Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету
по проекту федерального закона N 607164-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 23 ноября 2011 года, и отмечает следующее.
Федеральный закон внесен Правительством Российской Федерации в целях реализации задачи, поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах, снижения ставки тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения в производственной и социальной сферах, - до 20 процентов.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и ряд других федеральных законов.
Федеральным законом устанавливается в 2012 - 2013 годах максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для страхователей (организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), производящих выплаты физическим лицам в размере 30 процентов, в том числе, в Пенсионный фонд Российской Федерации - 22,0 процента, в Фонд социального страховании Российской Федерации - 2,9 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.
Тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливается в размере 10,0 процентов.
При этом для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, кроме организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, устанавливаются вышеуказанные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, за исключением тарифа страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (10,0 процентов).
Федеральным законом вводится обязанность страхователей уплачивать страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в производственной и социальной сферах, в том числе, некоммерческих организаций, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок; благотворительных организаций, - тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды снижается до 20 процентов (в том числе, в ПФР - 20,0 процентов, в ФСС и в ФОМС предусматривается нулевая ставка).
Перечень видов деятельности субъектов малого предпринимательства, при осуществлении которых применяются пониженные тарифы страховых взносов, дополняется деятельностью в сфере транспорта и связи, производства гнутых стальных профилей и стальной проволоки, розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями.
Предлагается пониженный тариф страховых взносов установить для применяющих упрощенную систему налогообложения аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, при условии, что такие аптечные организации и индивидуальные предприниматели являются плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. В связи с этим, Комитет обращает внимание на то, что, в соответствии с и# пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", фармацевтической деятельностью помимо розничной торговли лекарственными средствами, при наличии соответствующих признаков подпадающей под обложение указанным налогом, признается также деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение и перевозку, осуществление которых не является основанием для применения льготного налогового режима.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части дополнения его понятиями солидарной и индивидуальной части тарифа страховых взносов, определения их размеров для различных групп страхователей и возрастных категорий застрахованных лиц, а также вносятся уточнения в отдельные положения Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Солидарная часть тарифа страховых взносов предназначается для формирования денежных средств в целях выплаты фиксированного базового размера трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с выплатой накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначается для формирования денежных средств застрахованного лица и учитывается на его индивидуальном лицевом счете.
Введение указанных понятий отражает действующее деление страхового тарифа, применяемое при указании в общей и специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица поступающих сумм в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", т.е. данные федеральные законы приводятся в соответствие.
Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" дополняется положениями, уточняющими порядок уплаты страховых взносов для различных категорий плательщиков, а также порядок осуществления контроля за уплатой страховых взносов.
Вносимые Федеральным законом изменения учтены в федеральных законах "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Компенсация выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета в 2012 году в сумме 304,4 млрд. рублей, в 2013 году - в сумме 324,2 млрд. рублей.
Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов составит в 2012 году 373,8 млрд. рублей, в 2013 году - 398,4 млрд. рублей.
В связи с этим Комитет отмечает, что снижение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и расширение категорий плательщиков, которым устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов, требуют все больших средств из федерального бюджета для обеспечения сбалансированности бюджетов фондов. Кроме того, компенсация выпадающих доходов государственным внебюджетным фондам в связи с понижением тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков за счет средств федерального бюджета не соответствует страховым принципам, так как при предоставлении преференций отдельным категориям субъектов экономической деятельности, а, следовательно, их работникам, нагрузка ложится на других налогоплательщиков.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
Председатель Комитета |
Е.В. Бушмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.