Заключение Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению
на проект федерального закона N 607167-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению в соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 ноября 2011 года (постановление N 6325-5 ГД) и переданный на рассмотрение Совета Федерации.
Проект Федерального закона внесен на рассмотрение в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон вносит ряд изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС), обусловленных правоприменительной практикой, а также уточняет отдельные положения, связанные с реализацией программ модернизации здравоохранения, и дополняет новой нормой об осуществлении в 2012 году единовременных компенсационных выплат "молодым специалистам" из числа медицинских работников, прибывших на работу в село.
В число застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС), самостоятельно обеспечивающих себя работой и обязанных уплачивать страховые взносы, наряду с индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, адвокатами включаются арбитражные управляющие. Комитет обращает внимание, что при рассмотрении в Государственной Думе проекта Закона об ОМС Комитет указывал на закрытость перечня лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в связи с чем иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, к примеру, арбитражные управляющие, исключаются из числа застрахованных в системе ОМС, и в поправках ко второму чтению предлагал расширить этот перечень, использовав формулировку "и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой".
Уточняются нормы о составе нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС, в который не включаются средства для расчетов за медицинскую помощь, оказанную за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС.
Федеральный фонд ОМС наделяется полномочиями по утверждению форм заявлений, реестров счетов, актов, иных документов и порядков их заполнения, а высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают положения о территориальных фондах ОМС.
Штраф для медицинских организаций за нецелевое использование средств устанавливается в размере 10 процентов от суммы этих средств, а пени взимаются за каждый день просрочки.
В части контроля предоставления медицинской помощи прописывается состав сведений об экспертах качества медицинской помощи, которые должны содержаться в территориальных реестрах.
В целях уточнения порядка реализации программ модернизации здравоохранения в 2011 - 2012 годах вводятся нормы:
о создании единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и установлении порядка организации работ и финансового обеспечения мероприятий по созданию такой системы;
об уточнении механизма осуществления взаиморасчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, где они застрахованы;
о расходовании остатков средств, образовавшихся в бюджетах субъектов Российской Федерации в результате их неполного использования в 2011 - 2012 годах, на цели модернизации в очередном финансовом году при наличии потребности в этих средствах и в соответствии с решением Федерального фонда ОМС;
о наделении территориальных фондов обязательного медицинского страхования полномочиями по контролю за реализацией мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон вводит в Закон об ОМС уточняющую норму о наделении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, полномочием по утверждению правил медицинского страхования в 2011 году, так как соответствующая статья об указанном полномочии в Законе об ОМС вступает в силу лишь с 1 января 2012 года.
Закон об ОМС дополняется нормой, касающейся структуры тарифа на оплату медицинской помощи, и предусматривает возможность включения в структуру тарифа на 2011 - 2012 годы расходов на приобретение оборудования стоимостью более ста тысяч рублей по согласованию и при условии наличия расходов на приобретение оборудования в структуре тарифа в 2010 году.
В 2012 году за счет иных межбюджетных трансфертов (в пределах бюджетных ассигнований по программам модернизации здравоохранения, распределенных и установленных Правительством Российской Федерации) из бюджета Федерального фонда ОМС предполагается осуществлять единовременные компенсационные выплаты в размере одного миллиона рублей на человека медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим (переехавшим) в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения на работу в сельский населенный пункт, с обязательствами о работе на селе в течение пяти лет и возврате части выплаты, пропорциональной неотработанному времени из этих пяти лет. Помимо указанных средств, субъекты Российской Федерации должны предусмотреть для сельских медиков не менее одного вида из трёх адресных социальных гарантий - предоставить жильё, выделить земельный участок или выдать компенсацию части процентной ставки по жилищному кредиту, также они могут установить иные меры социальной поддержки.
Действие положений Федерального закона о средствах нормирования страхового запаса, об оплате межтерриториальных медицинских услуг, утверждении правил ОМС и структуре страхового тарифа распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Федеральный закон не содержит правовых норм, способствующих возникновению условий для проявления коррупции.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.А. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.