Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 31358-5 "О проведении эксперимента по распределению сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей", внесенному Московской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект указанного федерального закона, Комитет отмечает следующее.
В настоящее время в соответствии с пунктом 7 статьи 226 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее- Кодекс) совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
Авторами законопроекта предлагается организовать эксперимент по распределению сумм налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), уплаченных налоговыми агентами в соответствии со статьей 226 Кодекса по месту учета налоговых агентов в налоговых органах в бюджеты Московской, Ленинградской и Тверской областей (далее - участники эксперимента) в случаях, если место жительства налогоплательщика - физического лица расположено на территории одного участника эксперимента, а налоговый агент состоит на учете в налоговых органах на территории другого участника эксперимента.
При этом, в период проведения эксперимента по распределению сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей органы Федерального казначейства осуществляют распределение сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами субъектов Российской Федерации - участников эксперимента по нормативам, установленным федеральным законом о федеральном бюджете и законами субъектов Российской Федерации - участников эксперимента на соответствующий финансовый год
Согласно пояснительной записке, целью проведения эксперимента является отработка механизма распределения налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика в случае уплаты налога по месту работы налогоплательщика, отличного от его места жительства, в порядке межбюджетных отношений в целях обеспечения проживающего населения медицинскими, социальными, жилищно-коммунальными услугами.
В обоснование необходимости проведения такого эксперимента указывается, что бюджеты субъектов Российской Федерации при существующем порядке уплаты налога на доходы физических лиц получают не в полной мере финансовые ресурсы для развития инфраструктуры, обеспечивающей потребность проживающего населения в медицинском, социальном и транспортном обеспечении, а также жилищно-коммунальном обслуживании.
Комитет не поддерживает указанный законопроект по следующим основаниям.
Представляется, что проведение эксперимента в Московской, Ленинградской и Тверской областях не приведет к сколь либо значительному перераспределению финансовых ресурсов между указанными субъектами Российской Федерации, а, следовательно, не решит указанные выше проблемы и не будет эффективным для общероссийской практики. Это обусловлено тем, что уровень маятниковой миграции между указанными областями находится на достаточно низком уровне, а между Ленинградской областью, с одной стороны, и Московской и Тверской областями, с другой, такая миграция практически отсутствует (вследствие отсутствия общей границы). Между тем, предлагаемая законопроектом схема администрирования налога, предполагающая ведение Федеральной налоговой службой раздельного учета сумм налога, удержанного на территориях участников эксперимента налоговыми агентами у налогоплательщиков - физических лиц, место жительства которых расположено на территории иных участников эксперимента, существенно увеличит материальные и трудовые затраты налоговых органов на осуществление такого администрирования. В этой связи результат, который может быть достигнут в результате проведения эксперимента, не будет оправдывать средства, затраченные на его организацию.
Следует также иметь в виду, что жители соответствующих регионов, работающие в других регионах, пользуются социальной инфраструктурой территории, где они работают, прежде всего транспортными и социально- бытовыми услугами. С этой точки зрения достижение провозглашенной законопроектом цели, состоящей в более полном обеспечении пакетом социальных услуг налогоплательщиков, не может быть в полной мере реализовано. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления исполняют полномочия по решению большинства вопросов местного значения по отношению ко всем гражданам, находящимся на территории муниципального образования, независимо от того, зарегистрированы ли они по месту жительства на данной территории.
Немаловажным является и то обстоятельство, что действующая система зачисления налога на доходы физических лиц стимулирует субъекты Российской Федерации и муниципальные образования создавать новые рабочие места на своей территории.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 31358-5 "О проведении эксперимента по распределению сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей", внесенный Московской областной Думой.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.