной системы в Российской Федерации, обеспечивающей социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой, и стратегии развития пенсионной системы, предусматривающей возможность ее функционирования на основе страховых принципов.
В целях обеспечения выплат накопительной части трудовой пенсии за счет средств пенсионных накоплений необходимо в кратчайшие сроки обеспечить принятие проектов федеральных законов "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.