Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 607162-5 "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и признании утратившими силу отдельных положений статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и признании утратившими силу отдельных положений статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Представленный законопроект подготовлен в соответствии пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающим внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проектов федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
1. Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается приостановить до 1 января 2015 года действие Федерального закона от 4 февраля 1999 г. N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора".
В соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство гарантирует восстановление и обеспечение ценности денежных сбережений по вкладам в Сбербанк России, в организации государственного страхования по личному страхованию, а также государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.
При этом переоформление должно осуществляться исходя из стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства, исчисленного с учетом уровня покупательной способности рубля в 1990 году и базовой стоимости необходимого социального набора.
Порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства, виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости должны устанавливаться федеральными законами. Однако до настоящего времени такие федеральные законы отсутствуют.
Согласно финансово-экономическому обоснованию, перевод всех гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства в 2012 году оценивается в сумме 27 880,0 млрд. рублей, в 2013 году - 29 550,0 млрд. рублей, в 2014 году - 30 890,0 млрд. рублей, что сопоставимо с расходами федерального бюджета за три последних года.
Таким образом, реализация Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" и выпуск на рынок значительного количества государственных ценных бумаг приведет к увеличению государственного внутреннего долга Российской Федерации и дестабилизации ситуации на финансовом рынке.
Комитет отмечает, что действие указанного Федерального закона приостанавливалось в течение 9 лет: с 2003 по 2008 год федеральными законами о федеральном бюджете, с 2009 по 2011 год - Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 206-ФЗ.
2. В связи с отсутствием организационно-правового механизма реализации отдельных норм федеральных законов пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается приостановить до 1 января 2015 года действие:
статьи 7 и пункта 9 части 1 статьи 38 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", предусматривающих передачу полномочий Российской Федерации по оформлению и ведению спортивных паспортов органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
подпункта 1 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии, с которым полномочия Российской Федерации по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также абзаца первого пункта 3 статьи 14 указанного Федерального закона, предусматривающего право собственника объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, либо лица, пользующегося им на основании договора безвозмездного пользования, и производящего за счет собственных средств работы по его сохранению, на компенсацию произведенных им затрат.
Комитет обращает внимание, что действие указанных норм по тем же основаниям приостанавливалось дважды. В этой связи необходимо отметить, что механизм приостановления действия отдельных законодательных норм должен носить исключительный характер, а не являться следствием отсутствия соответствующих нормативно правовых актов и организационно-правового механизма их реализации.
3. Статьей 2 законопроекта предлагается признать утратившими силу ряд положений Федерального закона от 13 декабря 2010 года N 358-ФЗ "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Так, предлагается возобновить действие части 11 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", приостановленное до 2014 года, поскольку проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусматриваются бюджетные ассигнования на индексацию с 1 октября 2012 года на 6 процентов окладов федеральных государственных гражданских служащих.
Кроме того, согласно правилам юридической техники, в целях исключения дублирования приостановления отдельных законодательных норм, предлагается признать утратившими силу пункты 1 и 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ.
Учитывая актуальность проекта федерального закона N 607162-5 "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и признании утратившими силу отдельных положений статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", Комитет считает необходимым рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.