Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2011 года, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает, что документы и материалы, представленные одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", соответствуют перечню материалов, установленному статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В заключении Комитета анализируются основные концептуальные и структурные особенности и характеристики проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период с учетом заключений комитетов Государственной Думы, Совета Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и независимых экспертов.
Основные направления бюджетной политики в 2012 - 2014 годах разработаны исходя из стратегических целей развития страны, сформулированных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" от 29 июня 2011 года.
Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации бюджетная политика в предстоящем трехлетнем периоде должна быть нацелена на:
решение задачи устойчивого посткризисного развития;
сокращение дефицита и снижение зависимости от конъюнктурных доходов;
создание условий для развития и модернизации экономики;
повышение уровня и качества жизни граждан;
укрепление обороноспособности и безопасности страны;
повышение эффективности государственного управления;
безусловное исполнение законодательно установленных обязательств в социальной сфере по выплате социальных пособий и компенсаций, включая пенсионное обеспечение военнослужащих.
Приоритетными задачами бюджетной и налоговой политики в 2012 - 2014 годах являются:
- интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;
- создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
- создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
- повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг.
- эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.
Особенностями федерального бюджета на 2012 - 2014 годы являются:
- сокращение дефицита федерального бюджета исходя из сохранения сложившегося уровня расходов в процентах к ВВП;
- продление до 1 февраля 2015 года нормы о зачислении доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в федеральный бюджет и использование их на финансовое обеспечение расходов бюджета;
- финансовое обеспечение реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;
- обеспечение с 2012 года перевода на федеральный уровень финансирования полиции;
- внедрение новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями;
в целях подготовки к переходу, начиная с 2013 года, к "программному бюджету":
- представление аналитического распределения расходов федерального бюджета по государственным программам;
- введение с 2012 года новой классификации видов расходов федерального бюджета, обеспечивающей необходимую бюджетную информацию с учетом формируемых государственных и ведомственных программ;
- разработка в 2012 году параметров бюджета следующего бюджетного цикла в тесной увязке с показателями долгосрочного экономического прогноза и долгосрочной бюджетной стратегией.
Таким образом, Комитет отмечает, что в 2012 - 2014 годах создаются условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности Российской Федерации при безусловном исполнении принятых социальных обязательств, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны, стимулирования модернизации и инновационной деятельности отраслей промышленности и социальной сферы, повышения эффективности бюджетных расходов и других задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации и других документах стратегического планирования.
Макроэкономические условия формирования федерального бюджета на 2012 - 2014 годы
Социально-экономическая политика России на среднесрочную перспективу 2012 - 2014 годов носит переходный характер, связанный с завершением решения задач посткризисного восстановления. В ближайшие годы необходимо решить задачу по реализации долгосрочных интересов России путем создания современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство.
Следует отметить, что мировая экономика в 2011 году уверенно восстанавливается после кризиса. Быстрое восстановление докризисных темпов развития достигнуто ценой резкого обострения во второй половине 2011 года структурных проблем в развитых странах, сохраняющих высокие риски возобновления стагнации.
В этой связи, после завершения программ государственной поддержки экономики, в условиях необходимости сокращения дефицитов государственных бюджетов и существенного сокращения государственных расходов, возможен возврат экономик ведущих развитых стран мира к рецессии и, как следствие, замедление ее роста.
Комитет отмечает, что основной вариант прогноза базируется на достаточно позитивном сценарии развития мировой экономики, рост которой ожидается в диапазоне от 3,5 до 4 процентов. При этом сформируются две траектории роста - на уровне 1,5 - 2 процента у развитых стран и 5,5 - 6 процентов у развивающихся.
Бюджетные проектировки на 2012 - 2014 годы рассчитаны исходя из умеренно оптимистичных оценок перспектив развития российской экономики.
После серьезного снижения объема ВВП в 2009 году и значительного его роста в 2010 и 2011 годах, в бюджетном цикле 2012 - 2014 годов прогнозируется рост ВВП на уровне от 3,7 до 4,6 процента.
В номинальном выражении объем ВВП на 2012 год прогнозируется в сумме 58 683,0 млрд. рублей, с ростом к уровню 2011 года на 5 351,0 млрд. рублей. Прогнозируемый объем ВВП на плановый период 2013 и 2014 годов составит 64 803,0 млрд. рублей и 72 493,0 млрд. рублей соответственно, с ростом к предыдущему году на 6 120,0 млрд. рублей и 7 690,0 млрд. рублей.
Цена российской нефти марки "Юралс" в 2012 - 2014 годах в среднем составит 100 долларов США за баррель, что ниже сложившейся к концу 2011 года средней цены на нефть 108 долларов США за баррель.
Однако, учитывая высокую зависимость российской экономики от ситуации на мировых рынках сырья и капиталов, а также возможным снижением мировой цены на нефть ниже прогнозируемого уровня, Комитет отмечает возникновение риска в достижении прогнозируемых объемов и темпов роста ВВП в предстоящем трехлетнем периоде.
На 2012 год курс доллара США прогнозируется на уровне 28,7 рублей за доллар США с ростом в 2014 году до 30,5 рублей за доллар США.
В 2010 году инфляция на потребительском рынке составила 8,8 процента.
В начале 2011 года также наблюдалось значительное ускорение роста потребительских цен. Однако, во втором полугодии рост цен показывал нулевую динамику и по итогам 2011 года ожидается рост цен в пределах 6,5 - 7,0 процентов.
На 2012 год планируется снижение инфляции до 6 процентов и к 2014 году - до уровня, не превышающего 5 процентов.
Снижению уровня инфляции в 2012 году будет способствовать такой фактор, как перенос срока индексации регулируемых тарифов на энергоносители (газ, электро- и теплоэнергию) на середину года и установление их ниже уровня 2011 года.
С целью создания относительно благоприятных условий для отечественных производителей в 2012 году ужесточаются темпы роста тарифов естественных монополий.
Так в 2012 году прирост тарифов на электроэнергию планируется на уровне 5,0 - 6,5 процента, в 2013 - 2014 годах - по 9 - 11 процентов ежегодно, на газ в 2012 - 2014 годах - по 15 процентов ежегодно, на услуги организаций ЖКХ для населения в 2012 году - 4,9 процента, в 2013 - 2014 годах - 10,3 и 10,5 процента.
Повышение тарифов на услуги грузового железнодорожного транспорта запланировано с 1 января и не превысит 6 процентов в 2012 году (в 2011 году - 8 процентов) со снижением в 2013 - 2014 годах с 5,5 до 5 процентов. Тарифы на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом также будут проиндексированы с начала года на 10 процентов.
Комитет отмечает, что несмотря на ужесточение ценовой политики на услуги естественных монополий, по отдельным позициям рост тарифов в 2012 году превысит законодательно установленный уровень инфляции. При том, что ограничение роста тарифов является одним из факторов снижения уровня инфляции.
Оценивая в целом прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, представленный Правительством Российской Федерации, Комитет отмечает.
Сохранение высокой зависимости макроэкономических показателей от внешних факторов, прежде всего, от цен на углеводородное сырье, прогнозирование которых крайне затруднено, приводит к периодической корректировке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и основных характеристик федерального бюджета. В 2011 году основные характеристики федерального бюджета пересматривались 2 раза. При этом фактическое значение объема ВВП оказалось выше первоначально прогнозируемого на 2 943 млрд. рублей (или на 5,8 процента).
Следует отметить, что по оценке Минэкономразвития, когда цена барреля нефти увеличивается или падает на 10 долл. США, российский ВВП прибавляет или теряет 0,5 процентного пункта.
Вместе с тем, Комитет полагает необходимым отметить такой положительный фактор, как изменение структуры российской экономики в предстоящий трехлетний период и снижение ее зависимости от сырьевой конъюнктуры.
Так, ненефтегазовые доходы в предстоящий период увеличатся и в абсолютных, и в относительных цифрах: их доля вырастет с 10,6 процента к ВВП в 2012 году до 11,0 процентов в 2014 году. При этом доля нефтегазовых доходов имеет тенденцию к снижению с 9,5 процента к ВВП в 2012 году до 8,4 процента в 2014 году.
При этом Комитет отмечает, что увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012 - 2014 годах по отношению к 2011 году будет связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов представлены в следующей таблице.
млрд. рублей
Наименование |
2009 год |
2010 год |
2011 год* |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
Доходы, всего |
7 337,8 |
8 305,4 |
11 068,6 |
11 779,9 |
12 705,9 |
14 091,8 |
%% к ВВП |
18,9 |
18,5 |
20,7 |
20,1 |
19,6 |
19,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
2 984,0 |
3 830,7 |
5 462,0 |
5 574,9 |
5 645,8 |
6 127,2 |
%% к ВВП |
7,7 |
8,5 |
10,2 |
9,5 |
8,7 |
8,4 |
Ненефтегазовые доходы |
4 353,8 |
4 474,7 |
5 606,6 |
6 205,0 |
7 060,1 |
7 964,6 |
%% к ВВП |
11,2 |
10,0 |
10,5 |
10,6 |
10,9 |
11,0 |
Расходы, всего |
9 660,1 |
10 117,5 |
11 098,5 |
12 656,4 |
13 730,6 |
14 582,9 |
%% к ВВП |
24,9 |
22,5 |
20,8 |
21,6 |
21,2 |
20,1 |
в том числе условно утверждаемые |
|
|
|
|
343,3 |
833,6 |
%% к общему объему расходов |
|
|
|
|
2,5 |
5,7 |
Дефицит |
-2 322,3 |
-1 812,0 |
-29,9 |
-876,6 |
-1 024,7 |
-491,1 |
%% к ВВП |
-6,0 |
-4,0 |
-0,1 |
-1,5 |
-1,6 |
-0,7 |
* оценка по состоянию на октябрь 2011 года
Важнейшим приоритетом в трехлетнем периоде 2012 - 2014 годов в области налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. В условиях дефицита федерального бюджета планируются меры по повышению доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
В целях повышения доходного потенциала будет оптимизирована существующая система налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам, а также проведена работа по исключению возможностей уклонения от налогообложения.
Сохранится стимулирующая роль налоговой системы в технологическом обновлении, модернизации производства, развитии некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера.
Следует отметить, что, несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в том числе по налогообложению газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию), объем доходов в реальном выражении в 2012 - 2014 годах достигнет докризисного уровня 2008 года только в 2014 году.
Для стимулирования модернизации, инновационной деятельности и развития человеческого капитала планируется использование новых подходов к классификации основных средств с учетом развития технологий, влияющих на их обновление; переход к применению ускоренной амортизации при лизинговых операциях; совершенствование порядка применения 30-ти процентной амортизационной премии; разработка порядка отнесения акций российских организаций к акциям инновационного сектора экономики; увеличение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц с 1000 до 3000 рублей в рамках поддержки многодетных семей на каждого третьего и последующего ребенка.
В плановом периоде повышение акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов будет производиться опережающими темпами по сравнению с пивом и натуральными винами.
Установление норматива зачисления 60 процентов этих акцизов в доходы федерального бюджета увеличит поступления доходов в трехлетний период с 56,3 млрд. рублей в 2012 году до 104,0 млрд. рублей в 2014 году.
Индексация специфических ставок акцизов на алкогольную продукцию, пиво и вина натуральные, ввозимые на территорию Российской Федерации увеличит доходы в 2012 году на сумму 1,4 млрд. рублей, в 2013 году - 7,5 млрд. рублей и в 2014 году 24,1 млрд. рублей.
В период до 2015 года налоговая политика в отношении акцизов на табачную продукцию будет осуществляться, в том числе, путем реализации мер по снижению потребления указанной продукции. Ежегодный темп увеличения минимальных ставок этих акцизов обеспечит их увеличение к 2014 году не менее чем в 3 раза. При этом доходы возрастут с 8,6 млрд. рублей в 2012 году до 157,9 млрд. рублей в 2014 году.
Следует отметить, что в связи с ускоренной индексацией минимальной специфической ставки акциза на табачную продукцию постепенно будет снижаться значение адвалорной составляющей акцизной ставки, от которой будет возможно отказаться полностью по достижении среднего уровня налогообложения табачной продукции среди стран европейского региона в соответствии с Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы.
В отношении прочих подакцизных товаров предусматривается сохранение ставок акциза в 2012 и 2013 годах в действующих размерах, с последующей индексацией с 1 января 2014 года на 10 процентов к ставкам, применявшимся по 31 декабря 2013 года.
В плановом периоде в результате дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче газа горючего природного, планируется получение дополнительных поступлений.
Так, установление ставок НДПИ на газ горючий природный с 1 января 2012 года в размере 509 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2013 года - 582 руб. и с 1 января 2014 года - 622 руб. увеличит поступления по данному налогу на 122,7 млрд. рублей в 2012 году, на 170,6 млрд. рублей в 2013 году и на 191,0 млрд. рублей в 2014 году.
При утвержденном нормативе зачисления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет на 2012 год в размере 23 процентов прогнозируются поступления в сумме 90,3 млрд. рублей или 0,15 процента к ВВП, в том числе на автомобильный бензин - 57,9 млрд. рублей, дизельное топливо - 28,9 млрд. рублей, моторные масла - 977,6 млн. рублей, прямогонный бензин - 2,4 млрд. рублей. Следует отметить, что нормативы зачисления поступлений от указанных акцизов с 2012 года перераспределены в пользу субъектов Российской Федерации на 7 процентов.
Поступление акцизов на автомобили легковые и мотоциклы в 2012 году прогнозируется в сумме 12,0 млрд. рублей или 0,02 процента к ВВП.
Снижение предельного коэффициента при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть с 65 процентов до 60 приведет к уменьшению поступлений на 158,8 млрд. рублей в 2012 году и на 166,4 млрд. рублей в 2014 году.
Принятое законодательное решение о зачислении в доходы федерального бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, а также выдачу регистрационных знаков оценивается в 34,1 млрд. рублей ежегодно.
Предполагается к 2014 году отказаться от единого налога на вмененный доход и при этом расширить применение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей.
Комитет отмечает, что в качестве источника дополнительных поступлений в бюджетную систему налоговых платежей является совершенствование налогового администрирования. Так, значительным резервом повышения эффективности налогообложения является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке.
Таким образом, в трехлетнем периоде основная часть (около 90 процентов) прогнозируемых доходов федерального бюджета будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34 - 37 процентов), налогу на добавленную стоимость (31 - 34 процента), налогу на добычу полезных ископаемых (17 процентов) и налогу на прибыль организаций (3 процента).
Поступление доходов федерального бюджета ожидается в 2012 году в сумме 11,8 трлн. рублей или 20,1 процента к ВВП, в 2013 году - 12,7 трлн. рублей, в 2014 году - 14,1 трлн. рублей или 19,6 и 19,4 процента к ВВП соответственно. Необходимо отметить тренд снижения объема доходов в процентах к ВВП по отношению к 2011 году.
Объем расходов на 2012 год определен в сумме 12,7 трлн. рублей или 21,6 процента к ВВП, на 2013 год - 13,7 трлн. рублей или 21,2 процента к ВВП, на 2014 год - 14,6 трлн. рублей или 20,1 процента к ВВП.
На 2012 год прогнозируется дефицит федерального бюджета в сумме 0,9 трлн. рублей, на 2013 год - 1,0 трлн. рублей и на 2014 год - 0,5 трлн. рублей, при достижении нулевого дефицита федерального бюджета в 2011 году.
В предстоящем трехлетнем периоде решается задача сокращения дефицита федерального бюджета. Прогнозируется, что к 2014 году дефицит федерального бюджета уменьшится с 1,5 процента до 0,7 процента ВВП.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета определены заимствования на внутреннем рынке и привлечение средств от приватизации.
Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований на внутреннем финансовом рынке в объеме более 1,8 трлн. рублей, и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности от 300,0 млрд. рублей до 475,0 млрд. рублей в трехлетнем периоде.
Объем Государственного долга Российской Федерации на 2012 - 2014 годы будет увеличиваться и к концу 2014 года составит 11 388,9 млрд. рублей или 80,8 процента от объема доходов федерального бюджета на 2014 год. Основную долю в общем объеме долга составляет внутренний долг (9 221,8 млрд. рублей), который увеличится по отношению к 2011 году (4 555,0 млрд. рублей) в два раза.
С ростом государственного долга возрастают и расходы федерального бюджета на его обслуживание с 266,6 млрд. рублей в 2011 году до 579,2 млрд. рублей в 2014 году или на 312,6 млрд. рублей. Доля процентных расходов федерального бюджета в общих расходах увеличивается с 3,0 процентов в 2012 году до 4,0 процентов в 2014 году, что сопоставимо с ассигнованиями по разделу "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" на 2012 год в сумме 553,9 млрд. рублей.
В 2012 - 2014 годах продолжится пополнение Резервного фонда за счет нефтегазовых доходов. В 2012 году увеличение за счет этих поступлений составит 512,3 млрд. рублей, в 2013 году - 570,9 млрд. рублей, в 2014 году - 957,3 млрд. рублей, что позволит довести объем фонда до 2 220,0 млрд. рублей к концу 2012 года, до 2 810,1 млрд. рублей и 3 947,2 млрд. рублей к концу 2013 и 2014 годов соответственно.
Комитет обращает внимание, что процентные платежи федерального бюджета по государственным заимствованиям могут превосходить доходы, получаемые от управления средствами Резервного фонда. В этой связи Комитет считает необходимым получить дополнительные обоснования эффективности государственных заимствований.
Средства Фонда национального благосостояния в 2012 - 2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан. В 2012 году - 7,5 млрд. рублей, в 2013 и 2014 годах по 10,0 млрд. рублей соответственно. С учетом использования средств Фонда национального благосостояния и планируемой переоценкой курсовой разницы объем Фонда национального благосостояния на конец 2012 года составит 2 659,9 млрд. рублей, 2013 года - 2 668,7 млрд. рублей, 2014 года - 2 798,7 млрд. рублей.
Следует отметить, что социально-экономическая политика в среднесрочной перспективе будет направлена, в первую очередь, на безусловное выполнение всех обязательств перед гражданами, продолжение активной социальной политики, инвестиции в отрасли, которые определяют качество и стандарты жизни граждан России.
Второй приоритет - это модернизация национальной экономики, реализация инфраструктурных программ и проектов.
И третий приоритет - укрепление безопасности и перевооружение армии и флота, развитие системы социальных гарантий военнослужащих и их семей. Реализация этих приоритетов возможна при условии сохранения сбалансированности государственных финансов, устойчивости всех основных параметров макроэкономической стабильности.
Общий объем расходов федерального бюджета планируется на 2012 год с ростом по отношению к 2011 году на 13,8 процента. В плановом периоде 2013 - 2014 годов расходы также будут увеличиваться к предыдущему году на 8,5 процента и 6,2 процента соответственно.
Несмотря на рост расходов в номинальном выражении, по отношению к ВВП объем расходов будет уменьшаться с 20,1 процента в 2012 году до 19,4 процента в 2014 году.
Особенностью структуры расходов федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов является формирование ее с учетом передачи с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный бюджет и передачи ряда полномочий субъектам Российской Федерации.
Кроме этого, расходы федерального бюджета формировались с учетом индексации в 2012 году на уровень инфляции фондов оплаты труда и публичных нормативных обязательств, проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, формирования Федерального дорожного фонда.
Одним из факторов, влияющих на изменение структуры расходов федерального бюджета, является переход с 2012 года от сметного финансирования к предоставлению субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение государственных заданий на оказание государственных услуг.
С учетом вышеперечисленных подходов расходы федерального бюджета характеризуются данными, приведенными в таблице.
Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов
млрд. рублей
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
%% к предыдущему году |
%% к предыдущему году |
%% к предыдущему году |
|||||
ВСЕГО |
11 027,1 |
12 656,4 |
114,8 |
13 730,6 |
108,5 |
14 582,9 |
106,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
01 Общегосударственные вопросы |
844,6 |
832,9 |
98,2 |
831,0 |
99,8 |
814,2 |
98,0 |
02 Национальная оборона |
1 537,4 |
1 853,3 |
121,8 |
2 329,4 |
125,7 |
2 737,4 |
117,5 |
03 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 242,1 |
1 822,0 |
146,3 |
1 981,2 |
108,7 |
2 072,5 |
104,6 |
04 Национальная экономика |
1 784,9 |
1 797,2 |
93,3 |
1 720,5 |
95,7 |
1 653,0 |
96,1 |
05 Жилищно-коммунальное хозяйство |
234,1 |
136,0 |
49,6 |
104,3 |
76,7 |
73,8 |
70,8 |
06 Охрана окружающей среды |
17,6 |
21,7 |
122,7 |
22,6 |
104,2 |
23,6 |
104,7 |
07 Образование |
560,0 |
603,5 |
109,3 |
558,9 |
92,6 |
499,5 |
89,4 |
08 Культура, кинематография |
88,0 |
86,2 |
100,5 |
84,6 |
98,1 |
82,7 |
97,8 |
09 Здравоохранение |
503,7 |
551,1 |
117,2 |
503,3 |
91,3 |
461,8 |
91,8 |
10 Социальная политика |
3 135,3 |
3 895,9 |
121,5 |
4 155,3 |
106,7 |
4 163,6 |
100,2 |
11 Физическая культура и спорт |
44,0 |
40,8 |
94,5 |
40,3 |
98,7 |
27,7 |
68,8 |
12 Средства массовой информации |
61,3 |
73,5 |
119,8 |
70,6 |
96,0 |
65,5 |
92,8 |
13 Обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
388,4 |
145,7 |
482,3 |
124,2 |
579,2 |
120,1 |
14 Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
623,4 |
553,9 |
91,9 |
503,0 |
90,8 |
494,7 |
98,3 |
Условно утвержденные расходы |
|
|
|
343,3 |
|
833,6 |
|
Расходы в области социальной политики остаются приоритетными и планируются со значительным ростом. В 2012 году они увеличиваются по сравнению с предыдущим годом на 760,6 млрд. рублей или на 24,3 процента, в 2013 году - на 259,4 млрд. рублей или на 6,7 процента, в 2014 году - на 8,3 млрд. рублей или на 0,2 процента.
В соответствии с обозначенными приоритетами средний размер трудовой пенсии возрастет с 8,5 тыс. рублей в 2011 году до 9,3 тыс. рублей в 2012 году, 10,1 тыс. рублей в 2013 году и 11,1 тыс. рублей в 2014 году.
Средний размер социальных пенсий возрастет с 5,1 тыс. рублей в 2011 году до 5,7 тыс. рублей в 2012 году, 6,2 тыс. рублей в 2013 году и 6,9 тыс. рублей в 2014 году.
В результате реформы денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц более чем в два раза будет повышен уровень материальной обеспеченности этих категорий граждан, что соответственно отразится и на уровне пенсионного обеспечения военных пенсионеров, пенсии которых в среднем вырастут в 1,6 раза.
В проекте федерального бюджета на 2012 год предусмотрены ассигнования на индексацию на 6,0 процента:
с 1 апреля 2012 года - денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц;
с 1 сентября 2012 года - стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях;
с 1 октября 2012 года - фондов оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, окладов федеральных государственных гражданских служащих и судей и прокурорских работников.
При этом Комитет отмечает, что рост заработной платы в текущем периоде происходил неравномерно по видам экономической деятельности, и дифференциация уровней оплаты труда продолжает увеличиваться.
Так, среднемесячная начисленная заработная плата работников здравоохранения и сектора социальных услуг в первом полугодии 2011 года составила 74 процента, а работников образования - 66 процентов от общероссийского уровня среднемесячной заработной платы.
Комитет отмечает, что повышение минимального размера оплаты труда в 2012 году не предусматривается. Планируется рассмотреть этот вопрос в следующем бюджетном цикле.
В связи со стабилизацией ситуации на рынке труда в проекте федерального бюджета на 2012 год и плановый период предусматривается значительное снижение бюджетных ассигнований на мероприятия в области содействия занятости населения. В 2012 году бюджетные ассигнования, направленные на снижение напряженности на рынке труда, сокращаются до 1,5 млрд. рублей по сравнению с 27,8 млрд. рублей в 2011 году. Планируется, что указанные мероприятия с 2012 года будут реализовываться только в отдельных регионах, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Однако, за счет средств федерального бюджета будет осуществляться финансирование социальных пособий безработным гражданам и стипендий обучающимся по направлению органов службы занятости.
На решение такого важного социального вопроса как обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны с 2009 по 2011 годы из федерального бюджета выделено 186,4 млрд. рублей. На решение этой проблемы в 2012 году планируется выделить 18,0 млрд. рублей, что позволит обеспечить жильем 38 тыс. участников ВОВ, вставших на учет до 1 июля 2011 года.
С учетом того, что очередь на улучшение жилищных условий участников ВОВ продолжает формироваться, Комитет полагает необходимым продолжить мониторинг этой ситуации в 2012 году и своевременно ставить перед Правительством Российской Федерации вопрос о выделении необходимых средств.
Увеличение расходов по разделу "Социальная политика" происходит, в основном, за счет финансирования мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Комитет отмечает, что отсутствие действенных механизмов решения проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации влечет увеличение бюджетных ассигнований из федерального бюджета на покрытие его дефицита. Рост объема межбюджетных трансфертов, направляемых на эти цели, привел к удвоению его доли в ВВП по сравнению с 2006 годом, что увеличивает нагрузку на федеральный бюджет и снижает возможности выхода его на бездефицитный.
Общий объем трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации установлен на уровне 2,3 трлн. рублей в 2012 году, что превышает показатель 2011 года практически в 1,5 раза. В 2013 - 2014 годах объем трансфертов составит по 2,5 трлн. рублей ежегодно.
Такое увеличение обусловлено, прежде всего, установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 34,0 до 30,0 процентов.
Кроме того, предусматривается индексация материнского (семейного) капитала, расходы на предоставление которого составят в 2012 году 162,7 млрд. рублей, что на 41,9 млрд. рублей или на 25,8 процента выше уровня 2011 года.
Сложная ситуация складывается с обеспечением сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. На покрытие его дефицита предусмотрены ассигнования федерального бюджета в сумме 84,5 млрд. рублей в 2012 году, 75,2 млрд. рублей в 2013 году и 78,6 млрд. рублей в 2014 году.
В предстоящем трехлетнем периоде значительно увеличивается объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности в связи с проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.
Расходы на национальную оборону увеличатся с 1,5 трлн. рублей в 2011 году до 2,7 трлн. рублей в 2014 году или на 78,1 процента, расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - с 1,2 трлн. рублей в 2011 году до 2,1 трлн. рублей в 2014 году или на 66,9 процента.
В структуре общего объема расходов федерального бюджета расходы на национальную оборону и правоохранительную деятельность занимают второе и третье место после расходов на социальную политику.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации в 2012 - 2014 годах продолжится реализация программ модернизации здравоохранения и образования, поддержки культуры, физической культуры и спорта.
Вместе с тем наблюдается отрицательная динамика расходов федерального бюджета на физическую культуру и спорт.
По разделу "Образование" ассигнования увеличиваются на 9,3 процента в 2012 году по сравнению с прошлым годом. При этом в рамках модернизации региональных систем общего образования в 2012 году на покупку оборудования, улучшение условий обучения школьников, на приобретение школьных автобусов, повышение квалификации педагогов и другие направления регионам будет выделено 60,0 млрд. рублей и в 2013 году - еще 40,0 млрд. рублей. Это позволит субъектам направить свои средства на увеличение заработной платы учителей в среднем на 30 процентов.
Раздел "Культура и кинематография" незначительно увеличен - на 0,5 процента по сравнению с 2011 годом.
В составе расходов федерального бюджета по подразделу "Культура" предусмотрены бюджетные ассигнования на мероприятия по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации в 2012 году в сумме 16,0 млн. рублей, в 2013 - 2014 годах по 19,9 млн. рублей ежегодно.
Предусмотрены средства на проведение мероприятий, связанных с празднованием 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 года, 1150-летию основания городов Смоленска, Белозерска и Изборска, 450-летия основания г. Орла, 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, 150-летию со дня рождения К.С. Станиславского и другие мероприятия.
За счет федерального бюджета будут профинансированы мероприятия по интеграции российской культуры в мировое культурное пространство, включая проведение Международного конкурса им. П.И. Чайковского и Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.
Предусмотрены бюджетные ассигнования в 2012 году в сумме 83,9 млн. рублей, в 2013 году - 87,0 млн. рублей, в 2014 году - 90,1 млн. рублей на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые будут направлены на обеспечение выплат 100 ежегодно присуждаемых грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и 25 ежегодно присуждаемых премий Правительства Российской Федерации в области культуры.
В составе бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства предусмотрены средства на строительство и реконструкцию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в 2012 году - 3,5 млрд. рублей, в 2013 году - 4,9 млрд. рублей, в 2014 году - 4,8 млрд. рублей и на реконструкцию "Политехнического музея" в 2012 году - 450,7 млн. рублей, в 2013 году - 2,6 млрд. рублей, в 2014 году - 1,9 млрд. рублей;
Межбюджетные трансферты обеспечат реализацию субъектами Российской Федерации переданных им полномочий в области охраны культурного наследия в 2012 году в сумме 240,7 млн. рублей, 2013 и 2014 годах - 275,4 млн. рублей ежегодно.
Кроме того, предусмотрены средства на реализацию комплексного проекта "Культурное наследие Свияжска (Татарстан)" в 2012 - 2014 годах в сумме 400,0 млн. рублей ежегодно, комплектование книжных фондов библиотек г. Москвы и Санкт-Петербурга в сумме 350,0 млн. рублей ежегодно, подключение библиотек к сети Интернет по 50,0 млн. рублей ежегодно, а также на реализацию творческих проектов ведущих музыкальных коллективов России по 618,8 млн. рублей ежегодно.
Бюджетные ассигнования по подразделу "Кинематография" увеличиваются в 2012 году на 32,6 процента.
Раздел "Здравоохранение" на 2012 год увеличен до 551,1 млрд. рублей или на 17,2 процента.
В 2013 и 2014 годах расходы федерального бюджета по разделу "Здравоохранение" уменьшаются в связи с тем, что в рамках проводимой реформы здравоохранения отдельные выплаты медицинским работникам, ранее осуществляемые за счет бюджетных ассигнований, будут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Раздел "Физическая культура и спорт" уменьшен с 44 до 40,8 млрд. рублей или на 5,5 процентов. Однако, ассигнования на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов предусмотрены на 2012 год на уровне 2011 года в объеме 1,7 млрд. рублей.
Расходы по разделу "Национальная экономика" в 2012 году планируются в объеме 1 797,2 млрд. рублей, что на 6,7 процента меньше по сравнению с 2011 годом. В дальнейшем также планируется их ежегодное снижение, вследствие чего расходы к 2014 году снизятся на 7,4 процента и будут занимать четвертое место (вместо второго в предыдущие годы) в общей структуре расходов федерального бюджета.
Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.
В 2012 - 2014 годах продолжится реализация проекта создания Инновационного центра "Сколково". Для реализации этого проекта Фонду развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий планируются в 2012 году бюджетные ассигнования в размере 22,0 млрд. рублей, в 2013 - 2014 годах - по 17,1 млрд. рублей ежегодно, что соответствует показателям, утвержденным на плановый период в предыдущем году.
Из четырех приоритетных национальных проектов в настоящее время пока только два проекта: "Развитие АПК" и "Образование", по подавляющему большинству направлений интегрированы в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы и Федеральную целевую программу развития образования на 2011 - 2015 годы.
Значительно увеличиваются в 2012 году расходы на исследование и использование космического пространства на 48,3 процента, подраздел "Водное хозяйство" на 38,9 процента и подраздел "Сельское хозяйство и рыболовство" на 4,6 процента.
В плановом периоде фактически сокращаются расходы на финансирование отдельных отраслей национальной экономики, в частности, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, исследование и использование космического пространства.
При этом увеличены средства на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, начального, среднего и высшего профессионального образования в пригородном сообщении в 2012 году в сумме 2,1 млрд. рублей или 132,7 процента к уровню 2011 года.
Кроме того, предоставляются субсидии ОАО "РЖД" на компенсацию потерь в доходах, в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении, в 2012 году в сумме 25 000,0 млн. рублей или на уровне 2011 года.
Федеральный дорожный фонд в 2012 году сформирован в объеме 392 млрд. рублей. При расчете объема Фонда были учтены уровень инфляции и прогнозируемая сумма доходов федерального бюджета от акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла, которая составит 90,2 млрд. рублей.
Кроме того, объем Федерального дорожного фонда увеличен дополнительно в 2012 году на 32,4 млрд. рублей, которые планируется направить на мероприятия по развитию транспортного комплекса Московского региона в рамках создания международного финансового центра.
В 2013 году объем Фонда составит 450,3 млрд. рублей или 114,8 процента к уровню 2012 года, в 2014 году - 477,8 млрд. рублей или 106,1 процента к уровню 2013 года.
На реализацию мероприятий федеральных целевых программ в 2012 году из общего объема средств Фонда предусмотрены средства в сумме 254,2 млрд. рублей или 108,2 процента к уровню 2011 года, в 2013 году - 262,2 млрд. рублей, в 2014 году - 247,0 млрд. рублей.
Особенностью содержания автомобильных дорог общего пользования в 2012 году является создание во всех субъектах Российской Федерации дорожных фондов, средства которых и будут направляться на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и содержание дорог общего пользования. В этой связи субсидирование из федерального бюджета дорожного строительства регионов с 2012 года не предусматривается, кроме финансирования отдельных мероприятий субъектов Российской Федерации.
Тем не менее, в 2012 году из Федерального дорожного фонда средства на государственную поддержку региональных дорог будут выделены только в рамках ФЦП в сумме 47,6 млрд. рублей, в том числе 6,0 млрд. рублей на строительство сельских дорог.
Необходимо отметить, что, как и в прошлом году, в проекте бюджета средства на сельские дороги не распределены по субъектам.
В настоящее время актуальным является вопрос о погашении кредитов, выданных бюджетам субъектов на цели дорожного строительства. В 2009 году были выданы кредиты на сумму 25 млрд. рублей сроком на три года, в 2010 и 2011 годах - по 50 млрд. рублей сроком на пять лет.
Таким образом, в 2012 году наступает срок погашения кредитов, полученных в 2009 году. В связи с невозможностью отдельных субъектов Российской Федерации осуществить своевременно погашение этих кредитов, необходимо предусмотреть в рамках проекта федерального бюджета на 2012 - 2014 годы механизм по реструктуризации "дорожных" кредитов.
Одним из главных инструментов реализации приоритетных задач государственной политики социально-экономического развития страны являются федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа.
Суммарный объем финансирования ФЦП установлен на 2012 год в размере 1 048,2 млрд. рублей или 9,4 процента от общего объема расходов, на 2013 год - 999,3 млрд. рублей и на 2014 год - 871,9 млрд. рублей.
Одновременно с сокращением объемов финансирования ФЦП сокращается их количество с 55 в 2012 году до 41 в 2014 году.
Расходы на Федеральную адресную инвестиционную программу установлены на 2012 год в объеме 924,8 млрд. рублей, что превышает уровень предыдущего года на 11,3 млрд. рублей или на 1,2 процента, на 2013 год - 831,4 млрд. рублей (сокращение на 10,1 процента), на 2014 год - 697,0 млрд. рублей (сокращение на 16,2 процента). Доля ФАИП в общих расходах федерального бюджета снижается с 8,3 процента в 2012 году до 6,1 процента в 2014 году.
Следует отметить, что до настоящего времени сохраняются системные недостатки, как при формировании, так и при реализации федеральных целевых программ и непрограммной части ФАИП. В частности, не обеспечивается софинансирование за счет средств бюджетов субъектов и внебюджетных источников, несвоевременно вносятся изменения в действующие программы, неравномерно используются в течение года выделенные средства, в связи с несвоевременным заключением договоров.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, предусмотрены в 2012 году в сумме 314,2 млрд. рублей, в 2013 году - 278,1 млрд. рублей, в 2014 году - 219,0 млрд. рублей, из них:
- строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих на 2012 год в сумме 60,2 млрд. рублей, в том числе для постоянного проживания - 28,1 млрд. рублей и формирования специализированного жилищного фонда - 32,1 млрд. рублей; на 2013 год всего - 40,1 млрд. рублей в том числе для постоянного проживания - 21,1 млрд. рублей и формирования специализированного жилищного фонда - 19,0 млрд. рублей; на 2014 год всего 20,3 млрд. рублей, 6,6 млрд. рублей - для постоянного проживания и 13,7 млрд. рублей - для служебного жилищного фонда;
- строительство и приобретение жилых помещений для сотрудников правоохранительных органов на 2012 год в сумме 10,5 млрд. рублей, в том числе для постоянного проживания - 3,7 млрд. рублей и формирования специализированного жилищного фонда - 6,8 млрд. рублей, на 2013 - 2014 годы в сумме 5,5 млрд. рублей.
Одной из особенностей формирования взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в 2012 году и плановом периоде является их формирование в условиях начавшегося перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (децентрализация).
На первом этапе на федеральный уровень переводится финансовое обеспечение полиции общественной безопасности. Собственные средства, высвобождаемые в результате сокращения расходов на обеспечение полиции, регионы должны будут направить на финансирование расходов, связанных с реализацией полномочий по обеспечению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, содержанием ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждением, причитающимся приемному родителю, отдельных полномочий в области содействия занятости населения и содержанием передаваемых субъектам федеральных учреждений среднего профессионального образования и отдельных учреждений Минздравсоцразвития России, осуществляющих дезинфекционную деятельность.
Следует отметить, что выгоду от централизации полиции получат далеко не все регионы. Совокупная выгода для 44 бюджетов регионов составит 47,8 млрд. рублей, а суммарные потери для 38 регионов - 11,1 млрд. рублей.
С учетом дополнительных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц, которые они должны получить в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих, не всем регионам удастся сбалансировать свои бюджеты. Так, 19 регионам будет предоставлена финансовая помощь в объеме 3,6 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что перераспределение полномочий, несмотря на выделение значительных финансовых средств из федерального бюджета на модернизацию образования, регионам предстоит решить много финансово затратных проблем, связанных с реализацией программы, в частности, на капитальный ремонт школьных зданий.
Негативным образом сказывается на сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и объем их государственного долга, который за 2010 год возрос на 23 процента, составив на 1 января 2011 года 1 095,2 млрд. рублей или 27,9 процента к налоговым и неналоговым доходам. Объем муниципального долга за тот же период увеличился на 27 процентов и составил 169,3 млрд. рублей.
Следует также отметить, что в 2012 - 2014 годах существенно увеличивается нагрузка на региональные и местные бюджеты по возврату ранее предоставленных бюджетных кредитов. Общий объем их возврата составляет 350,4 млрд. рублей, в том числе в 2012 году - 150,9 млрд. рублей, в 2013 году - 106,6 млрд. рублей и в 2014 году - 92,9 млрд. рублей.
Кроме того, в 2012 году регионы вынуждены будут пополнять, созданные ими в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, дорожные фонды, не имея возможности использовать налоговые доходы для финансирования своих первоочередных расходов.
В этой связи предоставление финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам регионов в 2012 году остается весьма актуальной.
Комитет отмечает, что в трехлетнем периоде сохраняется тенденция ее сокращения. Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2012 году составит без учета субвенций 1 017,4 млрд. рублей, что на 87,6 млрд. рублей или на 7,9 процента меньше, чем в 2011 году. В последующие два года он также снижается: в 2013 году на 16,1 процента и в 2014 году на 8,9 процента по сравнению 2013 годом.
Сокращается в 2012 - 2014 годах и финансовая помощь из федерального бюджета в виде бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации. В 2012 году объем бюджетных кредитов составит 105,0 млрд. рублей, что на 23,6 млрд. рублей или на 18,4 процента меньше, чем в 2011 году (128,6 млрд. рублей). Предполагается, что бюджетные кредиты будут предоставляться в основном на сбалансированность региональных бюджетов.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации составляет в 2012 году, как и в 2011 году - 396,9 млрд. рублей, и запланирован на этом уровне до 2014 года. Безусловно, увеличение объема этих средств могло бы позитивно сказаться на ситуации с выравниванием бюджетной обеспеченности регионов.
Получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2012 году будут 72 субъекта Российской Федерации (в 2011 году их было 69), а по уровню бюджетных возможностей региональная дифференциация между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными увеличивается и составит в 2012 - 2014 годах в среднем 6,2 раз против 5,8 раз в 2011 году.
В целом общий объем дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации составит в 2012 году 497,8 млрд. рублей или 88,1 процента к уровню 2011 года.
Из общего объема дотаций предполагается выделить финансовые средства на:
- стимулирование развития налогового потенциала в 2012 году в сумме 10,0 млрд. рублей;
- частичную компенсацию выпадающих доходов в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в 2012 году в сумме 19,8 млрд. рублей, в 2013 - 8,3 млрд. рублей;
- компенсацию потерь бюджетов субъектов, возникающих при разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в 2012 году в сумме 3,6 млрд. рублей, в 2013 году - 2,4 млрд. рублей, в 2014 году - 1,2 млрд. рублей;
- увеличение уставного капитала ОАО "Западный скоростной диаметр" в 2012 году в сумме 20,0 млрд. рублей;
- обеспечение сбалансированности бюджета Омской области 1,0 млрд. рублей в 2012 - 2014 годах ежегодно;
- поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в 2012 году в сумме 9,8 млрд. рублей, из которых 1,5 млрд. рублей зарезервировано на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в энергетике. Таким образом, нераспределенный резерв дотаций составляет лишь 8,3 млрд. рублей.
Объем субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, за три года предусматривается уменьшить почти вдвое.
Так в 2012 году не предусматривается предоставление субсидий на ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, поскольку финансирование дорожного хозяйства планируется из региональных дорожных фондов.
Общий объем субвенций на 2012 год предусмотрен в сумме 255,4 млрд. рублей, что составляет 74,6 процента от уровня 2011 года.
Расходы бюджетов субъектов, передаваемые в федеральный бюджет в связи с централизацией полиции общественной безопасности оцениваются в 186,8 млрд. рублей. В процессе продолжающегося перераспределения полномочий необходимо провести работу по перераспределению доходных источников и закреплению их на постоянной основе за каждым бюджетом бюджетной системы, исходя из потребностей в финансовых средствах для выполнения возложенных на них расходных обязательств.
Выводы и предложения:
Комитет отмечает, что государственная экономическая политика в 2012 - 2014 годах будет способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов, а также созданию условий для активизации модернизации экономики.
Комитет считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации:
- в целях обеспечения ритмичного и своевременного исполнения федерального бюджета в течение двух недель после вступления в силу федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" обеспечить разработку и принятие нормативных актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации положений указанного закона;
- в целях повышения эффективности использования бюджетных средств отраслевым министерствам обеспечить своевременную подготовку ведомственных нормативных актов в срок до 1 февраля 2012 года;
- продолжить работу по снижению дефицита федерального бюджета и бюджетной системы в целом, поскольку дальнейшее финансирование дефицита бюджета за счет наращивания государственного внутреннего долга может негативно отразиться на социально-экономическом развитии страны;
- сформировать в течение 2012 года предложения по отмене налоговых льгот, установленных федеральным законодательством по региональным и местным налогам, в целях формирования бюджетов в следующем трехлетнем периоде с учетом этих предложений;
- рассмотреть возможность выделения средств на ремонт улично-дорожной сети городов-героев и городов воинской славы;
- учитывая социальную значимость строительства физкультурно-оздоровительных комплексов в регионах и накопленный положительный опыт освоения этих целевых средств, увеличить в 2012 году ассигнования на строительство ФОКов до 4 ,0 млрд. рублей;
- ускорить разработку механизма субсидирования убыточности пригородных пассажирских компаний, созданных в регионах с участием открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и субъектов Российской Федерации, при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении;
- во исполнение Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", вступающего в силу с 1 января 2012 года, предусмотреть средства на его реализацию в необходимом объеме;
- поскольку, в 2012 году наступает срок погашения кредитов, полученных в 2009 году субъектами Российской Федерации на цели дорожного строительства, необходимо в рамках второго чтения проекта федерального бюджета на 2012 - 2014 годы предусмотреть механизм реструктуризации указанных кредитов.
Комитет отмечает, что в целом бюджетная политика в 2012 - 2014 годах направлена на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране и переход к положительным темпам экономического роста.
Концепция федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов обеспечивает достижение стратегических целей государственной политики.
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе утвердить основные характеристики федерального бюджета и принять проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.