Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 617565-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.Г. Драпеко, З.М. Степановой, а также Г.П. Ивлиевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по культуре рассмотрел проект федерального закона N 617565-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.Г. Драпеко, З.М. Степановой, а также Г.П. Ивлиевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Разработка данного законопроекта обусловлена необходимостью совершенствования положений статей 59 и 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), регулирующих деятельность в границах исторического поселения, как в части понятийного аппарата, так и в части уточнения состава проектной документации, разрабатываемой для исторического поселения, и порядка её согласования.
Правоприменительная практика выявила необходимость внесения изменений в определение исторического поселения, содержащееся в пункте 1 статьи 59 Федерального закона, вызванных тем, что объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, исторически ценные градоформирующие объекты, подлежащие государственной охране, могут быть расположены только на территории населенного пункта, как административно-территориальной единицы, входящей в состав городского или сельского поселения, являющихся муниципальными образованиями.
Наделение в соответствии с Федеральным законом статусом исторического поселения всего городского или сельского поселения влечет обязательность согласования с Министерством культуры Российской Федерации проектной документации, разрабатываемой для территории всего поселения, которое может состоять из нескольких населенных пунктов, в том числе, не имеющих на своей территории исторически ценных объектов.
Нуждается в уточнении положение статьи 59 Федерального закона, которой установлено, что государственной охране в историческом поселении подлежат только ценные градоформирующие объекты, тогда как, согласно иным положениям Федерального закона, государственной охране подлежат также объекты культурного наследия, включенные в государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленные объекты культурного наследия.
Федеральным законом для исторических поселений установлено особое регулирование градостроительной деятельности (ст. 60 Федерального закона), а определение исторического поселения, данное в статье 59 Федерального закона, может быть применено к любому поселению, имеющему на своей территории объекты культурного наследия. Вместе с тем, далеко не все населенные пункты, имеющие на своей территории объекты культурного наследия, могут быть отнесены к историческим поселениям.
Исторически ценные градоформирующие объекты наравне с объектами культурного наследия определяют индивидуальный облик исторического поселения. При этом объекты культурного наследия подлежат включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, однако, в отношении исторически ценных градоформирующих объектов какой-либо учёт законодательно не предусмотрен.
Согласно статье 60 Федерального закона весь объем градостроительной документации, разрабатываемой для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Однако практика реализации данной нормы дает основание считать целесообразным предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по согласованию части указанной документации.
В целях устранения вышеуказанных недостатков действующих норм статей 59 и 60 Федерального закона проектом федерального закона предлагаются следующие изменения в указанные статьи.
Пунктом 1 статьи 59 в редакции законопроекта предусмотрено отнесение к историческому поселению не городского или сельского поселения, а населенного пункта, в границах которого расположены объекты культурного наследия, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом и представляющие историческую и культурную ценность.
Проектируемая статья 59 дополняется положением о том, что государственной охране в историческом поселении подлежат также объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленные объекты культурного наследия, а не только ценные градоформирующие объекты.
Законопроектом в статью 59 вводятся перечень исторических поселений, утверждаемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а также перечни исторических поселений, имеющих важное значение для истории и культуры субъектов Российской Федерации, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В статью 59 Федерального закона вводится положение, предусматривающее разработку перечня исторически ценных градоформирующих объектов в границах исторического поселения. При этом законопроектом предлагается утверждение данного перечня отнести к компетенции регионального органа охраны объектов культурного наследия, который имеет все необходимые ресурсы для оперативной подготовки и утверждения указанного перечня.
Законопроектом предлагается отнести к компетенции региональных органов охраны объектов культурного наследия согласование проектов правил землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, и проектов планировки территорий, разрабатываемых для территорий, на которых располагаются объекты культурного наследия, включенные в реестр, их зоны охраны, выявленные объекты культурного наследия, исторически ценные градоформирующие объекты. К полномочиям федерального органа охраны объектов культурного наследия предлагается отнести согласование проектов генеральных планов, действие которых распространяется на территории исторических поселений.
Важным представляется вводимое законопроектом в связи с этим положение, устанавливающее, что согласование региональным органом охраны объектов культурного наследия документации по планировке территории исторического поселения возможно только с момента утверждения генерального плана и (или) правил землепользования и застройки муниципального образования. До принятия этих основополагающих для регулирования на территории исторического поселения градостроительной деятельности документов согласование указанной проектной документации законопроектом предложено сохранить за федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Вместе с тем, указанное положение законопроекта, предусматривающее согласование субъектом Российской Федерации практически всего объема проектной документации, разрабатываемой для населенного пункта, отнесенного к историческому поселению, нуждается в дополнительной проработке.
Законопроектом также предложено уточнить состав исторически ценных градоформирующих объектов исторического поселения, в том числе дополнив его силуэтом, панорамой, культурным ландшафтом исторического поселения. В связи с отсутствием определения такого объекта, как археологический слой, и во избежание его противопоставления культурному слою, являющемуся объектом археологического наследия и входящему в состав охраняемых объектов в историческом поселении, проектом исключается археологической слой из числа исторически ценных охраняемых объектов исторического поселения.
Законопроектом предлагается привести содержащуюся в статьях 59 и 60 Федерального закона устаревшую терминологию в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, и заменить термин "градостроительная документация" терминами "генеральные планы", "проекты правил землепользования и застройки", "градостроительные регламенты".
В целях обеспечения сохранности облика исторического поселения при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности проектом предлагается внесение информации об исторически ценных градоформирующих объектах в федеральную государственную информационную систему территориального планирования.
Комитет полагает, что принятие данного законопроекта позволит обеспечить сохранение уникального облика исторических городов России.
Вместе с тем, к законопроекту имеются следующие замечания.
Законопроектом не предусмотрены критерии разделения перечней исторических поселений на перечень исторических поселений, утверждаемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия, и перечень исторических поселений, утверждаемый уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В законопроекте отсутствует указание на установление порядка согласования перечисленных в пунктах 4 и 5 статьи 60 документов с федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия.
Наделение федерального органа охраны объектов культурного наследия и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия, дополнительными полномочиями, предусмотренными пунктами 2 и 3 проектируемой статьи 59 и пунктом 4 проектируемой статьи 60, требует соотнесения с положениями статей 9 и 9.2 Федерального закона, в которых закреплены полномочия указанных органов охраны объектов культурного наследия.
Комитет поддерживает законопроект N 617565-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и рекомендует принять его в первом чтении c учётом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
С.С. Говорухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.