Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
1. Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012-2014 годах".
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации особое внимание при формировании расходов федерального бюджета на 2012 - 2014 годы в части обеспечения национальной обороны уделено вопросам:
- проведения с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы);
- выполнения всех ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихся военнослужащих постоянным жильем;
- реализации Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы, обеспечивающей комплексное переоснащение войск современными видами ВВСТ.
2. В рамках ассигнований по разделу "Национальная оборона", по которому финансируется большая часть расходов Минобороны России в 2012 году, предусмотрены бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил, в том числе их модернизация, реформа денежного довольствия военнослужащих, совершенствование организационно-штатной структуры и системы базирования Вооруженных Сил и решение других вопросов.
3. В законопроекте расходы по разделу "Национальная оборона" на 2012 год предусмотрены в сумме 1 853,3 млрд. рублей и превышают объемы 2011 года на 320,5 млрд. рублей или на 20,9%.
Рост объемов бюджетных ассигнований в 2012 и 2013 годах по отношению к предыдущему году предусмотрен в сумме 476,1 млрд. рублей (25,7%) и 408,0 млрд. рублей (17,5%).
В соответствии с законопроектом в планируемом периоде рост доли расходов на национальную оборону в общих расходах федерального бюджета составит в 2012 году - 14,6% (в 2011 году - 13,9%), в 2013 году - 17,0% и в 2014 году - 18,8%.
Доля расходов на национальную оборону относительно ВВП в 2012 год составит 3,1%, в 2013 году - 3,6% и в 2014 году - 3,8%, что существенно выше параметров 2011 года (2,9%). Это позволит с 2013 года обеспечить в соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 11 августа 2000 года уровень расходов на эти цели не менее 3,5%.
4. Структура функциональных расходов проекта федерального бюджета на национальную оборону представлена в таблице 1, 2 и 3. Ведомственная структура расходов проекта федерального бюджета для Минобороны России представлена в таблице 4.
Основные параметры проекта федерального бюджета
Таблица 1
млрд. руб.
|
Закон |
|||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
ВП |
53 471,5 |
58 683,0 |
64 803,0 |
72 493,0 |
Доходы |
11 068,6 |
11 779,9 |
12 705,9 |
14 091,8 |
%% к ВВП |
20,7 |
17,6 |
16,9 |
16,8 |
Расходы |
11 098,5 |
12 656,4 |
13 730,6 |
14 582,9 |
%% к ВВП |
20,8 |
21,2 |
20,1 |
19,7 |
Дефицит федерального бюджета |
29,9 |
876,6 |
1 024,8 |
491,1 |
%% к ВВП |
0,1 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
Инфляция, % |
6,5 |
6,0 |
5,5 |
5,0 |
Расходы проекта федерального бюджета на раздел "Национальная оборона"
Таблица 2
млрд. рублей
|
2011 год |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
расходы по разделу "Национальная оборона" |
1 537,4 |
1 853,3 |
2 329,4 |
2 737,5 |
% к ВВП |
2,88 |
3,1 |
3,6 |
3,8 |
% к расходам всего бюджета |
13,9 |
14,6 |
17,0 |
18,8 |
Расходы проекта федерального бюджета по разделу "Национальная оборона"
Таблица 3
млрд. рублей
N ПР |
Наименование |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
в % к предыдущему году |
||
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
Национальная оборона |
1 537,4 |
1 853,3 |
2 329,5 |
2 737,5 |
120,5 |
125,7 |
117,5 |
|
01 |
Вооруженные Силы |
1 140,9 |
1 423 968,0 |
1 846 506,7 |
2 151 183,1 |
124,8 |
129,7 |
116,5 |
03 |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
6,7 |
7,3 |
7,3 |
7,4 |
109,2 |
99,9 |
100,9 |
04 |
Мобилизационная подготовка экономики |
4,9 |
4,9 |
4,9 |
4,9 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
05 |
Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
97,6 |
102,4 |
103,7 |
06 |
Ядерно-оружейный комплекс |
26,9 |
27,5 |
30,3 |
33,3 |
101,9 |
110,3 |
110,0 |
07 |
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
4,5 |
4,5 |
4,6 |
4,8 |
101,1 |
102,4 |
103,7 |
08 |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
161,3 |
163,1 |
201,7 |
240,5 |
101,1 |
123,7 |
119,2 |
09 |
Другие вопросы в области национальной обороны |
191,8 |
221,7 |
233,7 |
294,9 |
115,6 |
105,4 |
126,2 |
5. Анализ структуры расходов проекта федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" на 2012 - 2014 годы свидетельствует о сохранении сложившихся основных пропорций между подразделами.
Основные бюджетные ассигнования в ведомственной структуре раздела "Национальная оборона" приходятся на Минобороны России (88,9%), Минпромторг России (10,5%) и Госкорпорацию "Росатом" (5,0%).
В проекте федерального бюджета на 2012 год увеличение бюджетных ассигнований произведено по шести из восьми подразделов раздела "Национальная оборона".
Основное место в структуре расходов раздела составляет подраздел 0201 "Вооруженные Силы Российской Федерации", на который приходится в 2012-2014 годах от 76,6% до 78,9% расходов.
Значительно увеличены расходы по подразделу 0201 "Вооруженные Силы Российской Федерации" связано с реализацией Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012-2014 годах" в части проведения с 2012 года реформы денежного довольствия и пенсий военнослужащих и приравненных к ним лиц. Увеличение по расходам на денежное довольствие в 2012 году предусматривается в объемах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования 2011 года на 92,0 млрд. рублей (36,5%).
Вместе с тем в проекте федерального бюджета, как и в предыдущие периоды планирования, не распределены бюджетные ассигнования по подразделу 02 "Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований", предусмотренного Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Расходы Минобороны России в проекте федерального бюджета
(открытая часть)
Таблица 4
млрд. рублей
|
2011 год (закон) |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
ПРз |
Всего: |
1 050,7 |
1 310,1 |
1 053,5 |
1 037,2 |
01 |
Общегосударственные вопросы |
0,005 |
0,004 |
0,004 |
0,004 |
02 |
Национальная оборона |
732,7 |
900,1 |
907,5 |
908,2 |
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
74,5 |
43,4 |
28,0 |
9,0 |
07 |
Образование |
49,9 |
58,2 |
59,5 |
60,3 |
08 |
Культура, кинематография |
2,3 |
1,9 |
1,9 |
2,0 |
09 |
Здравоохранение |
38,9 |
39,4 |
41,1 |
42,1 |
10 |
Социальная политика |
150,9 |
265,1 |
13,3 |
13,4 |
11 |
Физическая культура и спорт |
- |
0,097 |
0,097 |
0,097 |
12 |
Средства массовой информации |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
14 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
- |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
6. Расходы по подразделу 0201 "Вооруженные Силы Российской Федерации", включают:
6.1. Денежное довольствие военнослужащих.
Расходы на оплату труда личного состава Вооруженных Сил в 2012 году составят 326,8 млрд. рублей, в 2013 году - 326,8 млрд. рублей и в 2014 году - 326,8 млрд. рублей;
оплата труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в 2012 году в сумме 137,7 млрд. рублей, в 2013 году - 143,9 млрд. рублей и в 2014 году - 148,2 млрд. рублей;
Справочно: По подразделу 1001 "Пенсионное обеспечение" на 2012 год бюджетные ассигнования в части пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы, предусматриваются в полном объеме, в соответствии с представленными расчетами и обоснованиями, в размере 251,9 млрд. рублей.
6.2. Продовольственное обеспечение.
Проектом федерального закона предусмотрено выделить на закупку продовольствия в 2012 году 39,9 млрд. рублей, что на 2,0 млрд. рублей (5,0%), больше чем в 2011 году, в 2013 году - 42,4 млрд. рублей и в 2014 году - 44,6 млрд. рублей.
Предусмотренные проектом федерального бюджета 2012-2014 гг. бюджетные ассигнования на продовольственное обеспечение военнослужащих позволят выполнить задачи по обеспечению деятельности Вооруженных Сил.
Рост потребности в бюджетных ассигнованиях на продовольственное обеспечение Вооруженных Сил в 2012-2014 годах обусловлен расширением сферы услуг по организации питания военнослужащих на условиях аутсорсинга.
6.3. Вещевое обеспечение.
Проектом федерального закона предусмотрено выделить на вещевое обеспечение в 2012 году в сумме 12,7 млрд. рублей, в 2013 году - 13,4 млрд. рублей и в 2013 году - 14,0 млрд. рублей, что практически соответствует объемам 2011 года.
Выделяемые средства будут направлены на поэтапный в течение 3-х лет переход на ношение новой формы военной одежды и обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и курсантов военных учебных заведений спортивной формой одежды, а также позволит обеспечить банно-прачечное обслуживание личного состава.
Предусмотренные проектом федерального бюджета 2012-2014 годах бюджетные ассигнования на вещевое обеспечение военнослужащих позволят выполнить задачи по обеспечению деятельности Вооруженных Сил.
6.4. Транспортное обеспечение.
Проектом федерального закона предусмотрено выделить на воинские перевозки в 2012 году в сумме 24,5 млрд. рублей, в 2013 году - 25,8 млрд. рублей и в 2014 году - 27,1 млрд. рублей.
Предусмотренные в проекте федерального бюджета расходы обеспечивают в полном объеме воинские перевозки и иные расходы, связанные с транспортным обеспечением Вооруженных Сил с учетом изменения структуры численности военнослужащих.
6.5. Обеспеченность горюче-смазочными материалами.
Основная доля планируемых расходов на оплату и хранение специального топлива и горюче-смазочных материалов в 2012 - 2014 годы составляет соответственно: 63,9 млрд. рублей, 66,1 млрд. рублей и 66,1 млрд. рублей. Указанная потребность в полном объеме учтена Минфином России.
Справочно: Фактический расход основных видов нефтепродуктов в 2009-2010 годах и первом полугодии 2011 года составил 81,7%, 83,5% и 69,9% от установленных лимитов соответственно.
В результате, запасы горючего текущего обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2011 года превышают установленные нормативы на 589,5 тыс. тонн, при этом стоимость запасов горючего, содержащихся сверх установленных нормативов (в средневзвешенных контрактных ценах июня 2011 г.), составляет 13 286,7 млн. рублей.
6.6. Капитальное строительство, ремонт зданий и сооружений, жилищное обеспечение.
В соответствии с проектом федерального закона квартирно-эксплуатационные расходы (коммунальные услуги) составят в 2012 году 66,8 млрд. рублей (превысят ассигнования 2011 года на 40%), в 2013 году - 61,3 млрд. рублей и в 2014 году - 63,9 млрд. рублей, что обеспечит потребности Минобороны России на 70%.
Планируемый объем бюджетных ассигнований по капитальному ремонту составляет в 2012-2014 годах в сумме 6,4 млрд. рублей ежегодно или около 45% от потребности Минобороны России (около 15,0 млрд. рублей).
В рамках реализации Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в 2012-2014 годах в расходах на национальную оборону предусмотрены бюджетные средства в объеме 41,9 млрд. рублей, 59,3 млрд. рублей и 73,4 млрд. рублей, соответственно (в 2011 году - 28,7 млрд. рублей).
Размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы на 2012 год предусмотрен в сумме 205,0 тыс. рублей. (в 2011 году - 189,8 тыс. рублей).
Законопроектом на 2012-2014 год по разделу 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение постоянным и служебным жильем военнослужащих в объеме 43,4 млрд. рублей, 28,0 млрд. рублей и 9,0 млрд. рублей соответственно.
Справочно: По состоянию на 1 августа 2011 года предусмотренные бюджетные обязательства по действующим контрактам на приобретение жилья для военнослужащих превышают доведенные до Минобороны России лимиты бюджетных обязательств на 40,1 млрд. рублей, что является нарушением статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Планируемое получение (покупка, собственное строительство, реализация жилищных сертификатов) квартир для постоянного проживания (76,7 тысячи) и переходящего остатка не заселенных квартир (63,5 тысячи), позволит к 1 января 2014 года выполнить поручения Президента Российской Федерации по обеспечению военнослужащих постоянным жильем.
Проектом федерального бюджета предусмотрено выделение на 2012-2014 годы 49,9 млрд. рублей для приобретения служебного жилья для военнослужащих, что позволяет купить 28,7 тыс. квартир.
Вместе с тем в результате проводимых мероприятий по формированию нового облика Вооруженных Сил 78 тыс. из имеющихся служебных квартир оказались расположенными вне мест дислокации воинских частей. Кроме этого 30 тыс. служебных квартир находятся в ветхом и аварийном состоянии и подлежат списанию.
Учитывая весь фонд служебного жилья у Минобороны России, его расположение и состояние дефицит на 01.01.2015 года может составить 126,8 тыс. квартир, что создает высокие риски выполнения поручения Президента Российской Федерации по обеспечению военнослужащих служебным жильем.
7. В структуре подраздела 0201 "Вооруженные Силы Российской Федерации" и 0208 "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" значительный удельный вес занимают расходы на разработку, закупку и ремонт вооружения, военной и специальной техники: в 2012 году - 730,8 млрд. рублей (увеличены по отношению к 2011 году на 20%), в 2013 году - 1 156,3 млрд. рублей, в 2014 году - 1 463,6 млрд. рублей.
В 2012/2013/2014 годах ассигнования, выделяемые на техническое оснащение, распределены следующим образом: НИОКР - 23%/20%/19% (в 2011 году - 20%); закупки ВВСТ - 59%/64%/66% (в 2011 году - 65%); ремонт ВВСТ - 18%/16%/15% (в 2011 году - 15%).
Динамика при распределении средств по техническому оснащению Вооруженных Сил указывает на тенденцию увеличения финансирования закупок ВиВТ за счет сокращения средств на НИОКР и ремонт, что может негативно отразиться на создании научного и технологического задела при создании новейших образцов вооружения и поддержания в исправном состоянии штатного вооружения.
Бюджетные ассигнования на техническое оснащение Вооруженных Сил планировались с учетом необходимости реализации Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы, федеральных целевых программ, отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также исходя из необходимости компенсации роста цен на вооружение, военную и специальную технику.
Решением Совета Безопасности Российской Федерации от 11 декабря 2009 года перед Вооруженными Силами поставлена задача изменения соотношения расходов на текущее содержание и техническое оснащение Вооруженных Сил в сторону последних и выйти к 2015 году на уровень 40:60, а к 2020 году - 30:70 в пользу технического оснащения.
Анализ представленного законопроекта позволяет сделать вывод, что уже к 2013 году данное решение будет выполнено, и соотношение составит 67,0:39,7 в пользу технического оснащения Вооруженных Сил.
8. По подразделу 0203 "Мобилизационная и вневойсковая подготовка" в составе расходов федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования:
- на обеспечение деятельности военных комиссариатов в части проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию в связи с исполнением гражданами воинской обязанности в 2012- 2014 годах в сумме 1,3 млрд. рублей ежегодно.
- на межбюджетные трансферты на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты составляют в 2012 году в сумме 2,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2,4 млрд. рублей и в 2014 году - 2,5 млрд. рублей.
- на предоставление субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" для оплаты услуг по подготовке граждан по военно-учетным специальностям предусмотрены бюджетные ассигнования в 2012 году в сумме 1,9 млрд. рублей, в 2013 году - 1,8 млрд. рублей и в 2014 году - 1,8 млрд. рублей.
9. Бюджетные ассигнования по подразделу 0204 "Мобилизационная подготовка экономики" в проекте бюджета предусмотрены на уровне 2010 года в объеме 4,9 млрд. рублей ежегодно и направлены на поддержание в технически исправном состоянии мобилизационных мощностей и другие специальные задания.
10. Бюджетные ассигнования по подразделу 0205 "Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности" предусмотрено 410,5 млн. рублей, 420,5 млн. рублей и 436,2 млн. рублей на 2012, 2013 и 2014 годы соответственно.
Бюджетные ассигнования по данному подразделу предусмотрены на материальное обеспечение миротворческих воинских формирований Вооруженных Сил, направленных для участия в операции по поддержанию мира и безопасности в Республике Судан.
Изменения бюджетных ассигнований по данному подразделу учитывают изменением прогноза среднегодового курса рубля к доллару США.
11. По подразделу 0206 "Ядерно-оружейный комплекс" бюджетные ассигнования в 2012-2014 годах составят 27,5 млрд. рублей, 30,3 млрд. рублей и 33,4 млрд. рублей. Все расходы по подразделу осуществляются Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" исходя из заданий и параметров принятой государственной программы вооружения.
12. По подразделу 0207 "Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества" бюджетные ассигнования по отношению к 2011 году увеличены в 2012 году на 47,0 млн. рублей (на 1,1%) и составят 4,5 млрд. рублей, в 2013 году увеличатся на 110,0 млн. рублей (на 2,4%) и составят 4,6 млрд. рублей, в 2014 году - увеличатся на 173,0 млн. рублей (на 3,7%) и составят 4,8 млрд. рублей, и будут направлены на выполнение международных договоров в сфере военно-технического сотрудничества с учетом прогнозов среднегодового курса рубля к доллару.
13. По подразделу 0208 "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" бюджетные ассигнования составят в 2012 году 163,1 млрд. рублей (рост на 1,1%) , в 2013 году - 201,7 млрд. рублей (рост на 23,7%) и в 2013 году - 240,5 млрд. рублей (рост на 19,1%) и будут направлены на обеспечение выполнение государственной программы вооружений.
В рамках подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральных целевых программ (ФЦП), в том числе:
ФЦП "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации";
ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации";
ФЦП "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года";
ФЦП "Разработка, восстановление и организация производства стратегических дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии для вооружения, военной и специальной техники на 2009-2011 годы и на период до 2015 года";
ФЦП "Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации".
Уменьшение в целом бюджетных ассигнований по финансированию ФЦП по сравнению с 2011 годом обусловлены уточнением задач и уменьшением затрат в части научных исследований в области разработки вооружения, военной и специальной техники в рамках государственного оборонного заказа.
14. По подразделу 0209 "Другие вопросы в области национальной обороны" предусмотрены:
- бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами, казенными учреждениями в 2012 году в сумме 5,6 млрд. рублей, в 2013 году - 6,8 млрд. рублей, в 2014 году - 5,4 млрд. рублей.
- бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий ФЦП в сумме в 2012 году 34,8 млрд. рублей, в 2013 году - 34,8 млрд. рублей, в 2014 году - 20,5 млрд. рублей.
- бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в ФЦП, предусмотрены в 2012 году в сумме 67,5 млрд. рублей, в 2013 году - 68,1 млрд. рублей, в 2014 году - 64,2 млрд. рублей.
Выводы
1. Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" по разделу "Национальной обороны" подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012-2014 годах".
2. Для обеспечения проведения реформирования Вооруженных Сил и решения задач в области национальной обороны необходимо ко второму чтению рассмотреть возможность выделения (перераспределения) необходимых бюджетных средств по следующим направлениям строительства Вооруженных Сил:
на обеспечение военнослужащих служебным жильем в соответствии с потребностями;
на обеспечение необходимых расходов Минобороны России по оплате коммунальных услуг и услуг по ремонту и содержанию объектов;
на проведение капитального ремонта и текущего содержания инфраструктуры Вооруженных Сил;
на исполнение решения Президента Российской Федерации от 26 марта 2010 года N2890 по финансированию с 2012 года ведомственной целевой программы "Совершенствование инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на 2012-2014 годы";
на строительство госпиталей в городах Оренбурге и Сочи на 126 мест в соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 11 декабря 2010 года.
3. До настоящего времени не решена проблема приведения структуры расходов Минобороны России в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации в части подраздела 02 "Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований".
С учетом изложенных замечаний и предложений Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.