Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 617565-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Е.Г. Драпеко, З.М. Степановой, Г.П. Ивлиевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы"
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив указанный проект федерального закона, сообщаем следующее.
Согласно пункту 2 новой редакции статьи 59 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в историческом поселении государственной охране подлежат, в том числе "исторические границы земельных участков и межевание". Обращаем внимание, что межевание представляет собой работы по установлению на местности определенных границ земельных участков, в связи с чем в законопроекте должна идти речь, скорее всего, о государственной охране не межевания, а границ, установленных в результате межевания. Кроме того, поскольку в соответствии с пунктом 1 этой статьи историческим поселением является населенный пункт, следует уточнить исторические границы каких земельных участков также являются объектами государственной охраны.
В пункте 2 проектируемой статьи 59 и в пункте 4 проектируемой статьи 60 Федерального закона содержится формулировка "региональный орган охраны объектов культурного наследия", которая требует уточнения, поскольку в действующей редакции Федерального закона применяется формулировка "орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия".
Наделение указанного органа дополнительными полномочиями по утверждению перечня исторически ценных градоформирующих объектов в границах исторического поселения, а также по согласованию проектов правил землепользования и застройки предлагаем соотнести с положениями статьи 9.2 Федерального закона, в которой закреплен перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Аналогичное замечание касается пункта 3 проектируемой статьи 59 Федерального закона, в соответствии с которой за федеральным органом охраны объектов культурного наследия закрепляется полномочие по утверждению перечня исторических поселений. Вместе с тем полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия определены в статье 9 Федерального закона.
Обращаем внимание на необходимость сопоставления и уточнения положений абзацев первого и второго пункта 3 проектируемой статьи 59 Федерального закона, поскольку из смысла данной законодательной нормы, учитывая единое определение исторического поселения (пункт 1 данной статьи), не ясны критерии и метод разделения перечней исторических поселений на перечень исторических поселений, утверждаемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия, и перечень исторических поселений, утверждаемый уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Также нуждаются в уточнении положения пункта 3 проектируемой статьи 60 Федерального закона, согласно которым градостроительная деятельность в историческом поселении осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по охране объектов культурного наследия и исторически ценных градоформирующих объектов под контролем органов охраны объектов культурного наследия и органов исполнительной власти в области регулирования градостроительной деятельности, так как из положений данной проектируемой нормы не ясно, какими именно органами должен осуществляться указанный контроль и мероприятия по охране объектов культурного наследия. В пунктах 4, 5 статьи 60 Федерального закона предусматривается согласование перечисленных в них документов с "федеральными и региональными органами охраны объектов культурного наследия", вместе с тем указание на установление порядка такого согласования данными органами отсутствует.
Заместитель начальника |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.