Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 607159-5 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 607159-5 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" подготовлен в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012- 2014 годах, нормами действующего пенсионного законодательства.
Проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) сформирован на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года, а также с учетом снижения тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) для плательщиков в 2012 и 2013 годах до 22%, в 2014 году - в условиях применения тарифа страховых взносов на ОПС - 26%. Сбалансированность бюджета в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, предусматривается обеспечивать за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда и на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи со снижением в 2012 и 2013 годах тарифов страховых взносов на ОПС.
Основные характеристики проекта бюджета Фонда на 2012 год.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 5 696,86 млрд. рублей (с ростом к уровню 2011 года - 10,8%), из них - 5 222,67 млрд. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (с ростом к уровню 2011 года - 10,7%).
Объем поступлений из других бюджетов бюджетной системы в составе указанной суммы составит в 2012 году:
из федерального бюджета - 2 893,15 млрд. рублей;
из бюджетов субъектов Российской Федерации - 5,14 млрд. рублей.
Прогнозируемый общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 5 407,31 млрд. рублей (с ростом к уровню 2011 года - 12%), из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий - 5 222,67 млрд. рублей (с ростом к уровню 2011года - 10,9%);
Бюджет Фонда на 2012 год составляет по доходам 9,7% к объему валового внутреннего продукта (ВВП), по расходам - 9,2% (против 10,2% и 9,6% в 2011 году соответственно).
В плановом периоде прогнозируется:
- в 2013 году: общий объем доходов в сумме 6 280,07 млрд. рублей, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 5 723,27 млрд. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета - 3 145,67 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 5,6 млрд. рублей.
Общий объем расходов - в сумме 5 948,08 млрд. рублей, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 5 723,27 млрд. рублей;
- в 2014 году: общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 6 938,64 млрд. рублей, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 6 295,29 млрд. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета - 3 121,74 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 6,09 млрд. рублей.
Общий объем расходов - в сумме 6 567,61 млрд. рублей; из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - 6 295,29 млрд. рублей.
Превышение доходов над расходами бюджета Фонда в 2012 - 2014 годах прогнозируется только в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, и составит соответственно: в 2012 году - 289,54 млрд. рублей; в 2013 году - 331,99 млрд. рублей, в 2014 году - 371,03 млрд. рублей.
Доходная часть бюджета Фонда на 2012 год сформирована исходя из установленного тарифа страховых взносов на ОПС в 2012 году 22%, (в том числе на накопительную часть трудовой пенсии за лиц 1967 года рождения и моложе в размере 6%). Предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная на 2011 год в сумме 463 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, применяется в расчетах на 2012 год с учетом индексации в соответствии с ростом средней заработной платы по стране в сумме 512 тыс. рублей. Кроме того, в 2012-2013 годах устанавливается тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов на ОПС в размере 10 процентов. Отдельные категории плательщиков в соответствии с законодательством уплачивают страховые взносы в бюджет Фонда по пониженным тарифам, компенсация выпадающих доходов предусмотрена за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В соответствии с данными, приведенными в основных характеристиках бюджета Фонда на 2012 год, объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, рассчитанный исходя из фонда заработной платы, прогнозируемого на 2012 год в сумме 14 472 млрд.рублей, прогнозируется в сумме 2 617,40 млрд. рублей, в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 2 212,73 млрд. рублей, на накопительную - 404,67 млрд. рублей.
Поступление недоимки (задолженности) по страховым взносам на ОПС, образовавшейся после 2010 года и задолженности по соответствующим пеням и штрафам учтены в 2012 году в общей сумме - 87,18 млрд. рублей.
Поступление недоимки по страховым взносам на ОПС, образовавшейся до 1 января 2010 года, и задолженности по соответствующим пеням и штрафам учтены в общей сумме 1,17 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), - в сумме 41,55 млрд. рублей, в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 35,75 млрд. рублей, на накопительную часть - 5,80 млрд. рублей (исходя из стоимости страхового года на 2012 год 14 386,3 рублей).
Прогноз поступлений в 2012 году сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателей в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Фонд, - в сумме 10,1 млрд. рублей.
Поступление взносов организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации прогнозируется в сумме 3,9 млрд. рублей; взносов от организаций угольной промышленности, зачисляемых в Фонд на выплату доплат к пенсии работникам угольной промышленности, - 1,7 млрд. рублей.
Поступление недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд в связи с задолженностью, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, - 855,2 млн. рублей. Поступление недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа по расчетным периодам, истекшим до 1.01.2010 года, учтены в 2012 году в сумме 60,0 млн. рублей.
В 2012 году общий объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для передачи Фонду составит 2 893,2 млрд. рублей, из них:
- на валоризацию расчетного пенсионного капитала - 566,5 млрд. рублей;
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий страхователей - 304,4 млрд. рублей;
- на федеральную социальную доплату к пенсии - 38,5 млрд. рублей;
- на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 3,6 млрд. рублей;
- на покрытие дефицита Фонда направляются 1 075,1 млрд. рублей против 875,9 млрд. рублей в 2011 году;
- на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся заслуги, пособий и компенсаций - 339,2 млрд. рублей;
- на предоставление материнского (семейного) капитала - 162,7 млрд. рублей;
- на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, - 378,5 млрд. рублей;
- на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в 2012 году - 1,0 млрд. рублей
В объеме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета учтены также средства, необходимые для иных направлений расходования средств федерального бюджета в соответствии с нормами пенсионного законодательства, другими законодательными актами и Указами Президента Российской Федерации.
Общая численность получателей пенсий увеличится за 2012 год на 507,9 тыс.человек и составит на начало 2013 года 40,72 млн. человек (на 1.01.2012 года - 40,21 млн. человек). Из них численность пенсионеров труда увеличится на 396,0 тыс. человек, численность пенсионеров - получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению - на 111,9 тыс. человек; численность пенсионеров - получателей социальной пенсии возрастет на 113,0 тыс. человек. Кроме того, численность военных пенсионеров - получателей страховой части трудовой пенсии по старости увеличится на 50,7 тыс. человек.
Проектом бюджета Фонда предполагается проведение следующих мероприятий по увеличению размеров трудовых пенсий:
в 2012 году: с 1 февраля индексация трудовой пенсии на 7,0%, с 1 апреля на 2,4%; с 1 апреля - индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 14,1%;
в 2013 году: с 1 февраля индексация трудовой пенсии на 6,0%; с 1 апреля индексация трудовой пенсии на 2,5%; с 1 апреля индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 7,9%;
в 2014 году: с 1 февраля индексация трудовой пенсии на 5,5%; с 1 апреля индексация трудовой пенсии на 3,3%; с 1 апреля социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 13,2%.
В результате проведения в 2012 году мероприятий по увеличению размеров пенсий средний размер трудовой пенсии на конец года составит 9197,53 рубля и увеличится на 908,96 рублей или 11% (на конец 2011 года средний размер трудовой пенсии - 8288,57 рублей).
Средний размер социальной пенсии на конец 2012 года составит 5952 рубля (или 107% к величине прожиточного минимума пенсионера (ПМП), определенной на 2012 год в сумме 5564 рублей).
Среднегодовой размер трудовой пенсии составит 9264 рубля (166,5% к ПМП).
Расходы бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в 2012 году составят 5 222,7 млрд.рублей, из них:
- расходы на выплату страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - в сумме 4172,9 млрд. рублей. В составе расходов по статье "выплата страховой части трудовой пенсии" отражены расходы на валоризацию в сумме 566,5 млрд. рублей; на выплату страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - в сумме 3,6 млрд. рублей; на выплату страховой части трудовой пенсии гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации - в сумме 8,8 млрд. рублей.
- на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям - в сумме 291,3 млрд. рублей (осуществляются за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда);
- на выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 и от 1 августа 2005 г. N 887 - 8,8 млрд. рублей;
- на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДМО) - 3,6 млрд. рублей;
- на выплату досрочно назначенных пенсий гражданам, признанным безработными - 5,13 млрд. рублей;
- на компенсационные выплаты в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" - в сумме 44,0 млрд. рублей (ожидаемое количество выплат в 2012 году - 2,7 млн.);
- на выплату социальных пособий на погребение умерших пенсионеров и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг суммарные расходы определены в сумме 7,4 млрд. рублей (с учетом индексации размера пособия с 1 января 2012 года на 6%);
- на выплату ежемесячных доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, финансируемых за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей - 3,9 млрд. рублей;
- на выплату ежемесячных доплат к пенсии, финансируемых за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности, - 1,7 млрд. рублей;
- на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы - 0,078 млрд. рублей;
- на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан (ЕДВ) - в общей сумме 378,54 млрд. рублей с учетом затрат на индексацию размеров ЕДВ с 1 апреля 2012 года на 6,0 процентов;
- на предоставление материнского (семейного) капитала - 162,69 млрд. рублей (размеры МСК на 2012 год - 387,64 тыс.рублей с ростом к 2011 году на 6%);
- на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 1,4 млрд. рублей;
- на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 38,5 млрд. рублей исходя из ожидаемой численности пенсионеров 2,5 млн. человек.
На доставку (с учетом НДС) пенсий, пособий, ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан и других социальных выплат организациям федеральной почтовой связи и другим организациям предусматривается 40,7 млрд. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 11,0 млрд. рублей. Указанные расходы предусматриваются в пределах 1,17% доставленных сумм без учета НДС (в 2011 году - 1,17%; в 2010 году - 0,97%).
В бюджете Фонда по целевой статье "Мероприятия в области социальной политики" предусмотрены расходы в сумме 681,61 млн. рублей, из них 561,61 млн. рублей - на финансовое обеспечение информационно-разъяснительной работы.
Суммарные расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены в сумме 95,35 млрд. рублей или 1,76% от общих расходов бюджета Фонда (в 2011 году - 91,68 млрд. рублей или 1,9% от общих расходов).
По накопительной составляющей бюджета Фонда доходы в 2012 году составят 474,2 млрд.рублей, из них:
страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, страховые взносы в размере, определенном исходя из стоимости страхового года, недоимка по страховым взносам в виде фиксированного платежа по расчетным периодам, истекшим до 1.01.2010 г., - в общей сумме 423,6 млрд. рублей;
пени, штрафы и иные финансовые санкции, поступающие в Фонд, в связи с неисполнением обязанностей по уплате взносов на накопительную часть трудовой пенсии, - 1,02 млрд. рублей;
доходы, полученные от временного размещения и реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений текущего года, составят 4,3 млрд. рублей;
доходы от временного размещения средств предыдущего года - 11,3 млрд. рублей;
дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, - 10,1 млрд. рублей;
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на софинансирование формирования пенсионных накоплений, - 7,5 млрд. рублей;
доходы от временного размещения средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, - 238,8 млн. рублей.
В составе доходов учтены средства, поступающие от негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сумме 2,9 млрд. рублей.
В доходной части бюджета учтены доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющим компаниям, в сумме 13,2 млрд. рублей;
В составе доходов учтены также средства материнского (семейного) капитала, передаваемые по заявлению на формирование накопительной части трудовой пенсии матери, в сумме 94,5 млн. рублей.
Накопительная составляющая по расходам в 2012 году составит 184,6 млрд. рублей и характеризуется следующими показателями:
- на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц предусмотрены средства в сумме 2,7 млрд. рублей.
- расходы на выплату накопительной части трудовой пенсии за счет пенсионных накоплений - в сумме 1,2 млрд. рублей исходя из числа получателей 4,18 млн. человек;
- расходы, связанные с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формирования средств пенсионных накоплений, - в сумме 2,38 млрд. рублей, из них затраты на оплату расходов, связанных с направлением извещений застрахованным лицам, - в сумме 2,3 млрд. рублей;
- расходы, связанные с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, - 21,1 млн. рублей;
Предусмотрена передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды в сумме 178,4 млрд. рублей, в том числе связанных с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя, в сумме 7,2 млрд. рублей.
Объем средств пенсионных накоплений на 1 января 2013 года составит 1 733,1 млрд. рублей, из них:
1 493,3 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям (в том числе связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в сумме 10,6 млрд. рублей), из них планируемые к передаче в 2012 году - 252,2 млрд.рублей;
177,5 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов (в том числе связанных с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в сумме 3,3 млрд. рублей);
62,2 млрд. рублей - остаток денежных средств пенсионных накоплений, не переданных на временное размещение по состоянию на 1 января 2012 года (в том числе связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в сумме 3,0 млрд. рублей).
В целом увеличение пенсионных накоплений в 2012 году составит 289,5 млрд. рублей.
Отмечаем также, что комитет неоднократно обращал внимание на необходимость разработки федерального закона, определяющего правовой статус, порядок создания, деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, а также перечень его функций и полномочий, порядок финансирования административных расходов Фонда при реализации передаваемых ему полномочий Российской Федерации, а также порядок оплаты труда работников Фонда. До настоящего времени проект данного законодательного акта в Государственную Думу не внесен.
Необходимо также совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование накопительного компонента пенсионной системы, в том числе инвестирование пенсионных накоплений застрахованных лиц.
На основании вышеизложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.