Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 617780-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев представленный проект федерального закона, сообщаем следующее.
В части предлагаемых статьей 1 законопроекта изменений Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) обращаем внимание, что Государственной Думой 1 ноября 2011 года принят в первом чтении проект федерального закона N 529791-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна", внесенный Правительством Российской Федерации, содержащий либо положения, идентичные положениям рассматриваемого проекта, либо не совпадающие с изменениями, предлагаемыми представленным законопроектом в одних и тех же структурных единицах КВВТ (пункт 1, подпункт "а" пункта 6, подпункт "а" пункта 9, пункт 4, подпункты "а" пункта 11, пункт 14, пункты 15, 19, 33, 36 статьи 1 проекта).
Подпунктом "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта закрепляется сокращенное условное наименование федерального органа исполнительной власти в области транспорта. В связи с этим требует уточнения условное наименование данного органа, указанное в пункте 1 статьи 4 КВВТ.
Закрепляемая законопроектом в пункте 1 статьи 4.1 КВВТ (пункт 3 статьи 1 проекта) возможность осуществления государственного надзора в области внутреннего водного транспорта не только уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора, но и администрациями речных бассейнов, создаваемыми в форме федеральных бюджетных учреждений, при осуществлении ими государственного портового контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, требует дополнительного обсуждения, поскольку согласно пункту 7 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) государственный портовый контроль полностью выведен из сферы действия данного закона в части организации и проведения проверок. А федеральный государственный транспортный надзор (см. пункту 9 части 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ), может осуществляться только с особенностями, устанавливаемыми другими федеральными законами.
В подпункте 4 нового пункта 7.1 статьи 41 КВВТ (подпункт "г" пункта 3 статьи 1 проекта) предусмотрено наделение должностных лиц администраций речных бассейнов правом составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, и рассматривать дела об указанных административных правонарушениях. При этом редакция предложенного проекта не позволяет определить статус администраций в целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. До урегулирования данного вопроса наделение администраций речных бассейнов указанными полномочиями (подпункт 4 пункта 7.1 статьи 41 КВВТ - подпункт "г" пункта 3 статьи 1 проекта) требует дополнительного обсуждения.
Поскольку в рамках государственного транспортного надзора предметом проверки является в целом соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области внутреннего водного транспорта обязательных требований (пункт 3 статьи 41 КВВТ), а государственный портовый контроль согласно действующей, а также предлагаемой законопроектом редакции статьи 38 КВВТ направлен непосредственно на суда, полагаем, что указанные надзорные мероприятия требуют или юридического оформления в рамках одного контрольного механизма, или должны быть разведены по кругу лиц и объектов контроля. Обращаем внимание, например, что разграничение государственного надзора за торговым мореплаванием и государственного портового контроля заложено в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (см. статью 61 и статью 79 КТМ).
Требует дополнительного обсуждения отсутствие в проектируемом пункте 7.1 статьи 41 КВВТ (подпункт "г" пункта 3 статьи 3 законопроекта) упоминания о том, что изложенные в указанном пункте права должностных лиц органа государственного надзора и администраций речных бассейнов, являющихся государственными транспортными инспекторами, могут быть реализованы только при проведении проверок.
Норма, содержащаяся в новом пункте 7.2 статьи 41 (подпункт "г" пункта 3 статьи 1 проекта) и предусматривающая возможность привлечения судом органа государственного надзора и администрации речных бассейнов к участию в деле об административном правонарушении или уголовном деле, не является предметом КВВТ. Усмотрение судьи на привлечение к участию в деле будет основываться исключительно на Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. Аналогичное замечание относится к новому пункту 7.3 статьи 20.1 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 3 проекта) и пункту 10 новой статьи 3.1 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (статья 4 проекта).
В отношении статьи 2 законопроекта обращаем внимание, что в КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление без соответствующего разрешения международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров на зарегистрированных в другом государстве грузовом автотранспортном средстве или автобусе с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства либо на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, в котором указанное автотранспортное средство не зарегистрировано (часть 2 статьи 11.26 Кодекса) и за осуществление водителями транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, международных автомобильных перевозок без, если такие разрешения обязательны (статья 11.29 Кодекса). Полагаем, что поскольку составы указанных статей Кодекса и проектируемой статьи 14.11 Кодекса пересекаются, то требуется соответствующая ссылка в проектируемой статье 14.1.
Также обращаем внимание, что с 1 января 2012 года вступит в силу часть 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за перевозку пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, введенная Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанным Федеральным законом предусматривается (пункт 19 статьи 9), что контроль за соблюдением ряда требований в области перевозки пассажиров и багажа легковым такси, установленных данным Федеральным законом, непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, в статье 9 данного Федерального закона установлен порядок осуществления контроля, включая особенности организации и проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. В связи с этим требуется уточнение предлагаемых законопроектом изменений Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (статья 4 законопроекта).
Законопроект необходимо дополнить статьей 6 следующего содержания:
Статья 6
Признать утратившими силу:
1) пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 43-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1256);
2) пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2007 года N 333-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6246).
Иные замечания юридико-технического характера на 53 листах переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.