Заключение Правового управления Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 431799-5 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", внесенному депутатом Государственной Думы О.Л. Михеевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Правовое управление сообщает следующее.
Согласно проектируемым изменениям статьи 66 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы) (пункт 3 статьи 1 законопроекта) подлежит возмещению вред, причиненный в том числе жизни граждан в результате загрязнения окружающей среды, что не согласуется с названием главы 12 Основ "Ответственность за причинение вреда здоровью граждан". Кроме того, указанное изменение, на наш взгляд, потребует внесения изменений в часть 1 статьи 79 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Также необходимо отметить, что вред, причиненный жизни, подлежит возмещению на основании главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В части четвертой новой редакции статьи 66 Основ употребляется термин "обоснованный медицинский риск", который является основанием для освобождения от ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью граждан. Вместе с тем значение указанного термин в законопроекте не поясняется, а в Основах или других федеральных законах данный термин не употребляется.
Формулировка части пятой новой редакции статьи 66 Основ требует дополнительного пояснения по ряду позиций. Во-первых, появляется новый субъект правоотношений "исполнитель медицинских услуг", статус которого в законопроекте не определен. Однако, законопроектом данному лицу предоставляется право оказывать медицинские услуги в случае, когда он не мог и не должен был знать об особенностях организма пациента и (или) характера его заболевания, что является нарушением статьи 54 Основ, в соответствии с которой медицинской деятельностью вправе заниматься медицинские работники соответствующего образования и квалификации. Поскольку, исходя из законопроекта, последствием оказания такими лицами медицинских услуг является смерть пациента, возникает ситуация возмещения расходов, связанных с медицинским вмешательством, третьим лицам. Вместе с тем размер возмещения ограничивается законопроектом только размером произведенных пациентом расходов, что, как указывалось выше, не согласуется с нормами гражданского законодательства.
Заместитель |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.