Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике и здравоохранению
по проекту федерального закона N 607164-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению в соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 23 ноября 2011 года (постановление N 6382-5 ГД) и переданный на рассмотрение Совета Федерации.
Проект Федерального закона был внесен на рассмотрение в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2011 года.
Федеральный закон разработан в соответствии с положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах в части снижения ставки тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Внесением изменений в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2012-2013 годах предусматривается снижение тарифа страхового взноса с 34 до 30 процентов (в ПФР - 22,0%, в ФСС РФ - 2,9% и в ФОМС - 5,1%) и установление дополнительного тарифа страховых взносов, зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10,0% с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Кроме того, снижается тариф страховых взносов до 20 процентов (в ПФР - 20,0%, в ФСС РФ - 0,0% и в ФОМС - 0,0%) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, по утверждаемому законом перечню основных видов экономической деятельности. При этом данный перечень дополняется деятельностью в сфере транспорта и связи, производства гнутых стальных профилей и стальной проволоки, розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями. Также предлагается данный пониженный тариф страховых взносов установить для применяющих упрощенную систему налогообложения аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей фармацевтической деятельности, уплачивающих единый налог на вмененный доход, для некоммерческих организаций, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования и здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов), массового спорта и для благотворительных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги) при соответствии условия, прописанным Федеральным законом, тариф страховых взносов на 2012-2013 годы устанавливается в размере 30% (в ПФР - 22,0%, в ФСС РФ - 2,9% и в ФОМС - 5,1%).
Компенсация выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов предусмотрена за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Федеральный закон расширяет число застрахованных лиц и относит к ним иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Также изменяются положения о размерах штрафных санкций: за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов, но не более 30 процентов и не менее 1 000 рублей; за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам - в размере 200 рублей за документ; за нарушение срока предоставления информации об открытии (закрытии) банковского счета - в размере 5 000 рублей. Аналогичные размеры штрафов вводятся для плательщиков взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
В соответствии с изменениями тарифов страховых взносов корректируются положения Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в который также вводятся понятия солидарная и индивидуальная части тарифа страховых взносов и предусматривается процентное распределение зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации размера страхового взноса в соответствии с нормами Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которым сумма начисленных страхователем застрахованному лицу страховых взносов, учитываемая в Пенсионном фонде Российской Федерации, делится на две части, одна из которых учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в целях формирования расчетного пенсионного капитала (индивидуальная часть тарифа страхового взноса), а другая - на общем, солидарном счете Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенным для осуществления выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии (солидарная часть тарифа страхового взноса).
Кроме того, Федеральный закон вносит изменения в законодательство об обязательном пенсионном страховании в части отнесения к застрахованным лицам иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный договор на срок не менее шести месяцев. Данная норма направлена на устранение конкурентного преимущества трудовых мигрантов перед гражданам Российской Федерации и обязывает страхователей уплачивать страховые взносы за этих лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации по тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии.
В ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе во втором чтении были приняты поправки, направленные членом Совета Федерации В.В. Рязанским.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.
Федеральный закон не содержит правовых норм, способствующих возникновению условий для проявления коррупции.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
Председатель Комитета |
В.А. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.