Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам молодежи
на проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам молодежи рассмотрел проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает следующее финансирование вопросов, связанных с реализацией государственной молодежной политики.
2. Стипендии, премии студентам, молодым ученым
Расходные обязательства Российской Федерации по данному направлению определяются следующими законодательными и нормативными правовыми актами:
Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2011 г. N 144 "О премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры".
Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 146 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов и докторов наук";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. N 260 "О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 518 "Об осуществлении государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2011 г. N 144 "О премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры";
постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов" от 27 июня 2001 г. N 487;
Закон Российской Федерации от 30 марта 1993 г. N 4693-1 "О минимальном размере оплаты труда" (устанавливает размер стипендии студентов);
постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов" от 27 июня 2001 г. N 487;
постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов" от 27 июня 2001 г. N 487;
На социальное обеспечение и иные выплаты населению предусмотрены бюджетные ассигнования в 2012-2014 годах:
выплата по предоставлению государственных стипендий выдающимся ученым России и талантливым молодым ученым России в 2012-2014 годах в сумме 33,6 млн. рублей, ежегодно. Аналогично было в 2011 году;
выплата премий Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых в 2012 - 2014 годах в сумме 10,0 млн. рублей ежегодно. Аналогично было в 2011 году;
выплата премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых в 2012 - 2014 годах в сумме 3,5 млн. рублей ежегодно. Аналогично было в 2011 году;
на выплаты ежемесячных стипендий одной тысяче молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса в возрасте до 35 лет в сумме 240,0 млн. рублей ежегодно. Аналогично было в 2011 году;
на государственную поддержку талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2012-2014 годах в сумме 198,0 млн. рублей ежегодно. В 2011 году было выделено 200,0 млн. рублей;
на выплату 3-х премий Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры в размере 2,5 млн. рублей каждая. В 2010 - 2011 годах бюджетные ассигнования не были предусмотрены.
Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение и иные выплаты населению в сфере высшего профессионального образования предусмотрены на:
стипендии обучающимся в федеральных образовательных учреждениях среднего профессионального образования в 2012 году - в сумме 16,1 млн. рублей, в 2013-2014 годах - 17,1 млн. рублей ежегодно.
совершенствование стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования в 2012 году в сумме 9 075,3 млн. рублей, в 2013-2014 годах - 9 613,0 млн. рублей ежегодно;
стипендиальное обеспечение студентов, обучающихся в казенных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в 2012 году в сумме 102,8 млн. рублей, в 2013 году - 111,3 млн. рублей, в 2014 году - 113,6 млн. рублей;
стипендиальное обеспечение студентов и аспирантов вузов, обучающихся за рубежом в 2012 году в сумме 68,9 млн. рублей, в 2013 году - 70,6 млн. рублей, в 2014 году - 73,2 млн. рублей.
субсидии для проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, в 2012-2014 годах в сумме 657,1 млн. рублей ежегодно;
мероприятия в области информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий для подготовки и проведения ХХVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казани в 2012 году в сумме 1 454,7 млн. рублей (74% к уровню 2011 года), в 2013 году - 514,6 млн. рублей;
субсидия автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани" в 2012 году в сумме 2 234,1 млн. рублей, в 2013 году - 3 737,1 млн. рублей. Увеличение размера субсидии по сравнению с 2011 годом связано с дополнительным выделением ассигнований на обеспечение расходов операционного бюджета Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани в 2012 году на 2 017,0 млн. рублей, в 2013 году на 3 520,0 млн. рублей;
субсидия автономной некоммерческой организации "Спортивное вещание" на освещение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казани в 2012 году в сумме 147,7 млн. рублей, в 2013 году - 678,2 млн. рублей.
Изменения бюджетных ассигнований по сравнению с 2011 годом обусловлены:
индексацией расходов на стипендиальное обеспечение студентов начального, среднего и высшего профессионального образования с 01.09.2011 года на 9% в расчете на год, 01.09.2012 года на 6%, увеличением стипендиального фонда на 20% на совершенствование стипендиального обеспечения студентов, увеличением размеров стипендий интернов и ординаторов до величины прожиточного минимума (6 367 рублей в месяц).
Вместе с тем, размер стипендии, установленный в Законе Российской Федерации от 30 марта 1993 г. N 4693-1 "О минимальном размере оплаты труда", является мизерным на фоне инфляционных процессов и явно не достаточным для обучения по очной форме при получении профессионального образования.
Предусматриваются межбюджетные трансферты на предоставление субсидий:
на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2012 году в сумме 2 136,9 млн. рублей (132,7% к уровню 2011 года), в 2013-2014 годах - 1 484,2 млн. рублей.
3. Мероприятия по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации
По сравнению с 2010, 2011 годами в составе расходов федерального бюджета по направлению "Мероприятия по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации" предусмотрены следующие бюджетные ассигнования на выполнение функций государственными органами, казенными учреждениями:
Показатель |
2010 год, млн. рублей |
2011 год |
2012 год |
||
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
||
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Мероприятия по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации |
52393,1 |
59704,7 |
112 |
105 450 |
143 |
Кроме того, бюджетные ассигнования по направлению "Мероприятия по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации" предусмотрены на:
субсидии организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных средств массовой информации, на создание и поддержание в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение, мероприятия по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, на содержание специальных объектов в 2012 году в сумме 849,5 млн. рублей, в 2013 году - 640,3 млн. рублей, в 2014 году - 576,3 млн. рублей:
на обеспечение выполнения функций Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в 2012 году в сумме 225,2 млн. рублей, в 2013 году - 206,2 млн. рублей, в 2014 году - 191,7 млн. рублей, которые будут направлены на поддержку социально значимых проектов издательствами и издающими организациями по сохранению культурно-нравственных ценностей, укреплению духовного единства российского народа, развитию межнационального и межконфессионального общения, пропаганде здорового образа жизни, семейных ценностей, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что статьи бюджета на мероприятия по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации не изменялись более трех лет, "размыты" по министерствам и ведомствам и не способствуют эффективному их использованию в обозначенных целях. Средства, предусмотренные на реализацию государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 явно не достаточны.
4. Обеспечение жильем молодых ученых, молодых семей
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы представлены в таблице.
В очереди на получение жилья состоят более 210 тысяч молодых семьей и существующее выделение средств не достаточно для обеспечения нуждающихся семей жильем. Предусмотренное в 2013, 2014 годах сокращение финансирования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" противоречит концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351.
Следует также отметить, что при подготовке проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов Правительством Российской Федерации не было учтено и мнение субъектов Российской Федерации, подавляющее большинство которых высказалось за увеличение объемов финансирования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, и выразили полную готовность к увеличению софинансирования со своей стороны.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2014 годы
Наименование |
Рз |
ПР |
ЦСР |
2011 год, млн. рублей |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
|||||
Социальная политика |
10 |
|
|
45 884,9 |
46 678,3 |
101,7 |
38 122,5 |
81,7 |
39 045,7 |
102,4 |
Социальное обеспечение населения |
10 |
03 |
|
44 387,6 |
44 787,8 |
100,9 |
36 594,6 |
81,7 |
32 767,7 |
89,5 |
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы |
10 |
03 |
1008800 |
39 682,2 |
40 183,4 |
101,3 |
31 544,6 |
78,5 |
31 749,9 |
100,7 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" |
10 |
03 |
1008820 |
4 757,0 |
4 965,1 |
104,4 |
3 500,0 |
70,5 |
3 500,0 |
100,0 |
По сравнению с 2010, 2011 годами в составе расходов федерального бюджета обеспечение жильем молодых ученых, молодых семей предусмотрены следующие бюджетные ассигнования:
Показатель |
2010 год, млн. рублей |
2011 год |
2012 год |
||
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
млн. рублей |
изменения к предыдущему году, % |
||
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" |
4 877 000,0 |
4 877 000,0 |
100 |
4 965 110,0 |
101,8 |
Мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых и строительство общежитий |
758 511,0 |
1 758 510,0 |
157 |
1 985 990 |
111 |
По результатам проведенного анализа законопроекта, к сожалению, приходится отметить, что проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" закрепляет сложившийся остаточный принцип финансирования вопросов, связанных с реализацией государственной молодежной политики, с чем Комитет Государственной Думы по делам молодежи не может согласиться.
В апреле 2010 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации единогласно приняла Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации с просьбой ускорить принятие Федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2011-2015 годы, а также предусмотреть финансирование указанной ФЦП при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Однако в проекте федерального бюджета прошлого и этого годов ФЦП "Молодежь России" отсутствует.
В связи с этим, Комитет Государственной Думы по делам молодежи считает необходимым предусмотреть в проекте федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов":
1. существенное увеличение размера стипендии студентов начального, среднего и высшего профессионального образования и внести изменение в Закон Российской Федерации от 30 марта 1993 г. N 4693-1 "О минимальном размере оплаты труда", устанавливающий размер стипендии студентов;
2. увеличение общего объема финансирования государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 N 795;
3. кратно увеличить бюджетные ассигнования на реализацию Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы;
4. предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования в размере 500 млн. рублей на проведение молодежных образовательных форумов в федеральных округах и поддержки проектов талантливой молодежи.
5. предусмотреть распределение бюджетных ассигнований на 2012 - 2014 годы по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на поддержку молодежных и детских общественных объединений, предусмотренную Федеральным законом от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"
6. ускорить принятие Федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2012-2016 годы, а также предусмотреть финансирование указанной федеральной целевой программы при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по делам молодежи предлагает принять проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в первом чтении с учетом высказанных замечаний и принятии необходимых поправок. Проект поправок будет представлен в профильный комитет ко второму чтению.
Председатель комитета |
П.В. Тараканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.