Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 485822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских населенных пунктов", внесенному Воронежской областной Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 апреля 2011 года (протокол N 274, пункт 40) Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 485822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских населенных пунктов", внесенный Воронежской областной Думой.
Данным законопроектом предлагается разрешить осуществление розничной торговли лекарственными препаратами медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенным в сельских населённых пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации. В настоящее время указанные организации вправе осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами только в случае, когда аптека отсутствует во всем сельском поселении.
Комитет с пониманием относится к идее повышения доступности лекарственного обеспечения сельского населения, Вместе с тем связи с представленной законодательной инициативой Комитет считает необходимым обратить внимание депутатов Государственной Думы на следующее.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) в своей статье 11 (часть 1) в качестве общего правила ориентирует правоприменителя на вхождение в состав сельского поселения одного сельского населенного пункта. Если таких населенных пунктов оказывается несколько, для их вхождения в состав одного сельского поселение необходимо наличие у этих населенных пунктов общей территории. Дополнительным ориентиром для установления границ сельского поселения служит критерий пешей доступности, предусмотренный пунктом 11 части 1 той же статьи 11.
Применение данных подходов позволяет достичь одну из основных целей принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ ? приближение органов публичной власти к населению.
Трудности, с которыми, как следует из пояснительной записки, столкнулись в Воронежской области, по мнению Комитета, объясняются не недостатками в законодательстве об охране здоровья или лекарственных средствах, а неоптимальной территориальной организацией местного самоуправления в данном субъекте Российской Федерации. Причем эти трудности возникли не в 2011 году, а должны были быть выявлены еще в период с октября 2003 года по февраль 2005 года, когда Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (пункт 1 части 1 статьи 85) было предписано установить границы муниципальных образований. Однако это не помешало Законом Воронежской области от 30 ноября 2009 года N 145-ОЗ "О преобразовании некоторых муниципальных образований Семилукского муниципального района Воронежской области" 12 сельских поселений объединить в четыре. Законом Воронежской области от 5 апреля 2011 года N 44-ОЗ "О преобразовании некоторых муниципальных образований Хохольского муниципального района Воронежской области" были объединены еще два сельских поселения. В то же время разделение муниципальных образований не проводилось в Воронежской области ни разу.
При этом очевидно, что для жителей населенных пунктов, оказавшихся на значительном удалении от центра муниципального образования, будет в значительной степени затруднен доступ ко всем публичным услугам (от личного обращения в органы власти, до бытового обслуживания и торговли).
Дополнительно необходимо учитывать, что подходы правового регулирования, изменение которых предполагается законопроектом, характерны и для других сфер общественных отношений. Так, право совершать отдельные нотариальные действия должностные лица местного самоуправления приобретают только в том случае, если нотариус отсутствует не в конкретном населенном пункте, а во всем муниципальном образовании (пункт 3 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Обращает на себя внимание и тот факт, что право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами медицинские организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленные подразделения (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, получили только 1 сентября 2010 года. В связи с этим Комитет полагает, что необходимость предлагаемых изменений законодательства, возможные последствия и альтернативные решения следует подтвердить более длительным обобщением и анализом практики правоприменения и организации лекарственного обеспечения населения.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает поддержку концепции проекта федерального закона N 485822-5 преждевременной.
Председатель Комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.