Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 617565-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части регулирования деятельности в границах исторического поселения), внесенный депутатами Государственной Думы Е.Г. Драпеко, З.М. Степановой, а также Г.П. Ивлиевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23 января 2012 года (протокол N 6, пункт 81) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 617565-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части регулирования деятельности в границах исторического поселения), внесенный депутатами Государственной Думы Е.Г. Драпеко, З.М. Степановой, а также Г.П. Ивлиевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статьи 59 и 60 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) в целях совершенствования правоприменительной практики реализации положений указанных статей, регулирующих деятельность в границах исторического поселения.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
Из анализа положений части 1 проектируемой статьи 59 следует, что историческим поселением является населенный пункт. Вместе с тем в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" поселением является городское или сельское поселение как муниципальное образование, в то время как понятие "населенный пункт" является понятием административно-территориальной единицы. Таким образом, исходя из содержания положений действующей редакции Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ и применения в законопроекте формулировки "исторические поселения", полагаем целесообразным слова "является населенный пункт, в границах которого" заменить словами "является городское или сельское поселение, в границах территории которого". Вместе с тем, в случае необходимости применения понятия "населенный пункт" как административно-территориальной единицы, формулировку "историческое поселение" возможно изменить на формулировку "исторический населенный пункт".
В части 2 проектируемой статьи 59 и части 4 проектируемой статьи 60 применяется формулировка "региональный орган охраны объектов культурного наследия". При этом в тексте Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ применяется формулировка "орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия", которая не имеет сокращений. Тем самым полагаем целесообразным терминологию законопроекта привести в соответствие с терминологией, применяемой в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.
Из содержания положений законопроекта следует, что федеральным органом охраны объектов культурного наследия утверждается перечень исторических поселений (часть 3 проектируемой статьи 59), а также согласовываются проекты генеральных планов, действие которых распространяется на территории исторических поселений (часть 4 проектируемой статьи 60). Вместе с тем, полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия определены статьей 9 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.
Также следует отметить, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия определены статьей 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ. Однако предлагаемая законопроектом новая редакция статей 59 и 60 наделяет региональные органы охраны объектов культурного наследия рядом полномочий, а именно - утверждение перечней исторических поселений, имеющих значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 59); согласование проектов правил землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, проекты планировки, разрабатываемые для территорий, на которых располагаются объекты культурного наследия, включенные в реестр, их зоны охраны, выявленные объекты культурного наследия, исторически ценные градоформирующие объекты (часть 4 статьи 60).
Тем самым полагаем целесообразным указанные дополнительные полномочия федеральных и региональных органов охраны объектов культурного наследия предусмотреть в соответствующих статьях Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.
Кроме того, из содержания части 3 проектируемой статьи 59 не ясны критерии, которыми должны руководствоваться соответствующие органы охраны объектов культурного наследия при утверждении перечней исторических поселений.
Указанные замечания и предложения могут быть учтены в ходе подготовки проекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.