Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике и здравоохранению
на проект федерального закона N 607160-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению в соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2011 года (постановление N 6323-5 ГД) и переданный на рассмотрение Совета Федерации.
Проект Федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах, Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательства в области обязательного медицинского страхования.
Федеральный закон утверждает бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов и содержит следующие основные характеристики, подготовленные на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года с учетом возлагаемых на Фонд функций и задач:
(млрд. рублей) | |||
|
2012 год |
Плановый период |
|
2013 год |
2014 год |
||
Доходы - всего, |
891,7 |
1 034,4 |
1 188,5 |
в том числе: |
|
|
|
межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
51,8 |
50,4 |
18,8 |
Расходы - всего, |
891,7 |
1 034,4 |
1 188,5 |
в том числе: |
|
|
|
субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
603,3 |
1003,3 |
1154,3 |
ДЕФИЦИТ (-) /ПРОФИЦИТ (+) |
0 |
0 |
0 |
Существенный рост доходов и расходов бюджета Фонда с 1 января 2012 года обусловлен принципиально новыми подходами к их формированию. Тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) работающего населения полностью в размере 5,1% зачисляется в бюджет Фонда. Объем поступлений составит на 2012 год - 537,2 млрд. рублей, на 2013 и 2014 годы соответственно 607,0 млрд. рублей и 707,2 млрд. рублей. Выпадающие доходы бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов в отношении отдельных плательщиков страховых взносов на ОМС компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2012 году в сумме 46,91 млрд. рублей, в 2013 году - 50,43 млрд. рублей и в 2014 году - 18,81 млрд. рублей.
В соответствии с Федеральным законом "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в бюджете Фонда впервые прогнозируются поступления из бюджетов субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения (исчисленных исходя из численности неработающего населения в субъекте Российской Федерации на 1 апреля 2011 года, тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, регионального коэффициента дифференциации. Понижающего коэффициента и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, установленного Федеральным законом в размере, равном 1,0) в 2012 году в сумме 298,4 млрд. рублей, в 2013 году - 377,0 млрд. рублей и в 2014 году - 462,5 млрд. рублей.
В составе средств федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда, в 2012 году помимо вышеуказанных компенсаций выпадающих доходов определены средства на финансовое обеспечение в рамках национального проекта "Здоровье" в 2006-2012 годах проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан - 4 млрд. рублей и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 0,9 млрд. рублей. В плановом периоде средства на указанные цели ввиду завершения этой части национального проекта не предусмотрены, проведение диспансеризации планируется осуществлять в рамках и за счет средств ОМС.
Бюджет Фонда на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сбалансирован.
С 2012 года Фонд предоставляет межбюджетные трансферты в форме субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС в целях финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно приложению 6 к Федеральному закону в 2012 году размер субвенций из бюджета Фонда бюджету территориального фонда ОМС исчисляется как сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, страховых взносов на ОМС работающего населения, исчисляемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по тарифу два процента, и объема дотаций, предусмотренного в бюджете Фонда для соответствующего субъекта Российской Федерации на 2011 год и составит 603,3 млрд. рублей. На эти же цели в бюджете Фонда резервируются бюджетные ассигнования на 2013 год в сумме 1 003,3 млрд. рублей, на 2014 год в сумме 1 154,3 млрд. рублей.
В 2012 году Фондом продолжается реализация региональных программ модернизации здравоохранения в целях повышения доступности медицинской помощи. На эти цели планируется направить в 2012 году средства в сумме 244,1 млрд. рублей. Помимо этого из указанных средств планируется направить в регионы до 11 млрд. рублей на осуществление единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей на каждого "молодого специалиста" из числа медицинских работников, прибывших на работу в село в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
На оплату "родовых сертификатов" предусматриваются трансферты Фонду социального страхования Российской Федерации в сумме 19,03 млрд. рублей ежегодно. Стоимость родового сертификата в 2012 году составит 11 тыс. рублей, которую предусматривается сохранить в 2013 и 2014 годах.
Федеральным законом устанавливается на 2012 год размер нормированного страхового запаса в сумме 19,4 млрд. рублей и право определения Фондом направлений его расходования, в которые, помимо покрытия временных кассовых разрывов и увеличения субвенций, включены средства на оплату в размере, устанавливаемом Фондом, расходов по изготовлению и доставке полисов ОМС единого образца и на предоставление территориальным фондам ОМС межбюджетных трансфертов в целях поощрения страховых медицинских организаций и медицинских организаций, достигших наилучших значений показателей деятельности, установленных территориальными фондами ОМС.
Комитет отмечает, что в целом бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов позволяет обеспечить решение поставленных в посланиях Президента Российской Федерации задач в области обязательного медицинского страхования.
Федеральный закон не содержит правовых норм, способствующих возникновению условий для проявления коррупции.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Председатель Комитета |
В.А. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.