Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 606652-5 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" (в части расширения перечня сфер, в которых могут быть созданы автономные учреждения), внесенный законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 606652-5 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в нормы части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ), предусматривающие возможность создания автономных учреждений в сферах молодежной политики и туризма.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ с 1 января 2011 года автономное учреждение может быть создано в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Нормами пункта 14 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) предусмотрено, что автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах, не предусмотренных частью 1 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ и другими федеральными законами для автономных учреждений, в отношении которых до 1 января 2012 года не принято решение о реорганизации, ликвидации или об изменении их типа, являются бюджетными учреждениями с 1 января 2012 года на основании данной статьи. При этом в данном случае не требуется принятие дополнительных решений об изменении их типа, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Таким образом, в настоящее время в отличие от бюджетных учреждений сферы, в которых могут быть созданы автономные учреждения, в том числе для проведения мероприятий по работе с детьми и молодежью (помимо, перечисленных в части 1 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ) должны прямо определяться федеральными законами. В то же время нельзя не учитывать, что создание таких автономных учреждений возможно в случае, если их виды деятельности согласно уставам этих учреждений будут относиться к сферам науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
В пояснительной записке к законопроекту не содержится каких-либо конкретных данных, обосновывающих потребности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в создании автономных учреждений в сферах молодежной политики и туризма, а также не указывается количество таких учреждений, существующих в России на сегодняшний день. Поэтому вопрос о включении молодежной политики и туризма в перечень отдельных сфер, в которых допускается создание автономных учреждений требует дополнительной проработки и обоснования.
Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований были образованы и эффективно функционируют автономные учреждения, созданные субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в иных сферах, в том числе в сферах оказания различных государственных и муниципальных услуг и т.д.
В связи с этим полагаем, что в законопроекте необходимо не ограничиваться дополнением предусмотренного в части 1 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ перечня только одной или двумя сферами. По нашему мнению данный вопрос следует рассмотреть на основе системного подхода и сложившейся правоприменительной практики относительно создания автономных учреждений в различных сферах, а также потребностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в создании таких учреждений и сохранении существующих автономных учреждений, образованных до дня вступления в силу Федерального закона N 83-ФЗ. Аналогичные предложения содержатся в рекомендациях расширенного заседания Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы "Вопросы реформы муниципальных учреждений", проведенного в Государственной Думе 6 декабря 2010 года.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту его авторами такой комплексный анализ указанного вопроса не проведен.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект только при условии учета указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.