Заключение Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 606451-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 606451-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
Законопроект направлен на решение проблем, возникающих в процессе практического применения положений Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
Согласно пояснительной записке принятие законопроекта позволит конкретизировать область применения Федерального закона N 123-ФЗ, исключить излишнюю детализацию и двоякое толкование его положений.
Законопроектом предусматривается внесение достаточно большого объема изменений в Федеральный закон от N 123-ФЗ, направленных на повышение пожарной безопасности объектов капитального строительства, в том числе общественных зданий с постоянным пребыванием людей, опасных производственных объектов, а также совершенствование процедур оценки соответствия установленным требованиям пожарной безопасности.
Комитет поддерживает необходимость совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения пожарной безопасности, вместе с тем к законопроекту имеется ряд замечаний.
В законопроекте наряду со зданиями и сооружениями неоднократно упомянуты строения. В Федеральном законе от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" термин "строение" не используется. Комитетом Государственной Думы по строительству и земельным отношениям подготовлен к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона N 272981-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", которым из текста Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также целого ряда других федеральных законов исключаются упоминания строений.
Таким образом, по мнению Комитета, целесообразным является исключить из текста законопроекта термин "строение".
В подпункте "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта вводится положение, согласно которому технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
При этом не учитывается, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В указанный перечень включены 8 национальных стандартов (ГОСТ) и 83 свода правил (СНиП), ряд которых содержит требования пожарной безопасности. В случае отличия норм пожарной безопасности, содержащихся в таких документах с нормами Федерального закона N 123-ФЗ, а также положениями нормативных документов по техническому регулированию в области пожарной безопасности, обеспечивающими соблюдение требований Федерального закона, могут возникнуть сложности при правоприменении указанных технических регламентов.
Учитывая вышеизложенное, рассматриваемое положение законопроекта необходимо согласовать с положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Подпунктом "а" пункта 13 статьи 1 законопроекта предусмотрено, что декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации. Вместе с тем, проектом федерального закона N 417505-4 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона N 417505-4), подготовленным Комитетом к рассмотрению в третьем чтении, предусмотрена возможность проведения негосударственной экспертизы проектной документации как альтернативы государственной экспертизы проектной документации. Представляется, в законопроекте необходимо учесть указанные положения проекта федерального закона N 417505-4 и слово "государственной" из текста абзаца второго подпункта "а" пункта 13 статьи 1 законопроекта исключить.
Кроме того, является целесообразным рассмотреть вопрос об изменении положений подпункта "б" пункта 3 статьи 1 законопроекта в части распространения предусмотренных указанным подпунктом законопроекта норм на случаи проведения негосударственной экспертизы проектной документации как альтернативы государственной экспертизы проектной документации после ее введения.
Пунктом 15 статьи 1 законопроекта статья 65 Федерального закона N 123-ФЗ планируется дополнить положением, согласно которому описание и обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов, должны будут входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов планировки территорий поселений и городских округов. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации пояснительная записка уже должна содержать описание и обоснование положений, касающихся защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности. Таким образом, указанные положения законопроекта представляются избыточными.
По мнению Комитета, противоречат законодательству о техническом регулировании, в частности положениям статей 1, 6 и 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", предлагаемые изменения в названии и содержании статьи 97 Федерального закона N 123-ФЗ, которые вносятся подпунктами "а" и "б" пункта 38 статьи 1 законопроекта. Требования к созданию подразделений пожарной охраны и их размещению не могут являться требованиями технического регламента, поскольку не являются требованиями к объекту технического регулирования, а носят организационный характер. Такие требования относятся к предмету регулирования Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и должны быть исключены из законопроекта.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям поддерживает проект федерального закона N 606451-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и рекомендует принять его при рассмотрении в первом чтении при условии его доработке ко второму чтению с учетом указанных замечаний.
Председатель комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.