Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает.
Законопроект подготовлен в соответствии с основными положениями, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах (далее - Бюджетное послание)", в котором в качестве приоритетов названы:
1) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения с 2015 года правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
2) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, стимулирование инновационного развития страны;
3) повышение отдачи от использования государственных расходов;
4) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.
В предлагаемом к рассмотрению законопроекте в целях достижения первой приоритетной задачи, поставленной в Бюджетном послании, предусматривается сохранить сложившийся в 2011 году (в процентах от ВВП) уровень расходов федерального бюджета и их снижение к 2014 году. Такой подход должен обеспечить сокращение дефицита федерального бюджета (более значительное, чем было запланировано прошлогодним бюджетом на 2012-2013 годы), некоторое сокращение ненефтегазового дефицита и позволит направить часть нефтегазовых доходов на пополнение Резервного фонда.
Для решения второй приоритетной задачи законопроектом предусматривается:
- безусловное исполнение обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
- обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
- индексация в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания судей и прокурорских работников, денежного довольствия военнослужащих, за исключением Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, в которых в 2012 году будет осуществляться реформирование денежного довольствия;
- реализация программ модернизации здравоохранения и образования;
- совершенствование боевой подготовки, реализация социальных гарантий для военнослужащих, обеспечение постоянным и служебным жильем военных;
- реформа денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, переход на финансовое обеспечение полиции с 2012 года из федерального бюджета;
- поддержка инновационного и инвестиционного развития.
Для решения задачи по повышению эффективности государственных расходов законопроектом предусматривается финансирование работ по внедрению программно-целевого принципа организации деятельности органов государственной власти и переход с 2013 года к "программному бюджету" одновременно с подготовкой проектов государственных программ Российской Федерации, которые должны быть завершены в декабре 2011 года. Решение этой приоритетной задачи планируется достичь, в том числе, путём внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными учреждениями, путём перехода от сметного финансирования к предоставлению субсидий на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг и работ.
В рамках решения четвёртой приоритетной задачи по децентрализации полномочий публично-правовых образований новым федеральным бюджетом планируется, в частности, передать субъектам Российской Федерации федеральные учреждения среднего профессионального образования, выплату пособий при устройстве детей-сирот в семью, а также полномочия в области содействия занятости населения (за исключением выплат безработным гражданам).
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на дальнейший плановый период сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы, прилагаемого к законопроекту. При подготовке законопроекта были рассмотрены три варианта условий для проведения денежно-кредитной политики государства в 2012-2014 гг. В рамках первого, пессимистичного, предполагается снижение в 2012 г. среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 75 долларов США за баррель. Вторым вариантом, положенным в основу проекта федерального бюджета, предусматривается, что в 2012 г. цена на российскую нефть может составить 100 долларов США за баррель (для справки: ниже средней цены текущего года, которая за период с января по август 2011 года составила 109,2 доллара за баррель). Третий, оптимистичный вариант развития российской экономики основывается на показателях стоимости нефти до 125 долларов США за баррель.
Согласно статье 1 законопроекта, объём валового внутреннего продукта (ВВП) в 2012 году составит 58 683,0 млрд. рублей (при уровне инфляции, не превышающем 6,0%) и 64 803,0 млрд. рублей и 72 493,0 млрд. рублей в 2013 и 2014 годах (при уровнях инфляции, не превышающих 5,5 и 5,0% соответственно). Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета за период 2012-2014 годов характеризуются следующими показателями (млрд. руб., таблица 1):
Таблица 1
Показатель |
2011 год* |
2012 год (инфляция 6%) |
2013 год |
2014 год |
ВВП |
53 471,5 |
58 683,0 |
64 803,0 |
72 493,0 |
| ||||
Доходы, всего |
11 068,6 |
11 779,9 |
12 705,9 |
14 091,8 |
%% к ВВП |
20,7 |
20,0 |
19,6 |
19,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
Расходы, всего |
11 098,5 |
12 656,4 |
13 730,6 |
14 582,9 |
%% к ВВП |
20,8 |
21,6 |
21,2 |
20,1 |
| ||||
Дефицит |
-29,9 |
- 876,6 |
-1 024,7 |
491,1 |
%% к ВВП |
0,1 |
1,5 |
1,6 |
0,7 |
* здесь и далее - оценка по состоянию на сентябрь 2011 года
Комитет отмечает, что с 2012 года по 2014 год запланирован существенный рост доходов федерального бюджета: 7,9% от 2012 года к 2013 году и 10,9% от 2013 года к 2014 году. Но при этом в указанный период предполагается снижение доходов федерального бюджета в процентах от ВВП: с 20,7% в 2011 году до 20,1% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2014 году до 19,4% к ВВП. Такая динамика объясняется в пояснительной записке к законопроекту запланированным снижением объема нефтегазовых доходов федерального бюджета в ВВП с 10,2% в 2011 году до 8,4% в 2014 году (из-за прогнозируемого снижения цены на российскую нефть), при этом ненефтегазовые доходы в 2012 году будут увеличены по сравнению с 2011 годом на 0,5% к ВВП и в 2014 году достигнут 11,0% от ВВП.
Расходы федерального бюджета также имеют тенденцию к снижению: с 21,6 до 20,1% ВВП. За счёт этого планируется обеспечить более значительное, по сравнению с прошлогодним бюджетом, снижение дефицита ВВП: в 2012 и 2013 годах он должен составить 1,5% и 1,6% соответственно (в прошлогоднем бюджете планировалось 3,1% и 2,9% соответственно), а в 2014 году - 0,7%. Комитет обращает внимание на следующий показатель таблицы 1: ожидаемое значение дефицита федерального бюджета в 2011 году (0,1%) значительно ниже прогнозируемых значений для последующих трёх лет, что позволяет сделать вывод об излишней пессимистичности запланированных на указанный период показателей.
В то же время в качестве положительного факта Комитет отмечает, что законопроектом запланировано некоторое изменение структуры российской экономики с целью снижения её зависимости от сырьевой конъюнктуры. В частности, ненефтегазовые доходы бюджета в предстоящий период увеличатся и в абсолютных, и в относительных цифрах: их доля вырастет с 53% в 2012 году до 57% в 2014 году (в 2011 году их доля запланирована на уровне 51%). При этом Комитет отмечает, что увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 г. по отношению к 2011 г. будет связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам. Основная часть (около 90%) прогнозируемых доходов федерального бюджета в целом будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (31-34%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).
Комитет обращает внимание, что объём Резервного фонда, который в 2011 году должен достигнуть, как ожидается, своего минимума в 775,2 млрд. рублей, в последующие три года планируется резко увеличить: до 1 658,5 млрд. рублей в 2012 году и 2 220,0 и 2 810,1 млрд. рублей в 2013 и 2014 годах соответственно. Объём Фонда национального благосостояния за эти годы существенно меняться не станет и будет находиться на уровне 2 650 млрд. рублей. Однако при этом с 2012 года в доход федерального бюджета будут зачисляться доходы от управления средствами этих фондов, тогда как ранее имела место норма о направлении этих доходов на пополнение самих фондов (её действие приостановлено до 1 февраля 2014 года Федеральным законом от 30 сентября 2010 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс и иные законодательные акты Российской Федерации", который предусматривает также её продление при необходимости до 1 февраля 2015 года).
Дефицит федерального бюджета в предстоящий трёхлетний период планируется покрывать за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. В частности, государственные заимствования в 2012, 2013 и 2014 годах составят 1 346,3, 1 329,9 и 1 246,4 млрд. рублей соответственно (для сравнения в 2011 году 1 077,3 млрд. рублей), а от приватизации - 300,0, 380,0 и 475,0 млрд. рублей (174,3 млрд. рублей) соответственно.
Структура расходов федерального бюджета характеризуется следующими данными (таблица 2, млрд. руб.):
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
Таблица 2
|
2011 год* |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
%% к пред. году |
%% к пред. году |
%% к пред. году |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ВСЕГО |
11 027,1 |
12 656,4 |
114,8 |
13 730,6 |
108,5 |
14 582,9 |
106,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Национальная оборона |
1 537,4 |
1 853,3 |
120,5 |
2 329,4 |
125,7 |
2 737,4 |
117,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 242,1 |
1 822,0 |
147,4 |
1 981,3 |
108,8 |
2 072,5 |
104,7 |
Национальная экономика |
1 784,9 |
1 797,2 |
100,7 |
1 720,5 |
95,7 |
1 653,0 |
96,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
234,1 |
136,0 |
58,1 |
104,3 |
76,7 |
73,8 |
70,8 |
Охрана окружающей среды |
17,6 |
21,7 |
123,3 |
22,6 |
104,2 |
23,6 |
104,7 |
Образование |
560,0 |
603,5 |
107,8 |
558,9 |
92,6 |
499,5 |
89,4 |
Культура, кинематография |
88,0 |
86,2 |
98,0 |
84,6 |
98,1 |
82,7 |
97,8 |
Здравоохранение |
503,7 |
551,1 |
109,4 |
503,3 |
91,3 |
461,8 |
91,8 |
Социальная политика |
3 135,3 |
3 895,9 |
124,3 |
4 155,3 |
106,7 |
4 163,6 |
100,2 |
Физическая культура и спорт |
44,0 |
40,8 |
92,8 |
40,3 |
98,7 |
27,7 |
68,8 |
Средства массовой информации |
61,3 |
73,5 |
120,0 |
70,6 |
96,0 |
65,5 |
92,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
388,4 |
110,8 |
482,3 |
124,2 |
579,2 |
120,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
623,4 |
553,9 |
88,9 |
503,0 |
90,8 |
494,7 |
98,3 |
Комитет отмечает, что, с учетом межбюджетных трансфертов, наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная сфера. Однако значительное увеличение расходов по разделу "Социальная политика" в 2012 году по сравнению с 2011 годом сопровождается резким снижением в последующие два года темпа роста расходов в указанной сфере (рост в 2014 году относительно 2013 года только на 0,2%).
Расходы по разделу "Национальная оборона" представлены в таблице 3 (млрд. рублей):
Таблица 3
Показатель |
2011 год, млн. рублей |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
||
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Национальная оборона |
1 537 443,8 |
1 853 344,1 |
120,5 |
2 329 419,1 |
125,7 |
2 737 445,9 |
117,5 |
в том числе подразделы: |
|
|
|
|
|
|
|
Вооруженные Силы Российской Федерации |
1 140 915,0 |
1 423 968,0 |
124,8 |
1 846 506,7 |
129,7 |
2 151 183,1 |
116,5 |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
6 699,8 |
7 315,6 |
109,2 |
7 306,5 |
99,9 |
7 372,3 |
100,9 |
Мобилизационная подготовка экономики |
4 895,1 |
4 895,1 |
100,0 |
4 895,1 |
100,0 |
4 895,1 |
100,0 |
Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности |
420,7 |
410,5 |
97,6 |
420,5 |
102,4 |
436,2 |
103,7 |
Ядерно-оружейный комплекс |
26 968,0 |
27 475,0 |
101,9 |
30 299,0 |
110,3 |
33 335,0 |
110,0 |
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
4 447,1 |
4 494,1 |
101,1 |
4 603,7 |
102,4 |
4 776,0 |
103,7 |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
161 346,0 |
163 080,2 |
101,1 |
201 741,4 |
123,7 |
240 526,0 |
119,2 |
Другие вопросы в области национальной обороны |
191 752,1 |
221 705,7 |
115,6 |
233 646,2 |
105,4 |
294 922,1 |
126,2 |
В качестве положительной тенденции по этому разделу Комитет отмечает запланированное законопроектом увеличение объёма расходов по разделу "Национальная оборона" - сферы деятельности, являющейся наиболее крупным потребителем продукции оборонно-промышленного комплекса (ОПК): 1 853,3 млрд. рублей в 2012 году (увеличение на 20,5% по сравнению с 2011 годом, 2 329,4 млрд. рублей в 2013 году (увеличение на 25,7%) и до 2 737,4 млрд. рублей в 2014 году (рост на 17,5%). Однако при этом Комитет обращает внимание на постоянные проблемы с размещением государственного оборонного заказа и выделением запланированных расходов, что отрицательно сказывается на работе предприятий-исполнителей, смежных производств и снижает экономические показатели страны в целом.
В подразделе "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" раздела "Национальная оборона" обращает на себя внимание резкое снижение расходных обязательств бюджета по Федеральным целевым программа Министерства обороны на период 2012-2014 годов. Они определяются следующими показателями: 2011 год - 4 048,1 (ожидаемое значение), 2012 год - 1 211,9 (снижение на 70,1% по отношению к 2011 году), 2013 год - 864,4 (снижение на 28,7% по отношению к 2012 году) и 2012 год - 920,2 (повышение на 6,5% по отношению к 2013 году). Кроме того, на научные исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники в рамках государственного оборонного заказа в 2012 году предусматривается выделить средства в сумме 5 900,0 млн. рублей, в 2013 году - 5 400,0 млн. рублей (снижение на 8,5%) и в 2014 году - 4 900,0 млн. рублей (снижение на 9,3%). Более детальная оценка расходов по разделу "Национальная оборона" будет представлена Комитетом при подготовке заключения к заседанию Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные законопроектом по разделу "Национальная экономика", направляются, в том числе, на финансирование работ по следующим направлениям, важным с точки зрения обеспечения работы промышленных предприятий и устойчивого развития экономики страны: исследование и использование космического пространства, обеспечение единства измерений, содействие развитию обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства, обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры, навигационно-гидрографического обеспечения, осуществление государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, государственное регулирование инвестиционной деятельности, реструктуризация угольной промышленности
Ассигнования по разделу "Национальная экономика" характеризуются следующим образом (таблица 4, млн. руб.):
Таблица 4
Показатель |
2011 год, млн. рублей |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
||
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Национальная экономика |
1 784 867,5 |
1 797 188,0 |
100,7 |
1 720 539,6 |
95,7 |
1 652 997,3 |
96,1 |
в том числе подразделы: |
|
|
|
|
|
|
|
Подраздел "Общеэкономические вопросы" |
96 753,3 |
25 290,4 |
26,1 |
24 605,4 |
97,3 |
21 763,2 |
88,4 |
Подраздел "Топливно-энергетический комплекс" |
42 546,3 |
46 316,6 |
108,9 |
18 714,9 |
40,4 |
3 194,4 |
17,1 |
Подраздел "Исследование и использование космического пространства" |
23 019,7 |
34 148,1 |
148,3 |
33 933,6 |
99,4 |
30 003,6 |
88,4 |
Подраздел "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" |
22 253,9 |
29 206,6 |
131,2 |
36 357,0 |
124,5 |
43 511,1 |
119,7 |
Подраздел "Сельское хозяйство и рыболовство" |
143 038,2 |
149 595,3 |
104,6 |
137 164,0 |
91,7 |
145 654,3 |
106,2 |
Подраздел "Водное хозяйство" |
15 620,0 |
21 701,9 |
138,9 |
23 911,0 |
110,2 |
22 122,2 |
92,5 |
Подраздел "Лесное хозяйство" |
34 515,1 |
27 404,1 |
79,4 |
29 442,9 |
107,4 |
30 238,4 |
102,7 |
Подраздел "Транспорт" |
269 354,2 |
302 831,3 |
112,4 |
244 813,6 |
80,8 |
194 021,8 |
79,3 |
Подраздел "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" |
366 852,2 |
392 047,5 |
106,9 |
450 094,3 |
114,8 |
477 764,2 |
106,1 |
Подраздел "Связь и информатика" |
43 864,8 |
46 576,3 |
106,2 |
42 682,1 |
91,6 |
37 776,6 |
88,5 |
Подраздел "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" |
185 014,7 |
232 321,0 |
125,6 |
266 757,3 |
114,8 |
237 040,1 |
88,9 |
Подраздел "Другие вопросы в области национальной экономики" |
542 035,1 |
489 748,8 |
90,4 |
412 063,5 |
84,1 |
409 907,4 |
99,5 |
Комитет отмечает запланированную Правительством тенденцию к снижению ассигнований практически по всем подразделам раздела "Национальная экономика" в 2013 и 2014 годах: в целом по разделу на 76,65 млрд. руб. в 2013 году и ещё на 67,54 млрд. руб. в 2014 году, что не позволит в должном объёме оказать необходимую поддержку по всем входящим в данный раздел направлениям деятельности. Снижение финансирования по указанному разделу происходит на фоне увеличения общих расходов федерального бюджета: на 2012 год рост по разделу составит всего 0,7%, тогда как общие расходы увеличатся на 14,8%. На 2013 год запланировано снижение на 4,3% (относительно 2012 года), тогда как рост общих расходов составит 8,5%. Снижение финансирования в 2014 году по этому разделу достигнет 4,9%, тогда как расходы возрастут на 6,2%.
В целях увеличения конкурентных преимуществ российской продукции Правительство планирует осуществлять реализацию промышленной политики, включающей в себя совершенствование действующих мер таможенного и тарифного регулирования, субсидирования технологического перевооружения предприятий и стимулирования спроса (государственный заказ, поддержка спроса на автомобили и сельхозтехнику). Финансирование конкретных мероприятий по этому направлению будет осуществляться с началом реализации с 2013 года государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", по которой в законопроекте имеет место существенная тенденция к снижению финансирования, что негативно скажется на реализации таких государственных программ, как "Развитие авиационной промышленности" и "Развитие судостроительной промышленности", о чём будет сказано ниже.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, индекс промышленного производства будет расти незначительными темпами: с учётом инфляции реальный рост составит 3,4% в 2012 году, 3,9% в 2013 году и 4,2% в 2014 году.
Динамика роста производства машиностроительного комплекса в плановый период будет характеризоваться следующими показателями: "Производство машин и оборудования" - 107,3, 108,9 и 110,3% в 2012, 2013 и 2014 годах соответственно, "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" - 106,9, 107,2 и 106,4% в 2012, 2013 и 2014 годах соответственно, "Производство транспортных средств и оборудования" - 110,2, 112,3 и 111,4 в 2012, 2013 и 2014 годах соответственно.
Положительное влияние на рост производства машиностроительного комплекса могут оказать запланированная законопроектом реализация комплекса мер таможенно-тарифной политики в отношении импортируемой продукции, а также реализации мероприятий Правительства Российской Федерации по стимулированию спроса на отдельные товары российского производства и повышению их конкурентоспособности. Но при этом, исходя из "Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", Комитет делает вывод, что увеличение инвестиционной активности, учитывая имеющиеся ограничения в развитии высокотехнологичных секторов экономики, приведёт к значительному увеличению темпов роста объемов импорта в целом по машиностроительному комплексу, которое превысит темпы развития внутреннего производства машиностроительной продукции. В связи с этим объем импорта товаров инвестиционного спроса увеличится более существенно, чем производство в отечественном машиностроительном комплексе.
Комитет отмечает также наличие ряда других неблагоприятных факторов, которые могут привести к снижению динамики развития машиностроительного комплекса:
завершение реализации ряда мер государственной поддержки стимулирования спроса на продукцию отдельных секторов машиностроительного комплекса и высокотехнологичных предприятий (например, в части автомобилестроения);
постоянное отставание процессов развития механизмов реализации продукции, в том числе совершенствования механизмов кредитования и лизинга, от реальных потребностей промышленных предприятий;
продолжающееся снижение ценовой разницы между импортной и российской продукцией при недостаточно быстром повышении качества последней;
низкая эффективность мероприятий, направленных на развитие производства импортозамещающей продукции;
возможное неблагоприятное для машиностроительного комплекса изменение внутренней и внешней рыночной конъюнктуры при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и формировании Единого экономического пространства.
Комитет отдельно отмечает неисполнение положения Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, которым планировался переход к 2012 году к программно-целевому принципу представления федерального бюджета. Согласно пояснительной записке, этот переход теперь планируется осуществить в 2013 году. Распределение бюджетных ассигнований по проектам государственных программ Российской Федерации на 2012 год и на последующий плановый период представлено только в виде отдельного приложения в материалах к законопроекту. Согласно этому приложению, финансирование госпрограмм планируется осуществлять следующим образом (таблица 5, млн. рублей):
Распределение бюджетных ассигнований по проектам государственных программ Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Таблица 5
Наименование госпрограммы |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
ВСЕГО по указанным программам |
1 317 600,0 |
1 263 900,0 |
1 225 600,0 |
151 673,4 |
111 554,3 |
108 843,0 |
|
Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности |
58 401,5 |
47 830,2 |
32 632,2 |
Развитие авиационной промышленности |
57 527,1 |
56 279,8 |
42 087,6 |
Развитие судостроительной промышленности |
22 308,1 |
23 495,0 |
22 286,1 |
Развитие фармацевтической и медицинской промышленности |
9 075,0 |
15 784,0 |
17 454,0 |
Развитие атомного энергопромышленного комплекса |
107 508,4 |
116 916,7 |
116 252,0 |
Информационное общество (2011-2020 годы) |
131 509,3 |
120 868,9 |
112 432,7 |
Развитие транспортной системы |
655 894,7 |
663 628,4 |
666 527,1 |
Развитие внешнеэкономической деятельности |
71 567,8 |
68 708,8 |
68 001,1 |
Развитие лесного хозяйства |
27 306,5 |
29 478,0 |
30 498,2 |
Энергоэффективность и развитие энергетики |
24 988,8 |
9 325,6 |
8 722,1 |
Комитет обращает внимание, что абсолютные и относительные показатели роста ВВП за плановый период (таблица 1) характеризуются достаточно высокими значениями: за 2011 год ВВП составит 53 471,5 млрд. рублей (оценка), 2012 год - 58 683,0 млрд. рублей (рост на 9,7% к 2011 году), 2013 год - 64 803,0 (на 10,4% к 2012 году) и 2014 год - 72 493,0 (на 11,9% к 2013 году).
В связи Комитет обращает внимание на необходимость существенного увеличения финансирования большинства госпрограмм, являющихся критическими для развития промышленности Российской Федерации. В частности, расходы, запланированные на госпрограмму "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности", составят в 2012 году только 0,46% от общего объёма представленных в таблице 1 расходов федерального бюджета в указанном году и будут иметь дальнейшую тенденцию к снижению до 3,5% в 2013 году и 0,22% в 2014 году.
Для расходов, запланированных на госпрограмму "Развитие авиационной промышленности", показатели также неблагоприятные: 0,45% от всех расходов бюджета в 2012 году, 0, 41% в 2013 году и 0,29% в 2014 году. Для расходов, запланированных на госпрограмму "Развитие судостроительной промышленности": 0,18% в 2012 году, 0,17% в 2013 году и 0,15% в 2014 году. Даже для такой важнейшей с точки зрения экономического развития страны госпрограммы, как "Экономическое развитие и инновационная экономика", эти показатели имеют тенденцию к снижению и характеризуются следующим образом: 1,2% в 2012 году, 0,81% в 2013 году и 0,75% в 2014 году.
В целом тенденция к уменьшению доли финансирования относительно всех расходов федерального бюджета сохраняется по всем представленным в таблице 5 госпрограммам: 10,4% от всех расходов бюджета в 2012 году, 9,2% в 2013 году и 8,4% в 2014 году. При этом Комитет дополнительно обращает внимание на запланированные значения показателя инфляции на период 2012-2014 годов - 6,0; 5,5 и 5,0% соответственно, что ещё более ухудшает состояние с финансированием рассмотренных выше госпрограмм.
Учитывая изложенное выше, Комитет Государственной Думы по промышленности рекомендует проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, к принятию в первом чтении, при условии, что замечания и предложения Комитета будут учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.