Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 28717-6 "Избирательный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект направлен на систематизацию действующего избирательного законодательства и законодательства о референдуме, устранение в нем противоречий, пробелов и положений, допускающих неоднозначное толкование, а также устранение дублирования норм в разных законах. Он призван сделать избирательное законодательство и законодательство о референдуме более понятным и удобным в применении. Предлагаемый Избирательный кодекс РФ позволит заменить ныне действующие федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" и "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
Одновременно проект направлен на демократизацию избирательного законодательства и законодательства о референдуме, приведение его в соответствие с Конституцией РФ и международными избирательными стандартами, обеспечение избирательных прав граждан, устранение или изменение положений, препятствующих демократическому развитию страны, а также восстановление положений, неоправданно исключенных из него в предшествующие годы.
Структура проекта традиционна для кодифицированных нормативных правовых актов: она включает Общую часть, относящуюся ко всем выборам и референдумам, проводимым в Российской Федерации, и Особенную часть, содержащую специальные нормы, касающиеся выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ.
Основные нововведения следующие.
Изменяется модель взаимоотношений федерального и регионального избирательного законодательства. В соответствии с положениями части 3 статьи 55, пункта "в" статьи 71 и пункта "б" статьи 72 Конституции РФ Избирательный кодекс РФ предусматривает исчерпывающее регулирование процедур, обеспечивающих регулирование и защиту избирательных прав граждан. Взамен положения о возможности установления законами субъектов РФ гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, дополняющих гарантии, установленные федеральным законом, вводится положение, запрещающее вводить законами субъектов РФ ограничения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, не предусмотренные настоящим Кодексом. В то же время субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставляется выбор вариантов решения тех или иных вопросов из числа предусмотренных Избирательным кодексом. Это позволит сделать законы субъектов РФ о выборах и референдумах компактными, подобными Особенной части Избирательного кодекса.
В частности, в Избирательном кодексе исчерпывающим образом описаны 8 видов избирательных систем, для некоторые из которых предусмотрено несколько разновидностей. Для выборов депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ законодатель соответствующего субъекта РФ имеют возможность выбора из 6 вариантов, при этом не допускается ни полностью мажоритарная, ни полностью пропорциональная избирательная система. Для выборов депутатов выборного органа муниципального образования в уставе муниципального образования может быть предусмотрен один из 7 вариантов, при этом законодатель субъекта РФ не может ограничивать данный выбор.
Для выборов депутатов Государственной Думы предусмотрена смешанная связанная избирательная система, аналогичная действующей в Германии, но с учетом российских особенностей. Эта система обеспечивает пропорциональность представительства политических партий и в то же время позволяет гражданам добиваться депутатских мандатов в личном качестве через процедуру самовыдвижения.
Заградительный барьер на выборах депутатов Государственной Думы снижается до 3%. На выборах депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ максимально допустимая величина заградительного барьера составляет 4%, для выборов депутатов выборного органа муниципального образования - 5%.
Предусмотрено восстановление для избирателей возможности голосовать против всех кандидатов и против всех списков кандидатов. В то же время предлагается признавать выборы несостоявшимися, если число голосов против всех кандидатов или против всех списков кандидатов и число недействительных бюллетеней в сумме составят не менее половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Предусматривается, что регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, вне зависимости от уровня выборов (за исключением выборов Президента РФ) осуществляется без сбора подписей на основании решения о выдвижении.
Предусматривается закрытый перечень оснований для признании подписи избирателя недостоверной или недействительной. Эти основания формулируются так, чтобы нельзя было "браковать" подписи, если избиратель может быть однозначно определен и нет оснований считать, что он не ставил свою подпись. Допустимый избыток представляемых подписей увеличивается до 20%. В отношении недействительных подписей нормы смягчаются, в отношении недостоверных подписей - ужесточаются.
Сокращается перечень документов, необходимых для регистрации кандидата. В него включаются только документы, подтверждающие факт выдвижения, наличие у кандидата пассивного избирательного права и сведения, включаемые в избирательный бюллетень. Сокращается перечень оснований для отказа в регистрации. По значительной части оснований решение об отказе в регистрации может быть принято только на основе судебного решения.
Сохраняется смешанный принцип формирования избирательных комиссий: из представителей политических партий и непартийной общественности. При этом доля представителей политических партий ("партийная квота") составляет, как правило, две трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. "Партийная квота" распространяется на все партии. Если число партий превышает "партийную квоту", отбор партий, чьи представители включаются в состав избирательной комиссии с правом решающего голоса, осуществляется либо путем жеребьевки, либо исходя из результатов последних выборов по партийным спискам на соответствующей территории. Исключается участие в формировании избирательных комиссий органов и должностных лиц исполнительной власти.
Каждому избирателю предоставляется право предложить свою кандидатуру в состав участковой избирательной комиссии. Отбор членов участковой комиссии в ее "непартийную" часть (которая в случае недостатка партийных предложений увеличивается сверх одной трети) осуществляется по жребию.
За отказ от участия в радио- и теледебатах устанавливается санкция в виде лишения кандидата, избирательного объединения соответствующей части бесплатного эфирного времени. Отменяется запрет на критику соперников в телеэфире.
Обязанность уходить в предвыборный отпуск предусматривается не только для кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе, но для и кандидатов, замещающих государственные или муниципальные должности (за исключением Президента РФ и депутатов). Предусмотрены санкции за отказ избранного кандидата от получения мандата.
Предусмотрен ряд мер, направленных против возможности фальсификации итогов голосования: восстановление права общественных объединений направлять наблюдателей на избирательные участки, обязательное использование прозрачных ящиков для голосования и одноразовых номерных пломб, распределение обязанностей между членами участковой избирательной комиссии в процессе голосования и подсчета голосов на основе жеребьевки, журнал избирательной комиссии, запрет составления повторного протокола без решения вышестоящей избирательной комиссии.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Избирательного кодекса Российской Федерации
Принятие Избирательного кодекса Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Избирательного кодекса Российской Федерации
Принятие Избирательного кодекса Российской Федерации потребует изменения следующих актов федерального законодательства:
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
4. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ.
5. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ.
6. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, потребуется изменение Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации". При этом в соответствии с частью 3 статьи 76 Конституции РФ часть 3 статьи 1.1 проекта Избирательного кодекса Российской Федерации предусматривает, что нормы Избирательного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей указанному Федеральному конституционному закону.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.