Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" - вносит Правительство Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30.09.2011 года (выписка из протокола N 301 п. 1.) в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в пределах компетенции рассмотрен проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в целом отвечает основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах, в частности, таким, как улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, стимулирование инновационного развития страны, безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, обеспечение сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Законопроектом в соответствии с требованиями статей 184.1, 205 и 207 Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагается, в частности, утвердить на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов:
- общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств;
- ведомственную структуру расходов федерального бюджета в приложениях 6-11;
- распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в приложениях 12-15;
- распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию долгосрочных (федеральных) целевых программ в приложениях 18-23.
Макроэкономические показатели федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов
С учетом того, что в 2012 - 2014 годах планируется превышение расходов федерального бюджета над доходами, в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации рассматриваемым проектом федерального закона утверждается дефицит федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Так, например, утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2012 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 58 683,0 млрд. рублей (в 2011 - 50 389, 9 млрд. руб.) и уровня инфляции, не превышающего 6,0 процента (декабрь 2012 года к декабрю 2011 года, как и за 2011 год):
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 11 779 855 206,0 тыс. рублей (в 2011 - 10 303 412 278, 0 тыс. руб.);
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 12 656 443 993,1 тыс. рублей (в 2011 - 11 022 477 366, 9 тыс. руб).
Для решения задачи по сокращению дефицита федерального бюджета и, соответственно, подготовке к введению с 2015 года фискальных правил формирование основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов осуществлялось исходя из сохранения, в основном, сложившегося в 2011 году уровня расходов федерального бюджета (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов) в процентах к ВВП и его снижения в 2014 году.
Такой подход обеспечивает сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе - по сравнению с ранее утвержденными на 2012-2013 годы параметрами, некоторое сокращение ненефтегазового дефицита и сбережение части нефтегазовых доходов в Резервном фонде.
В 2012-2014 годах планируется перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов.
Прогноз объема Резервного фонда (млрд. рублей)
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Объем Резервного фонда на начало года |
4 027,6 |
1 830,5 |
775,2 |
1 658,5 |
2 220,0 |
2 810,1 |
%% к ВВП |
10,4 |
4,1 |
1,5 |
2,8 |
3,4 |
3,9 |
Курсовая разница |
253,6 |
-61,3 |
-27,3 |
49,2 |
19,2 |
179,8 |
Пополнение средств Резервного фонда* |
693,5 |
|
910,6 |
512,3 |
570,9 |
957,3 |
Использование средств Резервного фонда |
-3 144,3 |
-994,0 |
|
|
|
|
Объем Резервного фонда на конец года |
1 830,5 |
775,2 |
1 658,5 |
2 220,0 |
2 810,1 |
3 947,2 |
%% к ВВП |
4,7 |
1,7 |
3,1 |
3,8 |
4,3 |
5,4 |
Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.
Прогноз объема Фонда национального благосостояния (млрд. рублей)
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Объем Фонда национального благосостояния на начало года |
2 584,5 |
2 769,0 |
2 695,5 |
2 604,3 |
2 659,9 |
2 668,7 |
%% к ВВП |
6,7 |
6,2 |
5,1 |
4,4 |
4,1 |
3,7 |
Поступления и курсовая разница |
184,5 |
-71,0 |
-87,9 |
63,2 |
18,8 |
139,9 |
Использование средств Фонда национального благосостояния (софинансирование пенсионных накоплений) |
- |
-2,5 |
-3,4 |
-7,5 |
-10,0 |
-10,0 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года |
2 769,0 |
2 695,5 |
2 604,3 |
2 659,9 |
2 668,7 |
2 798,7 |
%% к ВВП |
7,1 |
6,0 |
4,9 |
4,5 |
4,1 |
3,9 |
В существующих условиях финансирование дефицита федерального бюджета, согласно положениям рассматриваемого законопроекта, будет осуществляться преимущественно за счет:
1) государственных заимствований;
2) средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель |
2011 год |
Прогноз |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего источников |
937,1 |
1 381,4 |
1 585,7 |
1 438,4 |
Государственные заимствования, всего |
1 077,3 |
1 346,3 |
1 329,9 |
1 246,4 |
Приватизация |
174,3 |
300,0 |
380,0 |
475,0 |
Иные источники |
-314,5 |
-264,9 |
-124,2 |
-283,0 |
Таким образом, макроэкономические показатели могут быть представлены в виде следующей сводной таблицы:
Основные характеристики |
2011 (оценка) |
2012 (проект) |
2013 (проект) |
2014 (проект) |
Доходы |
11 068,6 млрд. руб. |
11 779, 8 млрд. руб. |
12 705,9 млрд. руб. |
14 091,8 млрд. руб. |
Расходы |
11 027,1 млрд. руб. |
12 656, 4 млрд.. руб. (+14,8%) |
13 730,6 млрд. руб. (+8, 5%) |
14 582,9 млрд. руб. (6, 2%) |
Дефицит |
29, 9 млрд. руб. (0, 1% ВВП) |
876, 6 млрд. руб. (1, 5% ВВП) |
1 024,7 млрд. руб. (1, 6% ВВП) |
491,1 млн. руб.
(0, 7% ВВП) |
Верхний предел внешнего долга |
|
48,4 млрд. долларов США |
59,4 млрд. долларов США |
69,0 млрд. долларов США |
Верхний предел внутреннего долга |
|
6 330, 8 млрд. руб. |
7 873 2 млрд. руб. |
9 221, 7 млрд. рублей |
Объем ВВП |
|
58 683,0 млрд. руб. |
64 803,0 млрд. рублей |
72 493,0 млрд. рублей |
Уровень инфляции |
6, 5 |
6, 0 |
5,5 |
5, 0 |
По сравнению с 2011 годом в 2012 году объем доходов федерального бюджета увеличится на 711,2 млрд. руб. или на 9% и составит 11 779 855 206,0 тыс. рублей. При этом в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов" доходы федерального бюджета на 2012 год прогнозировались в размере 9 503 469,2 тыс. руб.
Таким образом, темп роста доходов федерального бюджета несколько замедлился в сравнении с прошлым годом (11, 2%). В 2013 году рост доходов продолжится. Прирост составит 926, 1 млрд. руб., в 2014 году - 1385, 9 млрд. руб.
В целом за трехлетний период ситуация с доходами и расходами федерального бюджета будет таковой:
доходы составят 38 577, 5 млрд. руб.
расходы составят 40 969, 9 млрд. руб.
дефицит - 2 392, 4 млрд. руб.
Совокупный доход федерального бюджета 2012-2014 годы на 11865, 8 млрд. руб. превысит показатель прошлого трехлетнего периода (2009-2011 г.г.)
В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета в процентах к ВВП (с 20,7% в 2011 году до 20,1% в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП).
Такая динамика обусловлена снижением объема нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,2% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,5% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.
Законопроектом устанавливается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов в 2012-2014 годах в общем объеме доходов, с одновременным увеличением доли ненефтегазовых доходов.
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено снижением цены на нефть марки "Юралс" и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а также более низкими темпами роста курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи нефти по сравнению с темпами роста ВВП.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета в процентах к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
Законопроектом предложено изменение распределения расходной части бюджета между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
Так, одним из нововведений, предусмотренных проектом федерального закона, является следующее.
В рамках проводимой работы по децентрализации полномочий публично-правовых образований при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (в рамках перевода с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень) планируется:
- передать субъектам Российской Федерации полномочия по выплате пособий при устройстве детей-сирот в семью;
- исходить из того, что финансовое обеспечение содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях будет осуществляться за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение полиции.
Данное предложение не может быть оценено положительно в связи с тем, что такой подход к разграничению полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации является не в полной мере соответствующим принципиальным государственно-правовым подходам к определению Российской Федерации как социального государства. За последнее десятилетие с федерального уровня на региональный было передано большинство полномочий по реализации социальной политики государства, по выплате пособий, компенсаций и установлению иных мер социальной поддержки различных категорий граждан. К сожалению, это в полной мере справедливо и для сферы защиты семьи, материнства и детства.
Кроме того, в пояснительной записке к законопроекту не содержится достаточных обоснований данного решения, в частности - отсутствуют финансовые расчеты, наглядно демонстрирующие достаточность средств в субъектах Российской Федерации на реализацию возлагаемого полномочия.
Расходы на социальную поддержку семей с детьми, материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
Расходы федерального бюджета на социальную поддержку семей с детьми, на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета. Поэтому для анализа динамики расходов федерального бюджета на эти цели ассигнования, связанные с социальной поддержкой семьи, материнства, в связи с рождением и воспитанием детей, сведены в отдельную таблицу. В ней представлены только прямые расходы на эти цели. В основном указанные расходы отнесены к следующим разделам: "Образование", "Здравоохранение" "Социальная политика", "Межбюджетные трансферты".
Структура и динамика расходов федерального бюджета по некоторым разделам классификации расходов (млрд. руб.)
|
2011 год* |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
%% к предыдущему году |
%% к предыдущему году |
%% к предыдущему году |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ВСЕГО |
11 027,1 |
12 656,4 |
114,8 |
13 730,6 |
108,5 |
14 582,9 |
106,2 |
Условно утвержденные |
|
|
|
343,3 |
|
833,6 |
|
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
11 027,1 |
12 656,5 |
114,8 |
13 387,4 |
105,8 |
13 749,4 |
102,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Образование |
560,0 |
603,5 |
107,8 |
558,9 |
92,6 |
499,5 |
89,4 |
Здравоохранение |
503,7 |
551,1 |
109,4 |
503,3 |
91,3 |
461,8 |
91,8 |
Социальная политика |
3 135,3 |
3 895,9 |
124,3 |
4 155,3 |
106,7 |
4 163,6 |
100,2 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
623,4 |
553,9 |
88,9 |
503,0 |
90,8 |
494,7 |
98,3 |
Динамика прямых расходов федерального бюджета в 2011 - 2013 годах на поддержку семей с детьми, материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
(в сравнении с 2011 г.) млрд. руб
Виды расходов |
2011 г. |
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2014 г. проект |
прирост (сокращение) 2012 г. к 2011 г. |
прирост (сокращение) 2014 г. к 2011 г. |
1. Субсидии на оздоровление детей (млрд. руб.) |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
4,6 |
0,0 |
0,0 |
2.Перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов. |
0,047 |
0,047 |
0,047 |
0,047 |
0,0 |
0,0 |
3. Федеральная целевая программа "Жилище", подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (млрд. руб.) |
4,9 |
4,97 |
3,5 |
3,5 |
0,0 |
- 1,4 |
4. Содержание ребенка в семье опекуна, приемной семье (млрд. руб). |
6,17 |
Передано на финансирование регионам за счет высвобождения средств на расходы на обеспечение полиции |
Передано на финансирование регионам за счет высвобождения средств на расходы на обеспечение полиции |
Передано на финансирование регионам за счет высвобождения средств на расходы на обеспечение полиции |
- |
- |
5. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения |
6.2 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
- |
- |
6. Субвенции на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
+0,1 |
+0,2 |
7. Трансферты Фонду социального страхования на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию |
49,3 |
52,3 |
55,1 |
57,9 |
+ 3,0 |
+8,6 |
8. Трансферты Фонду социального страхования на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
5,7 |
6,0 |
6,3 |
6,6 |
0,3 |
0,9 |
9. Трансферты Фонду социального страхования на выплату пособий по беременности и родам |
|
0,29 |
0,29 |
0,29 |
- |
- |
10. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
|
0,002 |
0,002 |
0,002 |
- |
- |
11. Трансферты Фонду социального страхования на ежемесячное пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации, вследствие радиационных авария и ядерных испытаний |
2,7 |
3, 2 |
3, 37 |
3, 56 |
+ 0,5 |
0,0 |
12. Трансферты Фонду социального страхования на единовременное пособие при рождении ребенка |
|
11,0 |
11,0 |
11,0 |
- |
- |
13. Трансферты Фонду социального страхования на ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
|
28,1 |
28,1 |
28,1 |
- |
- |
14. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву |
2,1 |
2,4 |
2,5 |
2.6 |
+0,3 |
+0,5 |
15. Единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
- |
- |
16. Трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала |
120.8 |
162,7 |
164,1 |
171,3 |
+ 43,8 |
+50,5 |
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО в целом: (с материнским капиталом) |
203,7 |
283,3 |
285,3 |
296,1 |
+79,6 |
+92,4 |
На основании изложенного в настоящем заключении, Комитет считает возможным сделать следующие выводы:
1. Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в целом соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах.
2. Учитывая, что рассматриваемым проектом федерального закона утверждается дефицит федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, тем не менее, ранее достигнутый уровень социальной защищенности всех категорий граждан сохраняется, поскольку обязательства государства перед которыми по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения должны неукоснительно соблюдаться.
3. Законопроектом утверждаются положения, согласно которым предполагается начать восстановление использованных в период кризиса средств Резервного фонда. Полагаем, что в случае развития пессимистического сценария это позволит минимизировать тяжелые социально-экономические последствия возможных негативных воздействий на экономику Российской Федерации в ближайшие годы.
4. Ассигнования федерального бюджета на поддержку материнства, отцовства и детства, в целом увеличены, в сравнении с 2011 годом. С учетом затрат на предоставление материнского (семейного) капитала эти расходы предлагается увеличить за три года - 2012-2014 - на 12,8 млрд. рублей. А по сравнению с 2011 годом в 2014 году они возрастут на 79,6 млрд. рублей.
5. Принимая во внимание ограниченные ресурсные возможности дефицитного федерального бюджета 2012-2014 годов, Комитет полагает необходимым обратить внимание на то, что продолжающееся относительно скудное финансирование соответствующих сфер не может способствовать дальнейшему серьезному улучшению демографической ситуации в стране, при наличии ситуации, характеризующуюся возможным скорым спадом рождаемости. В ряде случаев размер ассигнований из федерального бюджета не предполагается изменять в течение всего наступающего трехлетнего периода. Это может привести к понижению реального уровня социальной защищенности с учетом роста цен и инфляции.
6. Средства на предоставление материнского (семейного) капитала в рассматриваемом законопроекте по сравнению с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов" увеличены: со 120,8 млрд. рублей в 2011 году до 171 млрд. рублей - 2014 году. Такое увеличение связано с двумя факторами. Первый - это повышение размера материнского (семейного) капитала - его индексация. Статьей 10 рассматриваемого проекта федерального закона в 2012 году размер его предлагается установить на уровне 387 640,4 рубля.
Таким образом, с начала действия Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" к 2012 году (за шесть лет) размер материнского капитала увеличится на 137 640 - более чем на 50%. Второй фактор - это увеличение прироста рождения вторых и последующих детей по сравнению с плановыми проектировками. Комитет положительно оценивает увеличение ассигнований на эти цели.
Вместе с тем, Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", который уже показал достаточно позитивное влияние на увеличение рождаемости, является законом временного действия.
7. Комитет не может не отметить решение Правительства Российской Федерации об увеличении с 2011 года размера субсидий региональным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), которые не имеют закрепленного за ними жилого помещения. Объем этих средств увеличивается с 1 млрд. рублей в 2010 году до 6,2 млрд. рублей в каждом году следующего трехлетнего периода. Это - немалая помощь регионам в решении одной из важнейших проблем детей-сирот, достигших совершеннолетия и готовящихся строить свою взрослую жизнь.
Вместе с тем, считаем целесообразным увеличить эти ассигнования хотя бы с 2013 или 2014 годов в связи с ростом стоимости жилья.
8. Кроме того, нельзя не отметить предлагаемую законопроектом передачу субъектам Российской Федерации полномочий по выплате пособий при устройстве детей-сирот в семью. Представляется. что данный подход является не соответствующим принципиальным государственно-правовым подходам к определению Российской Федерации как социального государства. Комитет выражает свое несогласие с данными положениями законопроекта и предлагает сохранить существующую систему распределения расходов по уровням бюджета при выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, либо предусмотреть компенсацию за счет средств Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели отдельной строкой.
9. Кроме того, из проекта федерального закона не ясно, куда предполагается перенаправить высвободившиеся в результате передачи на уровень субъектов Российской Федерации полномочия по выплате пособий при устройстве детей-сирот в семью. Очевидно, что в целях улучшения положения в сфере социальной поддержки семьи необходимо направлять соответствующие средства на конкретные цели, отвечающие интересам семей с детьми.
10. К положительным явлениям следует отнести отражение бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по летней оздоровительной кампании в сумме 4 600,0 млн. рублей по подразделу 0707 "Молодежная политика и оздоровление детей" (в 2011 году расходы отражались по подразделу 02 "Общее образование").
Вместе с тем, нельзя не отметить, что в проекте федерального бюджета не заложено увеличение указанной суммы хотя бы с учетом необходимости индексации вследствие инфляции.
11. В составе Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы будет продолжено финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", которая для регионов является очень важным инструментом улучшения жилищных условий молодым семьям. Однако объемы её финансирования составят, по мнению Комитета, суммы незначительные и не адекватные важности самой проблемы. Ведь среди первоочередных вопросов при принятии семьей решения рожать или не рожать очередного ребенка, встает именно жилищный вопрос.
В 2012 году объем ассигнований на подпрограмму предлагается установить на том же уровне, что и в 2011 году - 4,9 млрд. рублей, в 2013 - 3,5 млрд. рублей, а в 2014 - сохранить на уровне 3, 5 млрд. рублей.
Полагаем, что следовало бы не снижать объемы финансирования подпрограммы, либо даже увеличить их, хотя бы с 2013 или 2014 годов.
12. Почти в 2 раза урезаются расходы федерального бюджета на прикладные научные исследования в области социальной политики. В будущем это может привести к снижению эффективности социальной политики в отношении семьи, материнства и детства.
13. К сожалению, острой остается проблема с нехваткой мест в детских садах. В текущем году порядка 1 млн. 937 тыс. детей нуждаются в детском дошкольном учреждении. В основном - это дети в возрасте от полутора до 3 лет. Комитет считает своевременным обратить внимание Правительства Российской Федерации на необходимость скорейшего решения данной задачи на национальном уровне.
Справедливым будет отметить, что представленный проект федерального закона предусматривает предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации в сумме до 8 000 000,0 тыс. рублей. При этом Предоставление, использование и возврат субъектами Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
14. Вызывает обеспокоенность также тот факт, что в представленном проекте больше не закладываются средства, предусмотренные действующим Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов" на совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях (300 млн. руб.).
15. Значительный рост объема бюджетных ассигнований в 2012 году главным образом связан с необходимостью обеспечения сбалансированности системы обязательного социального страхования. Значительное увеличение размеров пособий, связанное с принятием Федерального закона от 25 февраля 2011 г. N 21-ФЗ, регулирующего порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком, привело к значительному росту расходов на их выплату и увеличению дефицита бюджета Фонда.
В связи с этим в 2012-2014 годах в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации планируется направить на покрытие его дефицита из федерального бюджета в 2012 году - 84 498,1 млн. рублей, в 2013 году - 75 169,6 млн. рублей, в 2014 году - 78 610,4 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования, предаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов, обеспечат выплату различных социальных пособий с учетом их индексации в соответствии с законодательством Российской Федерации, численности граждан, получивших право на соответствующие пособия и социальные выплаты, в том числе:
на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, предусматривается направить в 2012 году 52 298,0 млн. рублей (106,0% к уровню предыдущего года), в 2013 году - 55 174,4 млн. рублей (105,5%), в 2014 году - 57 868,8 млн. рублей (104,9%). Численность получателей указанного пособия составит порядка 1,1 млн. человек;
выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию в 2012 году в сумме 6 004,0 млн. рублей (106,0% к уровню предыдущего года), в 2013 году - 6 319,7 млн. рублей (105,3%), в 2014 году - 6 635,5 млн. рублей (105,0%). Средний размер указанного пособия в 2012 году составит 12 405 рублей и будет увеличен к 2014 году до 13 741 рублей или на 10,7%, численность получателей пособия в 2012 - 2014 годах прогнозируется на уровне 440 тыс. человек.
на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в количестве 42 тыс. человек планируется на 2012 год 1 901,7 (139,0% к уровню предыдущего года), на 2013 год - 2 064,1 млн. рублей (108,5%), на 2014 год - 2 210,7 млн. рублей (107,1%).
Подводя итоги экспертного заключения по проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", Комитет считает необходимым обратить внимание на следующую динамику относительных показателей объемов ассигнований на социальную поддержку семьи, материнства и детства. С учетом всех затрат, включая материнский (семейный) капитал, доля расходов на эти цели в общих расходах федерального бюджета немного возрастет: с 1,8% в 2011 году до 2,3% - в 2014 году.
Чтобы объективно оценить расходы федерального уровня на меры социальной поддержки семьи, материнства и детства необходимо иметь в виду, что их финансирование помимо федерального бюджета осуществляется также из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом динамику объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, можно представить, оценив бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Заключение по бюджету Фонда социального страхования на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 представлено в отдельном материале.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Заместитель председателя Комитета |
И.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.