Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 31358-5 "О проведении эксперимента по распределению сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей"
Досье на проект федерального закона
В Российской Федерации в соответствии со статьей 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2001 года, установлен порядок уплаты налога на доходы физических лиц по месту постановки на учет налогового агента в налоговом органе. Это означает, что в бюджеты субъектов Российской Федерации не поступают средства налога на доходы физических лиц от жителей, место работы которых расположено на территории иного субъекта Российской Федерации. В связи с чем, бюджеты субъектов Российской Федерации не дополучают финансовые ресурсы для развития инфраструктуры, обеспечивающей потребность проживающего населения в медицинском, социальном и транспортном обеспечении, а также жилищно-коммунальном обслуживании.
Целью проведения эксперимента является отработка механизма распределения налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика в случае уплаты названного налога по месту работы налогоплательщика отличного от места его жительства в порядке межбюджетных отношений и решения вопроса о привлечении средств налога на доходы физических лиц на территорию субъекта Российской Федерации по месту проживания налогоплательщиков.
Предлагаемый механизм распределения налога на доходы физических лиц основывается на определении нормативов распределения налога в бюджеты участников эксперимента. При этом распределение сумм налога по нормативам, указанным в проекте закона, не затрагивает порядок зачисления налогового дохода от налога на доходы физических лиц, установленный в статьях 56, 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также порядок определения дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии со статьями 58, 137 и 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Введение перераспределения поступления налога на доходы физических лиц в зависимости от места жительства налогоплательщика на территориях Московской, Ленинградской и Тверской областей в порядке межбюджетного регулирования позволит более полно обеспечить пакетом социальных услуг налогоплательщиков по их месту жительства и создаст более благоприятные условия для проживания граждан.
Результаты эксперимента позволят провести оценку эффективности указанного механизма перераспределения налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О проведении эксперимента по распределению сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей"
Проблема зачисления налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, а не по месту нахождения организации, в которой он работает, не нова. Многие субъекты Российской Федерации выходили с законодательными инициативами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по изменению законодательства в части распределения налога на доходы физических лиц. Внимание к этой проблеме обусловлено рядом факторов:
налог на доходы физических лиц составляет большую часть доходов региональных и местных бюджетов;
необходимостью обеспечить финансирование большей части социальных выплат, а также внутренней инфраструктуры как отдельного субъекта Федерации, так и муниципального образования.
Однако решение данной проблемы межбюджетных отношений путем внесения изменений в налоговое законодательство неизбежно связано с усложнением для налоговых агентов бухгалтерского учета и порядка перечисления удержанных платежей, а также со значительным усложнением налогового администрирования налога на доходы физических лиц. Более простым представляется предложенный вариант - путем введения в бюджетное законодательство нормы, предусматривающей возможность проведения перераспределения данного налога между субъектами Российской Федерации.
Для выявления проблем, связанных с применением такого порядка перерасчета, и апробации механизма перераспределения предложен данный проект федерального закона о проведении эксперимента между тремя субъектами Российской Федерации по распределению налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика.
К эксперименту привлечены три субъекта Российской Федерации, заключившие между собой соответствующие двухсторонние соглашения, территории которых имеют между собой общие границы.
Выбор субъектов Российской Федерации для участия в эксперименте обусловлен взаимным интересом к получению налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика в связи с наличием значительной маятниковой миграции трудовых ресурсов в соседние субъекты Российской Федерации и имеющимся географическим взаиморасположением вдоль основного товаротранспортного потока от границы Российской Федерации, ее портов в центр Российской Федерации.
По оперативной информации налоговых органов за 2006 год совокупные потери бюджета Московской области в результате не поступления налога на доходы физических лиц при уплате названного налога по месту работы налогоплательщика отличного от места его жительства составили более 20,0 млрд. рублей.
Изменение порядка уплаты налога на доходы физических лиц в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, позволит более полно обеспечить пакетом социальных услуг по месту жительства налогоплательщика и создаст благоприятные условия для проживания граждан.
Принятие и реализация федерального закона "О проведении эксперимента по распределению сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения и дополнения которых потребует принятие проекта федерального закона "О проведении эксперимента по распределению сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами Московской, Ленинградской и Тверской областей"
Принятие данного законопроекта потребует внесения дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", устанавливающих нормативы отчислений от уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, для перечисления в бюджеты участников эксперимента и в нормативный правовой акт Министерства финансов Российской Федерации, утверждающий коды бюджетной классификации Российской Федерации, в виде расширения перечня кодов по налогу на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, для перечисления в бюджеты участников эксперимента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.