Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
на проект федерального закона N 607164-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"
(в части изменения тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды)
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 607164-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", внесенный Правительством Российской Федерации и отмечает следующее.
Законопроектом на период 2012 - 2013 годов предлагается снизить общий тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, установленный в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ) для основной массы плательщиков с 34,0 до 30,0 процента (Пенсионный фонд Российской Федерации - 22,0 процента, Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента), и установить тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10,0 процента.
Предлагается также снизить общий тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 20,0 процента (Пенсионный фонд Российской Федерации - 20,0 процента, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - по 0,0 процента соответственно) для следующих категорий плательщиков страховых взносов, применяющих специальный режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения:
организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах (по установленному вышеуказанным Федеральным законом перечню основных видов экономической деятельности);
аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности;
некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения;
для благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнительно включить в перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов, следующие виды деятельности:
розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;
транспорт и связь;
производство гнутых стальных профилей, стальной проволоки.
При этом законопроектом предусматривается, что компенсация выпадающих доходов бюджетам государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам фондов.
В целях реализации указанных предложений вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ и Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ).
По расчетам, приведенным в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, объем трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджетам государственных внебюджетных фондов на указанные цели планируется в 2012 году - в сумме 270,5 млрд. рублей, в 2013 году - в сумме 317,4 млрд. рублей.
Общий же объем трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов с учетом средств, направляемых на покрытие дефицитов бюджетов фондов, составит в 2012 году - в сумме 1 533,4 млрд. рублей, в 2013 году - в сумме 1 665,9 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что ранее принятые и, предлагаемые настоящим законопроектом, решения о снижении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и расширении категорий плательщиков страховых взносов, которым устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов, серьезно усугубляют ситуацию по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов и, соответственно, требуют значительных средств, направляемых на эти цели из федерального бюджета.
Комитет считает, что в дальнейшем необходимо использовать иные меры государственной поддержки и стимулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций в сфере отдельных видов экономической деятельности, общественных организаций.
Так как страховые взносы носят возмездный индивидуально-персонифицированный характер и должны в полной мере обеспечивать установленные законодательством Российской Федерации гарантии по обязательному социальному, пенсионному и медицинскому страхованию граждан. Компенсация же выпадающих доходов государственным внебюджетным фондам в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов отдельным категориям плательщиков страховых взносов за счет средств федерального бюджета также концептуально противоречит страховым принципам, ибо в этом случае за предоставление подобных преференций субъектам экономической деятельности и в конечном итоге их работникам расплачиваются другие налогоплательщики, в том числе физические лица.
Законопроектом также предусматривается дополнить понятийный аппарат Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ новыми дефинициями: "солидарная часть тарифа страховых взносов" и "индивидуальная часть тарифа страховых взносов", и уточнение отдельных положений Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ).
Комитет отмечает, что предлагаемое введение в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ указанных понятий, определяющих разделение на солидарную и индивидуальную части страховых взносов, отражает действующее деление страхового тарифа, применяемое при указании в общей и специальной частях индивидуального лицевого счета застрахованного лица поступающих сумм согласно положениям Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ.
Вместе с тем, учитывая, что понятия "солидарная часть тарифа страховых взносов" и "индивидуальная часть тарифа страховых взносов" в самом Федеральном законе от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ не определены, представляется необходимым воспроизведение указанных понятий также и в данном федеральном законе.
В комитет поступили заключения комитетов-соисполнителей (Комитеты Государственной Думы по охране здоровья и по бюджету и налогам) и Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, в которых законопроект поддерживается и рекомендуется к принятию в первом чтении.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект отмечены недостатки редакционного и юридико-технического характера.
С учетом вышеизложенных замечаний, комитет поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.