Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Федерации и региональной политике
на проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике рассмотрен внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и направлен на реализацию приоритетных положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах, в числе которых: создание предпосылок для введения с 2015 года правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета; повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе, за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества, оказываемых ими услуг; адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного и инвестиционного развития Российской Федерации; формирование оптимальной системы распределения полномочий между различными уровнями власти.
Доходы федерального бюджета в 2012 году планируются в объеме 11 779,9 млрд. рублей или 20,1% к ВВП, что выше оценки 2011 года на 0,6%. В 2013 - 2014 годах объемы доходов федерального бюджета составят соответственно 12 705,9 млрд. рублей (19,6% к ВВП) и 14 091,8 млрд. рублей (19,4% к ВВП).
Расходы федерального бюджета в 2012 году планируются в сумме 12 656,4 млрд. рублей или 21,6% к ВВП, что на 0,8% выше оценки расходов текущего года. В 2013 - 2014 годах расходы федерального бюджета прогнозируются соответственно в объемах 13 730,6 млрд. рублей (21,2% к ВВП) и 14 582,9 млрд. рублей (20,1% к ВВП).
В 2012 году планируется рост расходов федерального бюджета в номинальном выражении к уровню 2011 года на 4,3% и их снижение в 2013 году к уровню 2012 года на 5,5%, а в 2014 году к объему расходов 2013 года на 2,3%. В реальном выражении расходы федерального бюджета в 2012 году будут на 5,1% выше уровня расходов 2011 года. В 2013 году указанные расходы планируются ниже уровня 2012 года на 4,8%, а в 2014 году ниже уровня 2013 года на 1,7%.
Дефицит федерального бюджета в 2012 году составит 876,6 млрд. рублей, в 2013 году - 1 024,7 млрд. рублей, в 2014 году - 491,1 млрд. рублей. При этом, в 2012 году и плановом периоде прогнозируется сокращение объемов дефицита федерального бюджета до 1,5% к ВВП в 2012 году, до 1,6% к ВВП - в 2013 году и до 0,7% к ВВП в 2014 году.
Увеличение расходов федерального бюджета в 2012 году по сравнению с 2011 годом предусмотрено по разделам: "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" (на 46,7%); "Социальная политика" (на 24,3%); "Охрана окружающей среды" (на 23,3%); "Национальная оборона" (на 20,5%); "Средства массовой информации" (на 20,0%); "Обслуживание государственного и муниципального долга" (на 10,8%), "Здравоохранение" (на 9,4%); "Образование" (на 7,8%); "Национальная экономика" (на 0,7%).
Снижение расходов в 2012 году к уровню 2011 года планируется по пяти разделам: "Жилищно-коммунальное хозяйство" (на 41,9%), "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (на 11,1%); "Физическая культура и спорт" (на 7,2%), "Культура, кинематография" (на 2,0%), "Общегосударственные вопросы" (на 1,4%).
В общем объеме расходов федерального бюджета на 2012 год наибольшие доли занимают следующие разделы: "Социальная политика" - 30,8%; "Национальная оборона" - 14,6%; "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" - 14,4% и "Национальная экономика" - 14,2%. В 2013 - 2014 годах планируется увеличение доли расходов в их суммарном объеме по разделу "Национальная оборона" до 17% и 18,8% соответственно.
В статье 12 законопроекта предлагается предусмотреть норму, согласно которой распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, которые не распределены федеральным законом о федеральном бюджете, утверждается только Правительством Российской Федерации, а не нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.
Комитет отмечает, что данные изменения позволят повысить прозрачность распределения межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Общий объем расходов федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренный законопроектом, составляет в 2012 году 1 272,8 млрд. рублей или 89,2% к уровню 2011 года.
В 2013 - 2014 годах межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации определены соответственно в объемах 1 087,5 млрд. рублей и 1 019,7 млрд. рублей. Таким образом, указанные бюджетные ассигнования в 2013 году снизятся на 185,3 млрд. рублей или на 14,6% к уровню 2012 года, а в 2014 году на 67,8 млрд. рублей или на 6,2% к объему 2013 года.
Вместе с тем, прогноз исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012 - 2014 годах предполагает положительную динамику базовых параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом, темп роста суммарных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012 году прогнозируется на уровне 106,3%, в 2013 году - 105,9%, в 2014 году - 108,2%. Темп роста расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012 году составит 106,3%, в 2013 - 2014 годах соответственно 105,7% и 107,9%. Снижение дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируется с 46,9 млрд. рублей в 2012 году до 9,4 млрд. рублей в 2014 году.
Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будут являться кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты из федерального бюджета, государственные (муниципальные) ценные бумаги, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В рамках межбюджетных отношений законопроектом предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в виде дотаций, объем которых в 2012 году составляет 498,0 млрд. рублей или 91,8% к объему 2011 года. В 2013 - 2014 годах дотации планируются соответственно в объемах 472,1 млрд. рублей и 462,8 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что расчетная доля дотаций в общем объеме межбюджетных трансфертов будет увеличиваться с 39,1% в 2012 году, до 43,4% в 2013 году и до 45,4% в 2014 году. Такая тенденция соответствует поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах задаче предоставления межбюджетных трансфертов преимущественно в виде дотаций, что обусловлено необходимостью обеспечения большей самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации и повышения их ответственности за результаты деятельности.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определены на 2012 год в объеме 396,9 млрд. рублей или на уровне 2011 года. В 2013 и 2014 годах предлагается сохранить общие объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на уровне 2012 года, что соответствует положениям статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности направляются субъектами Российской Федерации, прежде всего на финансирование текущих расходов территориальных бюджетов, в связи с чем целесообразно рассмотреть возможность их индексации на прогнозный уровень инфляции: в 2012 году на 6,0%, в 2013 году на 5,5% и в 2014 году на 5,0%.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются из федерального бюджета с целью обеспечения равных возможностей субъектов Российской Федерации по реализации конституционных прав граждан и предоставлению на территории Российской Федерации государственных и муниципальных услуг, относящихся к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации", установлено, что минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации рассчитывается как среднее значение показателей уровня расчетной бюджетной обеспеченности до распределения дотаций по субъектам Российской Федерации, не входящим в число 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый высокий уровень бюджетной обеспеченности, и 10 субъектов Российской Федерации, имеющих самый низкий уровень бюджетной обеспеченности.
В результате проведенных в соответствии с указанной методикой расчетов, разница в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, рассчитанная по 10 максимально и 10 минимально обеспеченным регионам, сократится в среднем в 2012 году, с учетом предоставления дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, с 6,2 до 2,5 раз.
Комитет отмечает, что вносимые изменения в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, предусматривающие, в том числе, корректировку данных по налогу на прибыль крупных и средних организаций с учетом среднероссийского показателя роста к предыдущему году, позволят реализовать меры по стимулированию субъектов Российской Федерации к наращиванию собственной доходной базы.
Согласно приложению 28 к проекту федерального закона в 2012 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности будут предоставляться 72 субъектам Российской Федерации, против 69 в 2011 году. Соответственно количество "регионов-доноров" в 2012 году составит 11 субъектов Российской Федерации.
Снижение объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2012 год по сравнению с 2011 годом произошло в 38 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение указанных дотаций в 2012 году имеют: Краснодарский край (на 3,2 млрд. рублей), Приморский край (на 3,4 млрд. рублей), Хабаровский край (на 2,4 млрд. рублей), Амурская область (на 1,9 млрд. рублей), Архангельская область (на 1,9 млрд. рублей), Владимирская область (на 1,2 млрд. рублей), Иркутская область (на 1,5 млрд. рублей), Омская область (на 1,2 млрд. рублей), Ростовская область (на 1,6 млрд. рублей), Тверская область (на 1,3 млрд. рублей), Томская область (на 1,1 млрд. рублей), Челябинская область (на 1,2 млрд. рублей).
Комитет обращает внимание на то, что снижение дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в таких объемах, несмотря на увеличение собственной доходной базы субъектов Российской Федерации, может негативно отразится на исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2013 год в сумме 337,5 млрд. рублей или 85% от общего их объема и на 2014 год в сумме 317,6 млрд. рублей или 80% от общего объема таких дотаций. Распределение соответствующих резервов на 2013 - 2014 годы будет осуществляться в соответствии с уточненной методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2012 год предусмотрены в объеме 91,2 млрд. рублей, что составляет 67,7% от объема таких дотаций, предусмотренных в текущем финансовом году. В 2013 - 2014 годах дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации планируются в размере 65,3 млрд. рублей и 56,0 млрд. рублей соответственно.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в основном направляются на обеспечение текущей сбалансированности территориальных бюджетов, прежде всего, при возникновении непредвиденных кассовых разрывов в процессе их исполнения.
Законопроектом предлагается в целях обособления межбюджетных трансфертов, предусмотренных в рамках дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, ввести новые целевые статьи классификации расходов бюджетов по коду вида расходов "Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов". В число новых целевых статей предлагается включить:
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Чеченской Республики в 2012 году в сумме 26,9 млрд. рублей;
дотации на частичную компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты НДПИ в виде углеводородного сырья в 2012 году в сумме 19,8 млрд. рублей, в 2013 году - 8,3 млрд. рублей;
дотации бюджету г. Санкт-Петербурга на увеличение уставного капитала ОАО "Западный скоростной диаметр" в 2012 году в сумме 20,0 млрд. рублей, в 2013 году - 20,0 млрд. рублей, в 2014 году - 10,7 млрд. рублей;
дотации бюджету Омской области в целях обеспечения сбалансированности бюджета в сумме 1,0 млрд. рублей в 2012 - 2014 годах ежегодно;
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в 2012 году в сумме 9,8 млрд. рублей, в том числе 1,5 млрд. рублей для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
В законопроекте предусматриваются дотации на компенсацию потерь бюджетов субъектов Российской Федерации, возникающих при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в 2012 году в сумме 3,7 млрд. рублей, в 2013 году - 2,4 млрд. рублей, в 2014 году - 1,2 млрд. рублей.
Указанные бюджетные ассигнования определены исходя из проведенных расчетов по перераспределению полномочий и изменению некоторых межбюджетных трансфертов в связи с переходом с 2012 года к осуществлению финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета. При этом, расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на содержание полиции оцениваются в объеме 186,8 млрд. рублей. Предложения по перераспределению полномочий и изменению межбюджетных трансфертов (в том числе, снижению объемов субсидий и субвенций) включают:
передачу на региональный уровень федеральных учреждений среднего профессионального образования и государственных дезинфекционных предприятий и объединений - 29,2 млрд. рублей;
передачу полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации (выплата единовременного пособия при устройстве ребенка в семью; в области содействия занятости населения, в части расходов по осуществлению этих полномочий и реализации активных мероприятий по содействию занятости населения без учета социальных выплат безработным гражданам) - 21,5 млрд. рублей;
отмену софинансирования из федерального бюджета (содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье; обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий) - 9,1 млрд. рублей;
передачу доходов в федеральный бюджет (государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков; доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60%) - 90,5 млрд. рублей.
Дополнительные доходы субъектов Российской Федерации по НДФЛ в связи с реформированием денежного довольствия военнослужащих оцениваются в объеме 43,8 млрд. рублей.
В сопроводительных материалах к законопроекту отмечается, что в результате решений о разграничении расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предварительному прогнозу на 2012 год, в 63 субъектах Российской Федерации объем высвобождающихся средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации превысит объем передаваемых расходных обязательств в целом на 84,1 млрд. рублей. Вместе с тем, в 19 субъектах Российской Федерации прогнозируется недостаток финансовых ресурсов в объеме 3,6 млрд. рублей, который и предполагается компенсировать за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях реализации поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах задачи по стимулированию наращивания налогового потенциала субъектов Российской Федерации законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования на 2012 год в сумме 10,0 млрд. рублей на поощрение 20 субъектов Российской Федерации, обеспечивших наилучшие результаты в предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также в увеличении доходов территориальных бюджетов. Выделение указанных бюджетных ассигнований субъектам Российской Федерации предполагается осуществлять за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Нераспределенный резерв дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012 году составит 8,3 млрд. рублей.
Законопроектом предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий, являющихся эффективным инструментом решения общегосударственных задач на региональном уровне. Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В 2012 году объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации составит 482,9 млрд. рублей или 94,7% к объему 2011 года. В 2013 - 2014 годах субсидии планируются соответственно в объемах 342,9 млрд. рублей и 280,6 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что расчетная доля субсидий в общем объеме межбюджетных трансфертов будет уменьшаться с 37,9% в 2012 году, до 31,5% в 2013 году и до 27,5% в 2014 году. Также законопроектом предусматривается сокращение количества субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году до 94, в 2013 году до 70 и в 2014 году до 62 видов субсидий, против 105 видов субсидий в текущем финансовом году. Указанное снижение соответствует поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах задаче по сокращению количества межбюджетных субсидий и повышению ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за их эффективное использование.
Начиная с 2012 года субъектам Российской Федерации не будут предоставляться субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации и административных центров Московской и Ленинградской областей, а также капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов. Данная мера обусловлена тем, что финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования во всех субъектах Российской Федерации должно осуществляться из региональных дорожных фондов. Средства таких фондов будут направляться на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог общего пользования. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 179.4) объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, транспортного налога, а также иных поступлений, утвержденных законом субъекта Российской Федерации, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в 2012 году планируются в сумме 9,8 млрд. рублей, что на 0,4 млрд. ниже уровня 2011 года.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики на 2012 год предусматриваются в объеме 21,1 млрд. рублей, что ниже уровня 2011 года на 0,6 млрд. рублей.
Начиная с 2013 года, расходы на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, а также на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, будут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования в результате увеличения с 2011 года тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2%. В связи с этим, бюджетные ассигнования федерального бюджета на указанные цели в 2013 - 2014 годах не предусматриваются.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей в 2012 - 2014 годах предусматриваются на уровне 2011 года или в объеме 4,6 млрд. рублей ежегодно.
Субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в рамках федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы" в 2012 году планируются в объеме 2,1 млрд. рублей. В 2013 - 2014 годах такие субсидии предусматривается по 2,2 млрд. рублей ежегодно.
Объем субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы" составит в 2012 году 0,4 млрд. рублей.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации для поддержания экономического и социального развития коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на 2012 - 2014 годы предусмотрены в сумме 0,2 млрд. рублей ежегодно.
Субсидии на реализацию мероприятий краевой целевой программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта" на 2012 год предусматриваются в объеме 29,8 млрд. рублей, в 2013 году - 8,4 млрд. рублей.
На реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с государственной программой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года" предусматриваются субсидии в 2012 году в размере 5,7 млрд. рублей, в 2013 году - 5,8 млрд. рублей, в 2014 году - 6,1 млрд. рублей.
Субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в части подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" в 2012 году предусматриваются в сумме 2,4 млрд. рублей. В 2013 году указанные бюджетные ассигнования составят 0,98 млрд. рублей, в 2014 году - 1,0 млрд. рублей.
Законопроектом предусматриваются субсидии на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов в 2012 - 2014 годах в сумме 1,0 млрд. рублей ежегодно. Данные субсидии предоставляются на конкурсной основе не более 15 субъектам Российской Федерации, соблюдающим требования бюджетного законодательства и выполнившим условия предоставления субсидий, а также достигшим наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов за последний отчетный год и год, предшествующий отчетному.
Средства Инвестиционного фонда Российской Федерации на 2012 год предусмотрены в объеме 65,5 млрд. рублей, на 2013 год - 27,4 млрд. рублей, в 2014 году - 0,4 млрд. рублей. В текущем финансовом году бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации в объеме 63,8 млрд. рублей перераспределены и направлены на другие разделы классификации расходов федерального бюджета с целью оказания поддержки реализации инвестиционных проектов, одобренных Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение. Увеличение бюджетных ассигнований в 2012 году по сравнению с 2011 годом обусловлено внесением изменений в паспорта ряда инвестиционных проектов.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на 2012 год предусматриваются в объеме 255,3 млрд. рублей, что составляет 79,5% от уровня 2011 года. В 2013 - 2014 годах субвенции планируются соответственно в объемах 233,6 млрд. рублей и 241,4 млрд. рублей. Доля субвенций в общем объеме межбюджетных трансфертов будет увеличиваться с 20,1% в 2012 году, до 21,5% в 2013 году и до 23,7% в 2014 году.
В 2012 году количество предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета субвенций предполагается снизить до 23 против 27 в текущем году. В 2013 - 2014 годах их количество составит 21 ежегодно.
В 2013 году снижаются объемы субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения на 30,7 млрд. рублей, которые на 2012 год предусматриваются в сумме 46,5 млрд. рублей, в 2013 - 2014 годах в объеме 46,3 млрд. рублей ежегодно.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений на 2012 год предусмотрены в размере 19,2 млрд. рублей, что ниже уровня 2011 года на 1,7 млрд. рублей или на 8%. В 2013 и в 2014 годах такие бюджетные ассигнования составят 19,7 млрд. рублей и 20,0 млрд. рублей соответственно.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрены на 2012 год в объеме 13,6 млрд. рублей или 99,6% к уровню 2011 года.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения на 2012 год не предусмотрены, в связи с завершением соответствующих мероприятий.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния составят в 2012 году 6,5 млрд. рублей, что практически соответствует уровню 2011 года. В 2013 году данные субвенции составят 6,7 млрд. рублей, в 2014 году - 6,9 млрд. рублей.
Субвенции на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор России", "Почетный донор СССР" предусмотрены в 2012 году в объеме 6,4 млрд. рублей, что на 0,4 млрд. рублей выше уровня 2011 года. На 2013 и 2014 годы такие субвенции определены в объемах 6,7 млрд. рублей и 7,1 млрд. рублей соответственно.
На осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, предусмотрены субвенции в 2012 году в сумме 2,3 млрд. рублей, в 2013 и 2014 годах соответственно 2,4 млрд. рублей и 2,5 млрд. рублей.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по выплате единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрены на 2012 год в сумме 2,4 млрд. рублей или на 6% выше уровня 2011 года. В 2013 году их объем составит 2,5 млрд. рублей, в 2014 году - 2,6 млрд. рублей.
Объем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2012 - 2014 годах соответствует уровню текущего года - 4,4 млрд. рублей.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования составят в 2012 году 1,04 млрд. рублей или 98,1% к уровню 2011 года. В 2013 - 2014 годах указанные субвенции планируются в объеме 1,06 млрд. рублей ежегодно.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2012 - 2014 годах будут соответствовать уровню 2011 года - 2,2 млрд. рублей ежегодно.
Размеры субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы составят в 2012 году 18,6 млрд. рублей, что на 5,6% выше таких бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2011 году.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2012 году определены в сумме 124,2 млрд. рублей, в 2013 году - 133,5 млрд. рублей, в 2014 году - 140,3 млрд. рублей. Рост указанных субвенций в 2012 году по сравнению с 2011 годом составит 110,1%, в 2013 году к 2012 году - 107,5% и в 2014 году к 2013 году - 105,1%. При этом, согласно представленному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 - 2014 годы, рост цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и организаций ЖКХ в 2012 - 2014 годах в среднем по Российской Федерации предусматривается:
1) на природный газ, реализуемый населению в 2012 - 2014 годах, соответственно 110,4%, 115,0% и 115,0%;
2) на электроэнергию для населения в 2012 - 2014 годах соответственно 103,0%, 109,0% и 112,0%;
3) на тепловую энергию в 2012 - 2014 годах соответственно 104,8%, 111,0% и 110,0%.
Таким образом, темпы роста субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2012 году и плановом периоде значительно ниже темпов роста цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий для населения. Указанные диспропорции также усугубляются тем, что темп роста реальных располагаемых доходов населения прогнозируется в 2012 году на уровне 105,0%, в 2013 году - 104,8%, в 2014 году - 105,3 процента.
Комитет отмечает целесообразность увеличения объема субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в связи с запланированным ростом цен и тарифов на товары (услуги) естественных монополий и на услуги ЖКХ.
Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации на 2012 год предусматриваются в объеме 36,5 млрд. рублей, что составляет 69,4% от уровня 2011 года. В 2013 - 2014 годах иные межбюджетные трансферты составят 38,9 млрд. рублей и 34,9 млрд. рублей соответственно.
Расчетная доля иных межбюджетных трансфертов в общем объеме межбюджетных трансфертов в 2012 году составит 2,9%, в 2013 году - 3,6%, в 2014 году - 3,4%.
Снижение иных межбюджетных трансфертов в основном обусловлено отменой бюджетных ассигнований из федерального бюджета на обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и социальных выплат.
В рамках иных межбюджетных трансфертов на 2012 год предусмотрены бюджетные ассигнования бюджету Московской области на мероприятия по повышению пожарной безопасности торфяников в сумме 3,1 млрд. рублей, что в 2,8 раза превышает показатель 2011 года. В 2013 году указанные расходы составят 1,5 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административно-территориальных образований на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов на переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований определены в объеме 0,5 млрд. рублей ежегодно или на уровне 2011 года.
Объем межбюджетных трансфертов бюджетам ЗАТО на 2012 - 2014 годы на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований составит 2,7 млрд. рублей ежегодно, что соответствует объему таких межбюджетных трансфертов, предусмотренных на 2011 год.
Межбюджетные трансферты на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в 2012 году составят 2,54 млрд. рублей, что на 1,5% выше показателя 2011 года. В 2013 году указанные межбюджетные трансферты составят 3,8 млрд. рублей, в 2014 году - 2,1 млрд. рублей.
На поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти в 2012 - 2014 годах планируется выделять субъектам Российской Федерации 1,0 млрд. рублей ежегодно. Такие бюджетные ассигнования предполагается направлять субъектам Российской Федерации, достигшим наилучших результатов в социально-экономическом развитии в рамках оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825.
Межбюджетные трансферты бюджетам наукоградов Российской Федерации на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры предусмотрены в 2012 - 2014 годах в сумме 0,6 млрд. рублей ежегодно, что соответствует их объему в 2011 году.
Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек городов Москвы и Санкт-Петербурга в 2012 - 2014 годах предусмотрены в объеме 0,4 млрд. рублей, что соответствует уровню текущего года.
В целях оказания дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году предполагается выделить из федерального бюджета бюджетные кредиты в объеме 105,0 млрд. рублей на срок до трех лет для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, а также для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. При этом, в пределах общего объема данных бюджетных ассигнований предусматриваются бюджетные кредиты на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации в размере до 8,0 млрд. рублей и учитывается потребность субъектов Российской Федерации в рефинансировании ранее полученных из федерального бюджета бюджетных кредитов.
Плата за пользование указанными кредитами устанавливается в размере двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день заключения соответствующего соглашения, за исключением бюджетных кредитов для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией стихийных бедствий, плата за пользование которыми равна 0%.
В 2013 году планируется выделение бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета в объеме 52,0 млрд. рублей.
В текущем финансовом году объем погашенных бюджетных кредитов составит 48,5 млрд. рублей, в 2012 году - 150,9 млрд. рублей, в 2013 году - 106,6 млрд. рублей, в 2014 году - 92,9 млрд. рублей, в 2015 году - 132,9 млрд. рублей и в 2016 году - 75,2 млрд. рублей.
Комитет полагает, что осуществление значительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в части возврата и обслуживания бюджетных кредитов, в том числе, с учетом увеличивающейся платы за них, потребует от региональных властей изыскания дополнительных источников доходов территориальных бюджетов или увеличения заимствований у кредитных организаций. Проведение оптимальной долговой политики в субъектах Российской Федерации продолжает усугубляться значительными объемами государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, который на 1 сентября 2011 года составил 1 287,6 млрд. рублей, что превышает объемы долга за аналогичный период 2010 года на 223,5 млрд. рублей или на 21,0%.
Комитет отмечает, что, несмотря на ряд позитивных тенденций в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также на положительную динамику основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от предоставляемых из федерального бюджета межбюджетных трансфертов. Увеличение общих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012 - 2014 годах прогнозируется в основном за счет роста поступлений налоговых и неналоговых доходов. Удельный вес межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012 году прогнозируется на уровне 16,6%, в 2013 году - 13,4%, в 2014 году - 11,6%. Расчетная доля межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской в общем объеме расходов федерального бюджета, оцениваемая в 2011 году на уровне 12,9%, в среднесрочной перспективе будет также снижаться и составит в 2012 году - 10,1%, в 2013 году - 7,9%, а в 2014 году - 7,0%.
В этой связи, комитет полагает, что предусмотренные законопроектом объемы межбюджетных трансфертов на 2012 - 2014 годы могут быть недостаточны для исполнения как текущих, так и инвестиционных расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в следующем финансовом году и в среднесрочной перспективе.
С учетом указанных замечаний и предложений, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике рекомендует принять проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в первом чтении.
Председатель комитета |
В.В. Усачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.