Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту
по проекту федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по транспорту рассмотрел проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается утвердить на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов общий объем бюджетных ассигнований, ведомственную структуру расходов федерального бюджета, а также распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета.
Разработчики Законопроекта отмечают, что формирование проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов осуществлялось в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными учреждениями.
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации Законопроект содержит все показатели федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Основные характеристики представленного проекта федерального бюджета свидетельствуют о сохранении заложенной в предыдущем бюджете тенденции последовательного снижения планируемых доходов, которые составят: в 2012 году - 20,1% ВВП, в 2013 году - 19,6% ВВП и в 2014 году - 19,4% ВВП. Данное обстоятельство объясняется авторами Законопроекта снижением объемов нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,2% ВВП в 2011 году до 8,4% ВВП в 2014 году по причине прогнозируемого снижения цены на нефть марки "Юралс" и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а также более низкого темпа роста курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи нефти по сравнению с темпами роста ВВП.
С учетом последовательного снижения планируемых доходов Законопроект предусматривает поэтапное снижение расходной части федерального бюджета: в 2012 году расходы составят 21,6% ВВП, в 2013 году - 21,2% ВВП и в 2014 году - 20,1% ВВП.
Примечательно, что темпы снижения доходной части бюджета превышают планируемое снижение расходной части федерального бюджета, что с неизбежностью ведет к формированию его дефицита. Согласно Законопроекта дефицит федерального бюджета планируется: в 2012 году - в размере 1,5% ВВП, в 2013 году - 1,6% ВВП, в 2014 году - 0,7% ВВП.
Финансирование дефицита федерального бюджета предполагается осуществлять преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. Так, предполагается, что государственные заимствования в 2012 году составят 1346,3 млрд. рублей, в 2013 году - 1329,9 млрд. рублей, в 2014 году - 1246,4 млрд. рублей. Приватизация, по планам авторов Законопроекта, должна принести доход в размере: в 2012 году - 300,0 млрд. рублей, в 2013 году - 380,0 млрд. рублей и в 2014 году - 475,0 млрд. рублей.
Анализ динамики расходов федерального бюджета по подразделу "Транспорт" раздела "Национальная экономика" свидетельствует, что в 2012 году расходы на содержание и развитие транспортного комплекса страны будут увеличены и составят 112,4% по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем, в последующем транспортные расходы будут последовательно сокращаться: в 2013 году - 80,8% от объема финансирования предыдущего года, а в 2014 году - 79,3%.
Следует также отметить, что в 2012 году субсидии на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда отечественного производства, получаемые российскими авиакомпаниями от российских лизинговых компаний по договорам лизинга в 2002 - 2010 годах, и части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2002 - 2005 годах на приобретение российских воздушных судов предполагается снизить до уровня 80,0% от бюджетных средств, выделенных на данные цели в 2011 году.
Субсидии на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров - жителей Калининградской области из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении также претерпят изменения в сторону уменьшения и составят всего 57,1% от уровня финансирования в 2011 году.
В соответствии со статьями 170 и 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление федерального бюджета основывается на Бюджетном послании Президента Российской Федерации, определяющем основные направления и ориентиры бюджетной политики на плановый период.
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах отмечает, что в ближайшие годы в России должна быть сформирована "новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на ... качественной ... производственной инфраструктуре".
Вместе с тем, финансирование по разделу "Национальная экономика" в 2012 году фактически остается на уровне 2011 года - 100,7% по сравнению с предыдущим годом, в то время как финансирование по разделу "Национальная оборона" планируется увеличить до размера 120,5% по сравнению с предыдущим годом, а по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" - до 147,5%.
В дальнейшем по разделу "Национальная экономика" планируется последовательное снижение финансирования. Так, в 2013 году уровень финансирования составит 95,7% от уровня финансирования предыдущего года, а в 2014 году - 96,1%.
Видится, что такой подход к финансированию национальной экономики позволяет поставить вопрос о реальности планов по достижению целевых показателей, обозначенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
Бюджетное послание Президента Российской Федерации предусматривает также повышение эффективности бюджетных расходов (государственных инвестиций). В соответствии с обозначенными целевыми ориентирами Правительству Российской Федерации необходимо обратить внимание на формирование системы мониторинга эффективности бюджетных расходов. В данной связи Комитет отмечает настоятельную потребность в разработке и внедрении системы оценки эффективности использования средств федерального бюджета, передаваемых государственным корпорациям и, в частности, Государственной компании "Автодор", в связи с весьма низкой степенью прозрачности их использования, отсутствием критериев оценки эффективности их функционирования, а также отсутствием прямого контроля за их деятельностью со стороны компетентных федеральных органов исполнительной власти.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по транспорту, поддерживая в целом концепцию проекта федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении, а Правительству Российской Федерации, как разработчику Законопроекта, ускорить процесс разработки и законодательного закрепления системы мониторинга эффективности бюджетных расходов.
Председатель Комитета |
С.Н. Шишкарёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.