Заключение Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания РФ по взаимодействию со Счетной палатой РФ
по проекту федерального закона N 607164-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
(в части изменения тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды)
Досье на проект федерального закона
Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации рассмотрела Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (в части изменения тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды)", принятый Государственной Думой 23 ноября 2011 г. (далее - Закон) и отмечает следующее.
Данный Закон был разработан и внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Внесение указанного закона обусловлено необходимостью реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах. Закон предполагает снижение ставки тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, а для организаций, осуществляющих ряд видов деятельности - до 20%.
Закон предполагает снижение на 2012 - 2013 годы:
- максимального тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков с 34 до 30 %, при этом предполагается, что взнос в Пенсионный фонд России составит 22,0%, в Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9%, в Фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%, а также установить тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10,0%;
- тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для плательщиков - субъектов малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, применяющих специальный режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения, некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) а также благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющих упрощенную систему налогообложения, для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности - до 20 %, при этом предполагается, что взнос в Пенсионный фонд России составит 20,0 %, в Фонд социального страхования Российской Федерации - 0,0%, и в Фонд обязательного медицинского страхования - 0,0%.
Законом предусматривается отнесение к субъектам малого предпринимательства, применяющим пониженные тарифы страховых взносов, аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
При этом компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов при установлении указанных тарифов предлагается осуществлять за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам фондов.
Комиссия отмечает, что в ходе рассмотрения Закона в Государственной Думе Российской Федерации во втором чтении в него были внесены поправки, увеличивающие количество видов деятельности, на которые распространяются льготы по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, увеличивающие размеры межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам фондов. Указанные изменения не нашли никакого отображения в финансово-экономическом обосновании.
Законом предполагается включить деятельность в сфере транспорта и связи, производства гнутых стальных профилей, стальной проволоки в перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов, а также деятельность в сфере розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями в число плательщиков по пониженному тарифу.
Законом предусматривается разделение тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на две части - солидарную часть, предназначенную для выплат фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности на день смерти и иные цели, предусмотренные законодательством об обязательном пенсионном страховании, не связанные с выплатой накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, и индивидуальную часть, предназначенную для формирования денежных средств застрахованного лица.
В связи с вышеизложенным Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (в части изменения тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды)".
Председатель Комиссии |
С.П. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.