Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 607160-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (профильный комитет) рассмотрел проект федерального закона N 607160-5 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 - 2014 годы.
Доходная часть бюджета Фонда сформирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", с учетом положений проектов федеральных законов N 607166-5 "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхования неработающего населения", N 607164-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
Начиная с 2012 года принципы формирования доходной и расходной частей бюджета ФОМС изменяются.
С 1 января 2012 года тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС устанавливается в размере 5,1 процента ( в 2011г. - 3,1 %). При расчете доходов учитывались размер предельной базы для начисления страховых взносов на ОМС в сумме 512 тыс. рублей, а также пониженные тарифы для отдельных категорий плательщиков страховых взносов на ОМС. Выпадающие доходы бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов в отношении отдельных плательщиков страховых взносов на ОМС компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Страховые взносы на ОМС неработающего населения впервые будут зачисляться в бюджет Федерального фонда ОМС.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
(млн. руб.) | |||
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
проект |
проект |
проект |
|
|
|
|
|
Доходы - всего в т.ч. за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета |
891 729,0
51 810,0 |
1 034 409,7
50 430,0 |
1 188 488,7
18 810,0 |
Расходы - всего в т.ч. межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации |
891 729,0
19 030,0 |
1 034 409,7
19 030,0 |
1 188 488,7
19 030,0 |
Бюджет ФОМС по доходам и расходам сформирован на 2012 год в сумме 891,7 млрд. рублей, т.е. в 2,7 раза больше, чем в 2011 году (для справки: доходы и расходы бюджета Фонда на 2011 год запланированы в сумме 336,0 млрд. руб.). На плановый период 2013 и 2014 годы доходы и расходы составят соответственно: 1 034,4 млрд. рублей и 1 188,5 млрд. рублей. Дефицит бюджета ФОМС в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов не планируется.
Комитет по охране здоровья отмечает, что таким объемом финансовых средств система обязательного медицинского страхования никогда раньше не располагала. Это создает предпосылки для улучшения финансирования медицинских организаций, повышения доступности и качества медицинской помощи для застрахованных в системе ОМС, сокращения платных услуг в здравоохранении, повышения заработной платы работников здравоохранения.
Доходы ФОМС
Планируемый объем поступления страховых взносов в бюджет ФОМС составит в 2012 году 537,1 млрд. рублей, в 2013 году - 607,0 млрд. рублей, в 2014 году - 707,2 млрд. рублей.
Объем поступлений в бюджет Фонда из бюджетов субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения осуществлен исходя из численности неработающего населения в субъекте Российской Федерации на 1 апреля 2011 г., тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения (размер тарифа устанавливается проектом федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения") и прогнозируется на 2012 год в сумме 302,8 млрд. рублей, на 2013 год - 377,0 млрд. рублей, на 2014 год - 462,5 млрд. рублей.
Поступление недоимок в Фонд по страховым взносам, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года, начисленных на указанные недоимки пеней и штрафов планируется на 2012 год в сумме 6,6 млн. рублей, на 2013 и 2014 годы соответственно 6,3 млн. рублей и 6 млн. рублей.
Суммы учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляют на 2012 год 51,81 млрд. рублей, на 2013 год - 50,43 млрд. рублей и на 2014 год - 18,81 млрд. рублей и включают средства для финансирования расходов:
на проведение в 2012 году дополнительной диспансеризации 2,8 млн. работающих граждан (4 млрд. рублей);
на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях 316,4 тыс. детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (0,9 млрд. рублей);
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС отдельным категориям плательщиков на 2012 год в сумме 46,91 млрд. рублей, на 2013 год - 50,43 млрд. рублей и на 2014 год - 18,81 млрд. рублей.
Расходы ФОМС
В 2012 году в целях повышения доступности медицинской помощи Фондом предусматривается продолжение реализации региональных программ модернизации здравоохранения, реализуемых с 2011 года. В соответствии со статьей 5 законопроекта средства на 2012 год в сумме 244,1 млрд. рублей планируется направить на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, а также программ модернизации федеральных государственных учреждений, включая создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, подведомственных Минздравсоцразвития России и ФМБА России.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации по ОМС, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на 2012 год в сумме 603,3 млрд. рублей. В 2012 году размер субвенций из бюджета Фонда бюджету территориального фонда ОМС исчисляется как сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, страховых взносов на ОМС работающего населения, исчисляемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по тарифу два процента, и объема дотаций, предусмотренного в бюджете Фонда соответствующего субъекта Российской Федерации на 2011 год.
В целях финансового обеспечения организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации в бюджете ФОМС резервируются бюджетные ассигнования на 2013 год в сумме 1 003,3 млрд. рублей, на 2014 год в сумме 1 154,3 млрд. рублей.
Расходы ФОМС на диспансеризацию детей-сирот в 2012 году составят 0,9 млрд. руб., на дополнительную диспансеризацию работающих граждан - 4,0 млрд. руб.
Законопроект предусматривает направление в 2012 - 2014 годах из бюджета ФОМС (ежегодно по 19,03 млрд. рублей) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов на медицинское обслуживание в рамках родового сертификата. Указанные средства будут направляться также на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
С учетом прогноза рождаемости медицинское обслуживание в рамках родового сертификата в 2012 году получат 1,73 млн. женщин. Стоимость родового сертификата в 2012 -2014 годах составит 11 тыс. рублей.
В составе бюджета Фонда на 2012 год сформирован нормированный страховой запас в размере 19,4 млрд. рублей.
Бюджет Фонда предусматривает расходы на содержание ФОМС, на международное сотрудничество, осуществление мероприятий в области средств массовой информации, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам, на обучение сотрудников Фонда и территориальных фондов ОМС в целях повышения квалификации.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию указанного проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Г. Борзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.