Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам федерации и региональной политике
от 24 ноября 2011 г. N 3.3-07/847
на проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, рассмотрев Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", принятый Государственной Думой 22 ноября 2011 года, отмечает следующее.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предлагается утвердить следующие основные характеристики:
доходы: в 2012 году - 11,7 трлн. руб., в 2013 году - 12,7 трлн. руб., в 2014 году - 14 трлн. руб.;
расходы: в 2012 году - 12,6 трлн. руб., в 2013 году - 13,7 трлн. руб., в 2014 году - 14,5 трлн. руб.;
дефицит: в 2012 году - 876,6 млрд. руб., в 2013 году - 1024,7 млрд. руб., в 2014 году - 491,1 млрд. руб.
Оценка сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011-2014 г.г. характеризуется следующими показателями:
- доходы в 2012 году - 7,6 трлн. руб., в 2013 году- 8, 1 трлн. руб., в 2014 году - 8,7 трлн. руб.;
- расходы в 2012 году - 7, 7 трлн. руб., в 2013 году - 8,1 трлн. руб., в 2014 году - 8,8 трлн. руб.
- дефицит в 2012 году - 46,9 млрд. руб., в 2013 году - 36,7 млрд. руб., в 2014 году - 9,4 млрд. руб.
Одним из источников финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской предусматривается предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в сумме до 105 000,0 млн. рублей на срок до трех лет для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, а также для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрена финансовая помощь субъектам Российской Федерации в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
Всего в 2012 году в виде межбюджетных трансфертов будут направлены средства в размере 4 402 969 678,2 тыс. руб. (на осуществление полномочий Российской Федерации, на софинансирования расходных обязательств по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в рамках реализации отраслевых федеральных целевых программ).
Одним из основных видов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации остается дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. В 2012-2014 годах ее размер составит 397 млрд. рублей.
Разница в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2012 году после выравнивания между 10 наименее и 10 максимально обеспеченными регионами составит 2,5 раза (до выравнивания 6,2 раза).
Размер дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов составит в 2012 году 91,2 млрд. руб., из них:
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Чеченской Республики - 26 994,1 млн. рублей;
дотации на стимулирование развития налогового потенциала - 10 000,0 млн. рублей;
дотации на частичную компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в 2012 году - 19 767,4 млн. рублей, в 2013 - 8 308,6 млн. рублей;
дотации бюджету г. Санкт-Петербурга на увеличение уставного капитала ОАО "Западный скоростной диаметр" в 2012 году в сумме 20 000,0 млн. рублей, в 2013 году - 20 000,0 млн. рублей, в 2014 году - 10 709,7 млн. рублей;
дотация бюджету Омской области в целях обеспечения сбалансированности бюджета в сумме 1 000,0 млн. рублей в 2012-2014 годах ежегодно.
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации характеризуются следующими показателями.
В составе расходов федерального бюджета по разделу "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" предусмотрены межбюджетные трансферты на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти в 2012 - 2014 годах в сумме 1 000,0 млн. рублей ежегодно.
В целях стимулирования наращивания налогового потенциала в федеральном бюджете на 2012 год предусмотрены средства в сумме 10 млрд. рублей в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, на поощрение субъектов Российской Федерации, обеспечивших наилучшие результаты в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций, увеличении доходов бюджетов.
В связи с перераспределением ряда полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации изменен ряд межбюджетных трансфертов.
Так, финансирование обеспечения полиции будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. В связи с этим у субъектов Российской Федерации сокращены расходы на сумму 186 830,7 млн. руб.
При этом будет осуществлена передача полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации на выплату единовременного пособия при устройстве ребенка в семью, в области содействия занятости и на содержание федеральных учреждений среднего профессионального образования.
Кроме того, в 2012 году не предусмотрено софинансирование из федерального бюджета содержания ребенка в семье опекуна и приемной семье, обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц.
Также произведено перераспределение доходных источников между уровнями бюджета: в федеральный бюджет передан доход от уплаты государственной пошлины за регистрацию транспортных средств и от акцизов на алкогольную продукцию.
В результате данного перераспределения полномочий потери регионов составят 3 652,0 тыс. рублей, которые будут компенсированы за счет дотаций: на компенсацию потерь бюджетов субъектов Российской Федерации, возникающих при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: в 2012 году в сумме 3 652,0 млн. рублей, в 2013 году - 2 401,9 млн. рублей, в 2014 году - 1 199,2 млн. рублей.
Таким образом реализация данных мер составит первый этап комплексной работы по совершенствованию разграничения полномочий и развития системы межбюджетных отношений.
Федеральный закон способствует решению задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании Президента России о бюджетной политике на 2012-2014 годах и других документах стратегического планирования.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Председатель Комитета |
Р.З. Алтынбаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.