Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 617565-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части регулирования деятельности в границах исторического поселения), внесенному депутатами Государственной Думы Е.Г. Драпеко, З.М. Степановой, а также Г.П. Ивлиевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 617565-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Е.Г. Драпеко, З.М. Степановой, а также Г.П. Ивлиевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на повышение эффективности мероприятий по сохранению исторического облика городов Российской Федерации.
Для этих целей законопроектом предлагается уточнить определение исторического поселения, виды исторически ценных градоформирующих объектов, ввести перечни исторически ценных градоформирующих объектов и перечни исторических поселений, а также уточнить порядок подготовки документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории, разрабатываемых в отношении исторических поселений.
Комитет поддерживает необходимость повышения эффективности мероприятий по сохранению исторического облика городов Российской Федерации, вместе с тем к законопроекту имеется ряд существенных замечаний.
Законопроектом уточняется перечень исторически ценных градообразующих объектов. Так, планируется включение в указанный перечень "исторических границ земельных участков и межевания". Вместе с тем из текста законопроекта не ясно, о границах каких именно земельных участков в данном случае идет речь. Кроме того, требует дополнительного обоснования сам факт включения границ земельных участков в перечень исторически ценных градоформирующих объектов, т.к., по мнению Комитета, сами по себе границы конкретного земельного участка не могут быть признаны градоформирующим объектом.
Неясно, в каком контексте в перечне видов исторически ценных объектов указано "межевание", которое представляет собой вид работ по установлению на местности границ муниципальных и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Требует уточнения также понятие "культурный ландшафт".
По мнению Комитета, введение законопроектом перечней исторических поселений и перечней исторически ценных градоформирующих объектов требует дополнительного обоснования целесообразности внесения таких изменений, в том числе, с учетом наличия действующего единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Законопроектом также не определен порядок формирования перечня исторических поселений, утверждаемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Законопроект не устанавливает критерии (либо порядок определения критериев), позволяющие определить, в какой из перечней должно быть включено конкретное историческое поселение: в перечень исторических поселений, утверждаемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия, либо в перечень исторических поселений, имеющих важное значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Кроме того, введение перечней исторических поселений и перечней исторически ценных градоформирующих объектов требует уточнения положений ряда статей Главы II Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в части закрепления в них соответствующих полномочий органов власти.
Согласно части 4 статьи 60 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предлагаемой законопроектом в новой редакции, проекты генеральных планов, действие которых распространяется на территории исторических поселений, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
При этом законопроект не регулирует ни предмет такого согласования, ни его порядок.
Следует отметить, что Градостроительным кодексом Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень случаев и порядок согласования проектов генеральных планов. При этом необходимость согласования проектов генеральных планов с органами охраны объектов культурного наследия не предусмотрена.
Кроме того, требует дополнительного обсуждения сам вопрос о необходимости согласования указанных проектов генеральных планов с органами охраны объектов культурного наследия, учитывая, что такой проект содержит только карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов и карту функциональных зон поселения или городского округа.
Спорным также представляется положение законопроекта о необходимости согласования указанных проектов генеральных планов с федеральными органами охраны объектов культурного наследия в отношении исторических поселений, имеющих важное значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации. По этому же основанию спорным представляется и пункт 5 предлагаемой статьи 60, согласно которому до утверждения генерального плана и (или) правил землепользования и застройки, действие которых распространяется на территорию исторического поселения, документация по планировке территории исторического поселения подлежит согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Не в полной мере соответствует концепции Градостроительного кодекса Российской Федерации положение законопроекта, согласно которому проекты правил землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, проекты планировки, разрабатываемые для территорий, на которых располагаются объекты культурного наследия, включенные в реестр, их зоны охраны, выявленные объекты культурного наследия, исторически ценные градоформирующие объекты, подлежат согласованию с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Так, представляется избыточным требование о согласовании правил землепользования и застройки в целом, поскольку помимо градостроительных регламентов они включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, а также карту градостроительного зонирования.
Также не предусмотрена Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимость согласования с органами государственной власти субъекта Российской Федерации проекта планировки территории. По мнению Комитета, порядок подготовки, в том числе согласования, того или иного документа должен решаться в базовом нормативном правовом акте Российской Федерации (в данном случае - в Градостроительном кодексе Российской Федерации). При этом необходимо законодательно определить перечень случаев, а также предмет, основания и порядок осуществления соответствующего согласования.
Следует также отметить, что исходя из предложенной редакции, обязанность согласования с региональными органами охраны объектов культурного наследия возникает в отношении правил землепользования и застройки и документации по планировке, разработанных в отношении любой территории, на которой имеются объекты культурного наследия, а не только в отношении исторических поселений, что представляется избыточным, учитывая, что указанные документы должны разрабатываться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в части охраны объектов культурного наследия.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству в силу особого значения необходимости сохранения исторического облика городов Российской Федерации поддерживает концепцию проекта федерального закона N 617565-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при условии его существенной доработки с учетом указанных замечаний.
Председатель комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.