Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 607160-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 607160-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах, а также с учетом положений федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и проекта федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Основные характеристики бюджета Фонда на 2012 год и двухлетний плановый период подготовлены на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года с учетом возлагаемых на Фонд функций и задач.
Доходная часть бюджета Фонда сформирована с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, и Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
С 1 января 2012 года тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) работающего населения устанавливается в размере 5,1 процента. При расчете доходов учитывались размер предельной базы для начисления страховых взносов на ОМС в сумме 512 тыс. рублей, а также пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов на ОМС. Выпадающие доходы бюджета Фонда в связи с применением льготных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Бюджет Фонда на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов сбалансирован. Доходы и расходы бюджета Фонда составят в 2012 году 891,7 млрд. рублей, на плановый период 2013 и 2014 годов составят соответственно: 1 034,4 млрд. рублей и 1 188,5 млрд. рублей.
Дефицит бюджета Фонда в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов не планируется.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов представлены в следующей таблице:
млрд. рублей | |||||||
|
2011 год |
2012год |
в % к пред. году |
2013 год |
в % к пред. году |
2014 год |
в % к пред. году |
бюджет |
проект |
проект |
проект |
||||
ДОХОДЫ - всего |
336 |
891,7 |
2,6р. |
1034,4 |
116 |
1 188,5 |
114,9 |
страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Фонда |
314,8 |
839,9 |
2,7р. |
984,0 |
117,1 |
1 169,7 |
111 |
трансферты из федерального бюджета |
21,1 |
51,8 |
2,4р. |
50,4 |
0,97 |
18,8 |
0,37 |
РАСХОДЫ - всего |
336 |
891,7 |
2,6 . |
1034,4 |
116 |
1 188,5 |
114,9 |
Профицит (+)/Дефицит(-) |
0 |
0 |
|
0 |
|
0 |
|
Объемы поступления страховых взносов на ОМС по тарифу 5,1% (в 2011 - 3,1%), страховых взносов по пониженным тарифам и страховых взносов, уплачиваемых из расчета стоимости страхового года, рассчитаны исходя из прогнозных показателей фондов заработной платы на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов.
Всего планируемый объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения составит в 2012 году - 537,1 млрд. руб., в 2013 году - 607,0 млрд. руб., в 2014 году -707,2 млрд. рублей.
В соответствии с проектом федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", внесенном одновременно с проектом закона о бюджете, размер тарифа страхового взноса установлен в сумме 18 864,6 рубля. В 2012 году при расчете страхового взноса применяется коэффициент - 0,7973, в 2013-2014 годах - 0,9.
Администрирование страховых взносов на неработающее население возложено на территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Объем поступлений в бюджет Фонда из бюджетов субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения прогнозируется на 2012 год в сумме 302,8 млрд. рублей, на 2013 год - 377,0 млрд. рублей и на 2014 год - 462,5 млрд. рублей.
Поступление недоимок в бюджет Фонда по страховым взносам, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года, начисленных на указанные недоимки пеней и штрафов планируется на 2012 год в сумме 6,6 млн. рублей, на 2013 и 2014 годы соответственно 6,3 млн. рублей и 6,0 млн. рублей.
Суммы, учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, соответствует объемам, предусмотренным в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" для передачи Фонду.
Комитет отмечает, что принятие федерального закона, изменившего тарифы страховых взносов с 1 января 2012 года, существенно повлияло на основные характеристики планового периода законопроекта, что потребовало их пересмотра, в том числе и трансфертов из федерального бюджета, направленных на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с расширением категории плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов.
На период 2012-1013 годов расширен перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых плательщиками страховых взносов применяются пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В перечень включены плательщики, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, а также в сфере транспорта и связи, производства гнутых стальных профилей, стальной проволоки.
В 2012 году из федерального бюджета в бюджет Фонда поступит 51,81 млрд. рублей, том числе:
на дополнительную диспансеризацию работающих граждан 4,0 млрд. рублей;
диспансеризацию детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 0,9 млрд. рублей
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий страхователей 46,9 млрд. рублей.
В плановом периоде межбюджетные трансферты из федерального бюджета будут направляться только на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда из-за установленных пониженных тарифов страховых взносов.
Сумма трансфертов составит в 2013 году - 50,43 млрд. рублей, в 2014 году - 18,81 млрд. рублей. Значительное уменьшение суммы трансфертов связано с увеличением в плановом периоде тарифа страховых взносов на ОМС для льготных категорий плательщиков и сокращения льготных категорий плательщиков страховых взносов на ОМС в 2014 году.
Расходы Фонда за счет средств системы ОМС запланированы в следующих объемах: в 2012 году - 886,8 млрд.рублей, в 2013 году - 1034,4 млрд.рублей, в 2014году -1 188,6 млрд. рублей.
Для финансирования полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных федеральными законами для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на 2012 год в сумме 603,3 млрд. рублей. Этот размер складывается как сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения и работающего населения (по тарифу 2%) и объема дотаций, предусмотренного в бюджете Федерального фонда на 2011 год (210,6 млрд.руб. + 302,8 млрд.руб. + 89,9 млрд.руб.).
На эти же цели в бюджете Фонда резервируются бюджетные ассигнования на 2013 год в сумме 1 003,3 млрд. рублей, на 2014 год в сумме 1 154,3 млрд. рублей.
С 2013 года территориальные программы ОМС будут включать затраты на осуществление дополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного медико-санитарного звена, дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Наряду с этим за счет средств ОМС предусматривается создание учреждений паллиативной (хосписной) помощи детям.
Комитет отмечает, что также, как и в текущем году, определено условие предоставления дотаций, закрепленное пунктом 2 статьи 4 законопроекта (ежемесячное перечисление из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов ОМС обязательного платежа страховых взносов на ОМС неработающего населения), которое послужит гарантией выполнения обязательств регионов перед неработающим населением и будет стимулировать эффективное равномерное использование финансовых ресурсов бюджетов всех уровней.
В 2012 году Фондом продолжится реализация региональных программ модернизации здравоохранения, начатая в 2011 году. Средства в сумме 244,1 млрд. рублей в 2012 году (в 2011 году - 215,9 млрд. рублей) статьей 6 законопроекта направляются на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России и ФМБА России, оказывающих медицинскую помощь.
Законопроект предусматривает направление в 2012 - 2014 годах за счет средств Фонда (ежегодно по 19,0 млрд. рублей) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату государственным и муниципальным учреждениям, а также иным организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Кроме того, указанные средства направляются на организацию услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов. Стоимость родового сертификата в 2012 году составит 11 тыс. рублей, которую предусматривается сохранить в 2013 и 2014 годах.
С учетом прогноза рождаемости медицинское обслуживание в рамках родового сертификата в 2012 году получат 1,73 млн. женщин.
В составе бюджета Фонда на 2012 год предусматривается нормированный страховой запас в размере 19,4 млрд. рублей. На 2013 и 2014 годы он составит соответственно 11,4 млрд. рублей и 14,5 млрд. рублей.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая административные расходы на содержание Фонда с учетом наделения дополнительными функциями, предусматривается направить средства в 2012 году в сумме 1052,4 млн. рублей, в 2013 году - 683,7 млн. рублей, 2013 году - 714,3 млн. рублей.
Комитет отмечает, что в целом бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов позволяет обеспечить решение поставленных в посланиях Президента Российской Федерации задач в области обязательного медицинского страхования.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона N 607160-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.