Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике
на проект федерального закона N 607158-5 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с проектом федерального закона, и отмечает следующее.
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы осуществлено с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах.
В сфере социального развития основными задачами бюджетной политики в указанный период определены улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг. Для реализации указанных задач в числе приоритетных направлений расходов федерального бюджета на период 2012-2014 годов являются:
безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение;
обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
индексация в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и выплат, зависящих от размера денежного довольствия .
Основные особенности формирования расходов федерального бюджета в сфере социального развития
1. В соответствии с обозначенными приоритетами бюджетной политики предусматривается, что средний размер трудовой пенсии возрастет с 8,5 тыс. рублей в 2011 году до 9,3 тыс. рублей в 2012 году, 10,1 тыс. рублей в 2013 году и 11,1 тыс. рублей в 2014 году.
Средний размер социальных пенсий возрастет с 5,1 тыс. рублей в 2011 году до 5,7 тыс. рублей в 2012 году, 6,2 тыс. рублей в 2013 году и 6,9 тыс. рублей в 2014 году.
2. В результате реформы денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц планируется, что более чем в два раза будет повышен уровень материальной обеспеченности этих категорий граждан, что соответственно отразится и на уровне пенсионного обеспечения военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, пенсии которых в среднем вырастут в 1,6 раза.
3. В проекте федерального бюджета на 2012 год предусмотрена индексация на 6,0 процента:
с 1 апреля 2012 года - денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц;
с 1 сентября 2012 года - стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях;
с 1 октября 2012 года - фондов оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, окладов денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и судей и прокурорских работников.
При этом комитет отмечает, что рост заработной платы в текущем периоде происходил неравномерно по видам экономической деятельности, продолжает увеличиваться и дифференциация уровней оплаты труда по видам экономической деятельности.
Так среднемесячная начисленная заработная плата работников здравоохранения и сектора социальных услуг в первом полугодии 2011 года составила 74 процента, а работников образования - 66 процентов от общероссийского уровня среднемесячной заработной платы.
В связи с чем комитет считает недостаточным предусмотренное увеличение заработной платы работников бюджетных учреждений и рекомендует Правительству Российской Федерации предусмотреть дополнительные меры по повышению уровня оплаты труда в бюджетных организациях.
4. Повышение минимального размера оплаты труда в 2012 году не предусматривается. Правительство Российской Федерации планирует рассмотреть вопрос о дальнейшем повышении МРОТ при подготовке проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015 годов.
В то же время в рассматриваемый период прогнозируется существенное увеличение величины прожиточного минимума, в том числе за счет изменения с 2013 года принципов формирования стоимости потребительской корзины.
В связи с чем комитет считает необходимым повышение минимального размера оплаты труда до фактически сложившейся величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем периоде.
5. В проекте федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов учтена индексация по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств.
6. В проекте федерального бюджета в связи с окончанием антикризисных мероприятий на 2012-2014 годы предусматривается значительное снижение бюджетных ассигнований на мероприятия в области содействия занятости населения.
В 2012 году бюджетные ассигнования на мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, сокращаются до 1,5 млрд. рублей по сравнению с 27,8 млрд. рублей в 2011 году. Планируется, что указанные мероприятия с 2012 года будут реализовываться только в отдельных субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.
За счет средств федерального бюджета осуществляется финансирование социальных пособий безработным гражданам и стипендий гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости населения.
7. В межбюджетных трансфертах, передаваемых бюджетам государственных внебюджетных фондов, предусмотрены средства на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом планируемого снижения на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34,0 процента до 30,0 процента (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году в размере 10,0 процента), а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20,0 процента.
8. Статьями 8-10 законопроекта определяются особенности использования средств федерального бюджета в соответствующих сферах деятельности, в том числе связанные с реализацией приоритетных национальных проектов, конкретизируются отдельные расходные обязательства в социальной сфере. При этом в статье 10 законопроекта в соответствии с законодательством Российской Федерации предлагается установить размеры дополнительных мер государственной поддержки отдельным категориям граждан с учётом прогнозируемой инфляции.
Также в статье 10 предусмотрено установление на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации устанавливается на 2012 год - в размере 5 564 рублей, 2013 год - 6 297 рубля, 2014 год - 6 782 рублей.
9. В связи с тем, что с 2012 года органы внутренних дел переводятся на единое финансирование из федерального бюджета и, соответственно, высвобождаются существенные финансовые ресурсы у большинства субъектов Российской Федерации, некоторые федеральные полномочия в социальной сфере передаются на региональный уровень.
Так передаются на региональный уровень:
полномочия по выплате единовременного пособия при устройстве ребенка в семью;
полномочия в области содействия занятости населения (за исключением выплат безработным гражданам);
федеральные учреждения среднего профессионального образования и учреждения, осуществляющие дезинфекционную деятельность;
По тем же основаниям отменяется софинансирование за счет средств федерального бюджета мер социальной поддержки реабилитированных лиц, содержания детей-сирот в семье опекуна и приемных семьях.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.