Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в части вопросов ведения Комитета и отмечает следующее.
Проект федерального закона N 433091-5 "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" внесен в Государственную Думу 30 сентября 2011 года, т.е. в срок, определенный действующим бюджетным законодательством. Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и отвечает основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах.
В составе документов и материалов, вносимых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу, представляется аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов по государственным программам Российской Федерации.
Как отмечено в пояснительной записке, в настоящее время федеральными органами исполнительной власти проводится подготовка проектов государственных программ Российской Федерации, которая должна быть завершена в декабре 2011 года.
При этом в рамках подготовки перехода к "программному бюджету" с 2012 года планируется ввести новую классификацию видов расходов федерального бюджета, обеспечивающую, при сохранении всей необходимой бюджетной информации, ее систематизацию в увязке с формируемыми государственными и ведомственными программами.
Формирование проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов осуществлялось в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными учреждениями, т.е. перехода от сметного финансирования к предоставлению субсидий учреждениям на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг (работ).
В 2012-2014 гг. предполагается снижение доходов федерального бюджета с 20,7% ВВП в 2011 г. до 20,1% в 2012 г., с дальнейшим снижением к 2014 г. до 19,5% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,2% к ВВП в 2011 г. до 8,5% к ВВП в 2014 г., при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 г. на 0,5% к ВВП и в 2014 г. достигают 11,0% к ВВП.
В 2012-2014 гг. увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 г. реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 г. финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.
Расходы в области социальной политики планируются со значительным ростом в 2012-2013 годы, в основном, за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.
Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем в 2013 году, ряда федеральных целевых программ, единовременностью субсидии государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Уменьшение бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 г. по сравнению с 2012 г. обусловлено завершением в 2013 г. реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 г. в соответствии с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.
Уменьшение расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2013 и 2014 годах вызвано, в основном, тем, что в рамках проводимой реформы здравоохранения денежные выплаты врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в муниципальных учреждениях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам, по проведению мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования.
По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором уменьшения их объема является завершение отдельных федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы, при ограниченности вновь начинаемых программ.
Финансирование федеральных целевых программ
В рамках федеральной целевой программы "Жилище" предусмотрены средства на приобретение жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в следующих объемах:
- 5 656,60 млн. рублей на 2012 год;
- 2 849,00 млн. рублей на 2013 год;
- 2 849,00 млн. рублей на 2014 год (что существенно ниже ассигнований, предусмотренных паспортом программы, и составляет 33% установленного объема средств).
Необходимо отметить, что в проекте федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годы не предусмотрены средства на реализацию Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", вступающего в силу с 1 января 2012 года. При разработке и рассмотрении данного законопроекта предполагалось, что обязательства перед указанной категорией граждан будут выполнены в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
По состоянию на 1 января 2010 года в первой очереди получателей жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" состояло 539 человек (343 семьи), выезжающих из населенных пунктов, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации. Средства федерального бюджета на предоставление жилищных субсидий указанной категории граждан предусматривались Федеральным законом от 2 декабря 2009 года N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
По состоянию на 1 января 2011 года граждан, выезжающих из населенных пунктов, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, насчитывалось 635 человек (347 семей).
Статьёй 10 "Особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения" законопроекта закреплена норма о распределении бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, утверждено распределение бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданами, выехавшими из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы, на 2012 год согласно приложению 24 к проекту федерального закона и согласно приложению 25 на плановый период 2013 и 2014 годов.
В рамках ФЦП "Жилище" в 2012 - 2014 годах предусмотрены бюджетные ассигнования на мероприятия по переселению граждан, проживающих в городах Норильск и Дудинка в объеме 890,0 млн. рублей ежегодно. При этом по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" на выполнение мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры города Норильска и Дудинка запланирована сумма 60,0 млн. рублей, по разделу "Социальная политика" - 830,0 млн. рублей.
Также в федеральной целевой программе "Жилище" в 2012 - 2014 годах запланированы расходы на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали в объёме 526,4 млн. рублей ежегодно.
В законопроекте предусмотрены межбюджетные трансферты на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в 2012 году в сумме 2 540,0 млн. рублей, в 2013 году - 3 826,4 млн. рублей, в 2014 году - 2 126,5 млн. рублей, включая трансферты на содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности, - в 2012 году в сумме 832,0 млн. рублей, в 2013 году - 860,0 млн. рублей, на 2014 году ассигнования не предусмотрены.
Предусматривается реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы". Объемы финансирования составляют в 2012 - 2014 годы соответственно по годам - 3 943,96, 3 964,95 и 2 679,11 млн. рублей.
По подразделу "Дорожное хозяйство" раздела "Национальной экономики" увеличены бюджетные ассигнования, что обусловлено необходимостью реконструкции в 2012-2014 годах автомобильных дорог Южно-Курильск - Головнино (о. Кунашир) и Курильск - Рейдово (о. Итуруп), а также необходимостью формирования автодорожной сети в местах размещения рыбоводных заводов на указанных островах.
В проекте федерального бюджета предусмотрены средства на реализацию федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" в 2012 году в сумме 66 077,3 млн. рублей, в 2013 - 42 943,4 млн. рублей, в 2014 - 14 000,0 млн. рублей.
В рамках данной программы предусмотрено строительство лабораторного корпуса Дальневосточного федерального университета в 2011 - 2012 годах в сумме 1 020,0 млн. рублей ежегодно.
По подразделу "Транспорт" раздела "Национальная экономика" предусмотрено уменьшение бюджетных ассигнований, которое связано с завершением в 2011 году мероприятий подпрограммы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" указанной ФЦП и завершением в 2013 году реализации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года". При этом увеличиваются бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию мероприятия "Реконструкция объектов федеральной собственности в аэропорту Петропавловск-Камчатский, Камчатский край" в 2012 году на 5 000,0 млн. рублей.
При рассмотрении проекта федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год" было отмечено, что по данной программе, начиная с 2005 года, из 9 инвестиционных объектов осуществлялось строительство только 4. Строительство мини-ТЭЦ "Манилы", "Тигиль", "Тиличики", "Оссора" прекращено. При этом ни одна из них не законсервирована, целесообразность дальнейшего строительства не определена.
При реализации данной ФЦП израсходованы средства федерального бюджета в сумме 73,6 млн. рублей, направленные на разработку проектно-сметной документации и строительство линий электропередач, предназначенных для передачи электроэнергии от указанных мини-ТЭЦ. Кроме того, не обеспечены строительство взлетно-посадочной полосы и аэропорта Палана, восстановление сетей электроснабжения, реконструкция морского вокзала в городе Петропаловске-Камчатском, строительство мостового перехода через реку Камчатка.
Увеличение бюджетных ассигнований на реализацию федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" обусловлено реализацией мероприятий по развитию инфраструктуры морского транспорта в рамках освоения месторождений природных ископаемых Ямало-Ненецкого автономного округа, строительством второй нитки Нижнее-Свирского гидроузла в целях увеличения пропускной способности Волго-Балтийского водного пути, началом строительства атомного ледокола в рамках развития судоходства по Северному морскому пути.
Финансирование подпрограммы "Освоение и использование Арктики" федеральной целевой программы "Мировой океан" в 2012 году предусмотрено в объеме 456,5 млн. рублей, что выше 2011 года в 1,3 раза. Бюджетные ассигнования на 2013 и 2014 годы планируются в объемах 456,5 и 370,1 млн. рублей соответственно по годам.
Основной объем средств направляется на охрану окружающей среды и бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям вне рамок государственного оборонного заказа.
Расходы на финансирование мероприятий федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории" на 2011-2020 годы на 2012 - 2013 годы запланированы в объеме 1 000,0 млн. рублей ежегодно, на 2014 год - 2 990,0 млн. рублей. При чем основной объем (83,9%) средств предусмотрен на охрану окружающей среды.
Уменьшение ассигнований на реализацию федеральной целевой программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)" по разделу "Транспорт" связано с завершением в 2011 году ряда мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению комплекса средств управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи аэропортов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
По подразделу "Профессиональная подготовка, переподготовка" и повышение квалификации" раздела "Образование" выделением дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности объектов, находящихся в оперативном управлении Дальневосточного федерального университета на о. Русский в рамках мероприятий саммита в рамках форума АТЭС в 2012 году в сумме 1 500,0 млн. рублей, в 2013 - 2014 годах - 1 000,0 млн. рублей ежегодно.
В разделе "Межбюджетные отношения" предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в 2012 году в сумме 9 781,6 млн. рублей, из которых 1 455,0 млн. рублей зарезервировано для предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в энергетике.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" бюджетам закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО) предусмотрена компенсация из федерального бюджета дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом их безопасного функционирования, в сумме 8 876,1 млн. рублей, что соответствует уровню 2011 года. В 2013 и 2014 годах распределение дотаций бюджетам закрытых административно-территориальных образований осуществлено с учетом резерва в объеме 15 и 20 процентов соответственно.
Также в законопроекте предусмотрены межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов на переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований определены в сумме 527,2 млн. рублей ежегодно на уровне 2011 года.
В проекте федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов по всем разделам предусмотрены отдельной строкой бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций федеральными государственными учреждениями в 2012 - 2014 годах на выплату компенсации расходов по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета (в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 19 февраля N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "19 февраля 1993 г."
Проектом федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования на следующие виды расходов:
- субсидии на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, в 2012 - 2014 годах в сумме 2 500,0 млн. рублей (100% к уровню 2011 года) ежегодно;
- субсидии федеральным казенным предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в 2012 - 2014 годах в сумме 2 466,5 млн. рублей ежегодно (100,0% к уровню 2011 года);
- субсидии ФГУП "Гидрографическое предприятие" на навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Севморпути в 2012 - 2014 годах в сумме 490,8 млн. рублей (100% к уровню 2011 года) ежегодно;
- субсидии аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в 2012 - 2014 годах в сумме 179,5 млн. рублей (100% к уровню 2011 года) ежегодно;
- межбюджетные трансферты на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом в 2012 - 2014 годах в сумме 1 000,0 млн. рублей ежегодно;
- межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 19 февраля N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в 2013-2014 годах в сумме 1 400,0 млн. рублей ежегодно (140% к уровню 2011 года);
- субсидии ОАО "РЖД" на перевозки новых легковых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, на железнодорожные станции, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, и в обратном направлении в 2012 году в сумме 2 774,6 млн. рублей (100% к уровню 2011 года);
- субсидии на возмещение расходов ФГУП "Атомфлот" по содержанию объектов, связанных с использованием атомной энергии, в 2012 - 2014 годах, объем предусматриваемых средств составит 1 264,3 млн. рублей (90,3% к 2011 году) ежегодно. Средства указанных субсидий направляются на выполнение основных текущих задач ФГУП "Атомфлот" по обеспечению одномоментной готовности к выходу в море трёх атомных ледоколов и нахождение еще двух ледоколов в режиме поддержания технически исправного состояния при обеспечении должного уровня ядерно-радиационной безопасности, вывоз эшелонов отработанного ядерного топлива, а также проведение работ по подготовке судов атомно-технологического обслуживания к утилизации. Снижение объема субсидии в 2012 году в сравнении с 2011 годом обусловлено ростом доходов от эксплуатации атомного ледокольного флота в связи с увеличением грузооборота по трассам Северного морского пути;
- субсидии на покрытие части расходов, связанных с функционированием почтовых отделений, расположенных в районах Крайнего Севера, в 2012 - 2014 годах - в сумме 146,0 млн. рублей ежегодно (109% к уровню 2011 года). Незначительное увеличение бюджетных ассигнований связано с оплатой в 2011 году поступивших исполнительных листов по решению Арбитражного суда города Москвы;
- субсидии на финансирование государственной поддержки завоза семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включая производство продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях в 2012 году в объёме 900,0 млн. рублей (в 2,25 раза больше уровня 2011 года) и в 2013 - 2014 годах - 400,0 млн. рублей ежегодно;
- субсидии на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства в 2012 году - в объеме 300,0 млн. рублей (167% к уровню 2011 года), в 2013 - 2014 годах - в сумме 180,0 млн. рублей ежегодно (100% к уровню 2011 года);
- субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации для поддержания экономического и социального развития коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в 2012 - 2014 годах в сумме 240,0 млн. рублей ежегодно.
С учетом вышеизложенного, Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока предлагает Государственной Думе при рассмотрении проекта федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов":
1. Принять в первом чтении проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
2. При подготовке проекта федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" ко второму чтению предусмотреть финансирование расходов в 2012-2014 годах ежегодно не менее:
- 10 000,0 млн. рублей - на предоставление жилищных субсидий гражданам, имеющим право на их получение в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- 3 000,0 млн. рублей на субсидии на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и районов Крайнего Севера в европейскую часть страны;
- 329,5 млн. рублей на увеличение субсидий аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- 500,0 млн. рублей на субсидии для поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
- 256,0 млн. рублей на покрытие части расходов, связанных с функционированием почтовых отделений, расположенных в районах Крайнего Севера.
Председатель Комитета |
В.Н. Пивненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.