Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету на федеральный закон
"О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2011 года, Комитет отмечает следующее.
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сбалансирован по доходам и расходам и составляет:
в 2012 году - 891,7 млрд. рублей (на 555,7млрд. рублей или в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году - 1 034,4 млрд. рублей; в 2014 году - 1 188,5 млрд. рублей.
Доходная часть бюджета Фонда сформирована с учетом положений федеральных законов "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", принятых Государственной Думой 22 ноября 2011 года.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда, установлены в 2012 году в размере 51,8 млрд. рублей (в 2,5 раза выше уровня 2011 года), 50,4 млрд. рублей в 2013 году и 18,8 млрд. рублей в 2014 году.
В 2012 году указанные средства направляются на:
- компенсацию выпадающих доходов Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование - 46,9 млрд. рублей;
- диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 0,9 млрд. рублей;
- дополнительную диспансеризацию работающих граждан - 4 млрд. рублей.
Снижение объемов средств федерального бюджета, передаваемых Фонду в 2013-2014 годах, связано с исключением из расходов федерального бюджета трансфертов Фонду на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. С 2013 года финансирование расходов на проведение диспансеризации детей-сирот и дополнительную диспансеризацию работающих граждан планируется осуществлять полностью за счет средств обязательного медицинского страхования. Однако, следует отметить, что Федеральным законом средства для выполнения данных расходных обязательств не предусматриваются.
Приоритетным направлением расходования средств бюджета Фонда в период 2012 - 2014 годов является направление средств в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", предусматривающей с 2012 года передачу полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Объём субвенций, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в 2012 году предусматривается в объеме 603,3 млрд. рублей (по сравнению с 2011 годом возрастёт на 513,5 млрд. рублей или в 6,7 раза), что составляет 67,7% от общей суммы расходов. В 2013 и в 2014 году указанный объём субвенций составит соответственно 1 003 млрд. рублей и 1 154 млрд. рублей. Столь значительный рост бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2012 году, обусловлен необходимостью финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В 2012 году объем указанных субвенций предусмотрен, в том числе, за счет страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 302,8 млрд. рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, исчисляемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по тарифу 2%, в сумме 210,6 млрд. рублей, и объема субвенций из бюджета Фонда в объеме 89,9 млрд. рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона, условием предоставления указанных субвенций является ежемесячное перечисление из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет Фонда обязательного платежа на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Порядок распределения, предоставления и расходования в 2012 году указанных субвенций из бюджета Фонда утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 года N 496.
Комитет обращает внимание, что в 2012 году распределение указанных бюджетных ассигнований проводится по улучшенной, по мнению Комитета, методике распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.
В 2012 году за счёт средств бюджета Фонда продолжается финансирование региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, и государственных учреждений, реализующих мероприятия в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, - в сумме 244,1 млрд. рублей (113,1% к уровню 2011 года).
Ко второму чтению в Федеральный закон были внесены изменения в части наделения Фонда правом в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование региональных программ модернизации здравоохранения, направлять средства в сумме до 11,0 млрд. рублей на предоставление трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим после окончания высших учебных заведений в сельские населенные пункты. Порядок и условия предоставления указанной компенсационной выплаты определяется частями 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Федеральным законом предусмотрено в 2012 - 2014 годах предоставление средств Фонда в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации по направлениям: оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни, а также оплата услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов в размере 19 млрд. рублей ежегодно, из расчета стоимости родового сертификата в размере 11тыс рублей (на уровне 2011 года).
Статьями 5 и 6 Федерального закона предусматриваются особенности установления отдельных расходных обязательств Фонда в 2012 году в части направления средств нормированного страхового запаса, а также особенности исполнения бюджета Фонда в 2012 году, в том числе, в части расходования остатков средств на 1 января 2012 года, зачисления средств в объеме процентного дохода от размещения временно свободных средств Фонда, внесения изменений в показатели бюджетной росписи бюджета Фонда.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Председатель Комитета |
Е.В. Бушмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.