Официальный отзыв Аппарата Правительства РФ
на проект федерального закона N 431799-5 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", внесенный депутатом Государственной Думы О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
Правительством Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Проектом федерального закона предполагается внести изменения в статьи 35, 58 и 66 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы).
Законопроектом предлагается дополнить часть вторую статьи 35 Основ положением о необходимости наличия письменного согласия супругов и суррогатной матери на проведение искусственного оплодотворения и имплантацию эмбриона суррогатной матери.
Однако в законодательстве Российской Федерации не раскрыто понятие "суррогатное материнство". Кроме того, требуется уточнение круга лиц, дающих письменное согласие на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, поскольку такое согласие может дать и одинокая женщина (часть вторая статьи 35 Основ).
В предлагаемой пунктом 2 статьи 1 законопроекта редакции части пятой статьи 58 Основ следует уточнить, что понимается под "негативными последствиями" несоблюдения пациентом предписаний врача или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения.
Предлагаемой редакцией статьи 66 Основ предусмотрено такое основание освобождения от возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан в результате медицинского вмешательства, как обоснованный медицинский риск, однако в законодательстве Российской Федерации данное понятие не определено.
В законопроекте понятие "обоснованный медицинский риск" также не раскрывается, что создаст неопределенность при его применении и условия для возможных злоупотреблений.
Часть пятая предлагаемой законопроектом редакции статьи 66 Основ предусматривает возмещение пациенту расходов, связанных с медицинским вмешательством, в случае причинения вреда его жизни или здоровью, обусловленного особенностями организма человека и (или) характером его заболевания, о которых не мог и не должен был знать исполнитель медицинских услуг. Однако данной нормой не определяются круг лиц, которые могут являться исполнителями медицинских услуг, вред, который может быть признан обусловленным особенностями организма человека и (или) характером его заболевания, причины, по которым исполнитель медицинских услуг не мог и не должен был знать о таких особенностях, расходы, подлежащие возмещению применительно к статье 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, этой нормой допускается возможность осуществления медицинского вмешательства без всестороннего изучения состояния здоровья пациента, что представляется неприемлемым.
Также следует отметить, что в настоящее время в стадии разработки находится проект федерального закона "Об обязательном страховании пациентов при оказании им медицинской помощи", предусматривающий страховые принципы возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пациентов при получении медицинской помощи в медицинских организациях.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации проект федерального закона в представленной редакции не поддерживает.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.